наверх

Ростов-на-Дону

Управление культуры Администрации города Ростова-на-Дону

Людмила Павловна Лисицына

Людмила Павловна 20 лет работала в Доме культуры службы быта. Провела международный театральный фестиваль в г. Ростове-на-Дону «Играем Чехова». В настоящее время занимает должность начальника Управления культуры г. Ростова-на-Дону. Член правления СТД.

Более подробную информацию вы можете получить на официальном сайте Администрации г. Ростова-на-Дону

http://www.csn-media.ru/?index/wooman_don/rubrics/97/2124

Заслуженный работник культуры РФ.

Структура управления:

  • Отдел сохранения культурного наследия и современного искусства.
  • Отдел развития инфраструктуры отдыха и инноваций.

Более подробную информацию вы можете получить на официальном сайте Администрации г. Ростова-на-Дону

Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области

Губернатор Ростовской области ВАвилий Юрьевич ГолубевГолубев Василий Юрьевич

21 мая 2010 года депутаты Законодательного Собрания Ростовской  области, рассмотрев представление Президента РФ Д.А.Медведева, наделили Василия Юрьевича Голубева полномочиями Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области на ближайшие пять лет.

14 июня 2010 года Голубев Василий Юрьевич вступил в должность Главы Администрации (Губернатора) области.

Василий Юрьевич Голубев родился 30 января 1957 года в станице Ермаковская Белокалитвенского района Ростовской области в семье шахтера. Трудовую деятельность начал в 1975 слесарем на шахте "Шолоховская". После окончания Московского института управления в 1980 году, получив специальность "Экономист по организации управления", был распределен в Ленинский район Московской области.

С 1980 по 1983 годы работал на Видновском грузовом автотранспортном предприятии старшим инженером, а затем начальником отдела эксплуатации. Хорошие организаторские способности, коммуникабельность, компетентность позволили Василию Юрьевичу с 1983 по 1990 годы пройти школу партийно-хозяйственной работы от инструктора промышленно-транспортного отдела Ленинского РК КПСС, организатора отдела МК КПСС до избрания Вторым секретарем РК КПСС. Деловые качества, внимательное отношение к людям, знание проблем района, способствуют избранию Василия Юрьевича в 1986 году депутатом Видновского Горсовета.

В 1990 году был избран председателем Видновского городского Совета народных депутатов, а в ноябре 1991 года назначен главой администрации Ленинского района Московской области. Работая главой администрации с 1991, завоевал авторитет, уважение у населения решением жизненно важных проблем района.

Работу строит открыто, не допускает мелочей. Одинаково серьезно относится к решению больших и малых, сложных и простых проблем. Внимательно относится к сотрудникам и коллегам, умеет не превращать дружеские отношения в попустительство и вседозволенность. Свои требования проводит жестко, но корректно. Умело строит работу коллегиально, привлекая силы всего коллектива, четко определяя при этом персональную ответственность каждого за исполнение.

 Активен, в то же время предпочитает основательный взвешенный подход - без спешки и крайностей. Умеет бесконфликтно строить совместную работу.

Его социальное поведение отличается ярко выраженным дружелюбием, добротой, стремлением к взаимодействию.

Василий Юрьевич женат, имеет двух детей.

«О себе»

«Родился в 1957 году в Ростовской области, в станице Ермаковской Тацинского района. Здесь и проживал до 18 лет. Свой трудовой путь начинал на Дону, в посёлке Шолоховском, на шахте «Восточная». Затем поступил в Москве в университет управления и по распределению был направлен в Подмосковье, в Ленинский район, в город Видное. Работал в транспортном предприятии, затем был приглашён в партийные органы, работал в райкоме партии, в областном комитете, после чего вернулся в Ленинский район, где был избран председателем районного Совета депутатов. В 1991 году меня избрали главой Ленинского района. В 1999 году был избран заместителем, а затем первым заместителем губернатора Московской области. В 2003 году вернулся в Ленинский район, с тех пор являюсь его главой.

Я являюсь членом Совета Центрального федерального округа, председателем Координационного совета ЦФО, председателем палаты районов России, вместе с Чернышевым мы в едином Конгрессе рядышком — это всё серьёзные дела. У меня есть идеи по взаимодействию с муниципальными образованиями, это тема актуальная».

 

http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13130&sphrase_id=13246

Глава Администрации города Ростова-на-Дону

Михаил Анатольевич Чернышев

Михаил Анатольевич Чернышев родился 6 марта 1950 года в городе Ростове-на-Дону. Окончив в 1967 году с серебряной медалью среднюю школу, поступил в Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения, продолжив инженерную династию своей семьи.

В 1972 году, получив диплом с отличием по специальности "Приборы точной механики", был направлен в Ростовский научно-исследовательский институт радиосвязи, где работал инженером, затем инженером-конструктором первой категории. Активно занимался рационализаторской, изобретательской работой, имеет авторские свидетельства.

С 1980 по 1985 годы - на партийной работе. С 1985 года - в органах исполнительной власти: заместитель председателя исполкома Пролетарского районного Совета народных депутатов, заместитель заведующего организационно-инструкторским отделом исполкома Ростовского областного Совета народных депутатов, затем глава администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону.

В июле 1993 года был назначен главой администрации города Ростова-на-Дону, а в 1994 году избран депутатом городской Думы и главой местного самоуправления города. В декабре 1996 года М.А. Чернышев избран мэром Ростова. За него проголосовали 78% из числа принимавших участие.

Председатель Ассоциации муниципальных образований Ростовской области, вице-президент Ассоциации городов Юга России, член Правления Конгресса муниципальных образований России и Союза Российских городов, член Совета руководителей органов местного самоуправления при Правительстве Российской Федерации.

