наверх


переулок Гнесина

изменена 2019-05-20 18:23

МИХАИЛ ГНЕСИН,

КОМПОЗИТОР И ПЕДАГОГ

 

Переулок Гнесина расположен в Перво­майском районе, занимает всего один квар­тал в новом жилом микрорайоне у Ростов­ского моря. Он проходит между улицами Шостаковича и Садоводческой параллельно переулкам Серова и Алябьева. Назван в па­мять о нашем земляке Михаиле Фабиановиче Гнесине, выдающемся композиторе и музыкальном педагоге.

«Любовь и привязанность к Ро­стову - городу, в котором я ро­дился, и ко всему донскому краю характеризуют всю мою жизнь, - говорил впоследствии М.Ф. Гне­син, - степь с ее широкими про­сторами и ароматами трав, поля пшеницы, золотящейся на солн­це, и водная гладь Дона - это первые и прекрасные мои впе­чатления и воспоминания». Как сообщают его биографы, Миша в раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в компози­ции. Ему не было еще и восьми лет, когда юный композитор на­писал первое свое произведение.

После окончания в 1899 году реального училища 16-летний Михаил поступил в Петербургс­кую консерваторию. Мир музыки - чарующей, возвышающей, де­лающей человека красивее, глуб­же, интереснее - по словам Ми­хаила Фабиановича, захватил его целиком. Да и могло ли статься иначе, когда его учителями в кон­серватории были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.К. Глазу­нов, другие выдающиеся компо­зиторы и музьковеды?

В это время Гнесин увлекает­ся музыкально-просветительской деятельностью, организует круж­ки в рабочих клубах Петербурга. Не был он чужд и общественной жизни, принял в 1905 году ак­тивное участие в забастовке сту­дентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключен из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя.

Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Миха­ил Фабианович продолжил как творческую, так и просветитель­скую работу.

«Значительная часть моих про­изведений, - вспоминал Гнесин, - была написана в Ростове. Это были фортепьянные пьесы, ро­мансы на стихи русских поэтов, хоровые и другие сочинения. Многие из них впервые прозву­чали в Ростове в исполнении ме­стных музыкантов».

Симфонический дифирамб «Вру­бель», написанный композитором в родном городе, был отмечен премией имени М.И. Глинки.

Много сил отдавал композитор музыкальному просвещению - он организовывал музыкальные лектории, выступал с лекциями как перед учащейся молодежью, так и перед рабочими ростовских предприятий, устраивал концер­ты, привлекая к участию в них не только местных музыкантов, но и мастеров искусств из Москвы, Петербурга и других городов.

Как сообщал известный крае­вед С.С. Гурвич, Михаилу Фабиановичу удалось добиться разрешения на создание общедос­тупной музыкальной библиотеки, которая открылась в Ростове в 1916 году. Он передал ей в дар основной фонд своей личной библиотеки. Библиотека, назван­ная именем Н.А. Римского-Корсакова, быстро завоевала попу­лярность среди преподавателей, учащихся и всех любителей му­зыки.

С установлением советской власти в городе М.Ф. Гнесин был назначен руководителем музыкальной секции Донского отдела народного образования. Он был первым директором Донской со­ветской государственной консер­ватории. По его инициативе в Ро­стове начали работать три детс­кие музыкальные школы, одной из них, открытой в Нахичевани, впоследствии было присвоено имя М.Ф. Гнесина.

В начале двадцатых годов Ми­хаил Фабианович переехал в Москву, где заведовал кафедрой композиции в музыкально-педа­гогическом институте, которым руководила его сестра Елена Фабиановна, также начавшая педа­гогическую деятельность в Ростове. Этот институт, получивший имя Гнесиных, воспитал многих видных музыкантов как нашей страны, так и из-за рубежа.

Заслуженный деятель искусств России, лауреат Сталинской пре­мии М.Ф. Гнесин до конца своих дней не порывал связей с Росто­вом. Последний раз он побывал здесь в сентябре 1949 года, при­нял участие в обсуждении твор­чества местных композиторов. Об­ращаясь к ростовчанам, Михаил Фабианович говорил о том, что наш родной город успешно зале­чит раны войны, станет еще кра­ше, и его вторая молодость даст дальнейший рост и всестороннее развитие музыкальной культуры и искусства Дона.

По предложению Ростовского регионального отделения Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры име­нем М.Ф. Гнесина недавно на­зван один из новых переулков нашего города.

 

Б. АГУРЕНКО.