За многолетний плодотворный труд и вклад в социально-экономическое развитие города М.А. Чернышев в 1997 году был награжден орденом Дружбы, в 1999 году - знаком "Почетный строитель России", в 2000 году - орденом Почета. Доктор экономических наук.

Разносторонний спортсмен, имеет спортивные разряды по плаванию, шахматам, стрельбе. Увлекается футболом, теннисом.

Женат, две дочери.

Более подробную информацию вы можете получить:

Символы Ростова

Герб города Ростова-на-Дону

Герб - главный символ города, отражающий заслуги Ростова-на-Дону перед Россией и городским сообществом, юридические права и привилегии, полученные органами местного самоуправления в разные годы своей истории.

Герб города Ростова-на-Дону утвержден в 1811 году, изменен в 1904 году и восстановлен в своем действии городской Думой 9 апреля 1996 года на 22 заседании (решение N 211). Герб города зарегистрирован вместе с Уставом города отделом юстиции администрации Ростовской области 14 июня 1996 года (регистрационный N 1). Эталонные размеры герба города имеют соотношение высоты к ширине 0,97 : 1.

Герб города располагается на знамени города, помещается на должностном знаке мэра города.

Иные случаи официального использования изображения герба города Ростова-на-Дону устанавливаются решением городской Думы.

Допускается применение герба города в монохромном и трафаретном изображении.

Не допускается цветное воспроизведение герба города в каком-либо другом виде, отличающимся от принятого городской Думой.

Знамя города

Знамя города, как святыня городского сообщества, было даровано общественностью города шестигласной городской Думе 20 сентября 1864 года. По случаю этого знаменательного события, а также открытия моста и закладки богадельни, городская Дума, под руководством городского головы А.М. Байкова, провела первый в истории Ростова-на-Дону общегородской праздник. Традиции проведения Дня города сохраняются до сих пор. Во второй половине XIX века, в начале XX века под знаменем города формировались полки народного ополчения, уходившие на защиту южных рубежей России.

Знамя города, изготовленное в единственном экземпляре, устанавливается в здании городской Думы и администрации города и находится под стеклянным колпаком на парадной лестнице между первым и вторым этажами.

С обеих сторон знамени в центре помещен герб города Ростова-на-Дону в цветном изображении. С обеих сторон белого атласного полотнища в верхней части, размещается надпись: "Город Ростов-на-Дону". В нижней части знамени расположена надпись "Основан в 1749 году". Надписи, выполненные золотом, от чистого поля знамени отделяет красная окантовка шириной 10 мм, расположенная от краев полотнища на расстоянии 50 мм. Расстояние до герба города от верхнего и нижнего краев полотнища по 150 мм. По периметру полотнище знамя украшает золотая бахрома длиной 25 мм. Наличие на знамени цветного городского герба и белый цвет атласного полотнища символизируют свободу и открытость Ростова-на-Дону для развития торговли и промышленности, установления культурных и иных связей с городами-партнерами.

Размер Знамени города определен "золотым сечением", отношением длины к ширине - 1 : 0,62 и составляет по длине - 1370 мм, ширине - 850 мм. Древко Знамени (диаметр 25 мм) увенчано металлическим навершием с хромированным покрытием ромбовидной формы высотой 175 мм.

Знамя города выносится из здания городской Думы и администрации города почетным караулом только на День города и в День Победы.

Другие случаи использования знамени города определяются специальным решением городской Думы.

Знамя города Ростова-на-Дону не может быть использовано предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, в качестве основы для разработки своих символик.

Не допускается цветное воспроизведение знамени города в каком-либо другом виде, отличающимся от принятого городской Думой.

Допускается применение полиграфических копий знамени города в монохромном изображении.

Флаг города Ростова-на-Дону

Флаг города Ростова-на-Дону - святыня городского сообщества, символ его единства и взаимодействия горожан, подлежащий защите как внутри города, так и за его пределами. Флаг города символизирует городское сообщество независимо от вероисповедания и национальности его членов, их принадлежности к партии и общественным движениям.

Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище "золотого сечения" (соотношение высоты к длине - 2/3), состоящее из цветов герба города, вертикально делящих полотно на две равные части, располагающихся на лицевой стороне от древка в следующем порядке: синий (голубой, символизирующий честь и славу, искренность и преданность традициям многих поколений ростовчан) и красный (червленый, означающий справедливость и храбрость, силу и мужество, проявленные ростовчанами в трудовых буднях и на полях сражений за независимость и свободу Отчизны).

На флаге в центре воспроизведен малый герб города в контурном изображении: щит рассечен, на синем (голубом) поле белая двухъярусная башня с затворенными вратами и на ней развивающийся вправо белый, обремененный Андреевским синим (голубым) крестом, флаг на древке белого цвета; под пятизубцовым верхним ярусом две бойницы, расположенные над семизубцовым нижним ярусом; на красном (червленом) поле белого цвета, одетые на шест, древний шлем, повернутый прямо, и кольчуга и позади них - лук тетивою вниз накрест со стрелой и копьем.

Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне - сторожевая башня, на красном - военные трофеи.

Гербовые фигуры воспроизведены без детализации, белым цветом, символизирующие чистоту помыслов, свободу и доброту ростовчан, мирное сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе, открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.

Малый герб города воспроизведен в контурном изображении без детализации. Толщина белой линии контура щита - 1/50 высоты флага, высота щита - 5/7 высоты флага, высота гербовых фигур - 3/5 высоты флага, ширина гербовых фигур - 1/4 высоты флага. Внутренние и внешние линии контуров гербовых фигур воспроизводятся черным цветом. Толщина внешних линий фигур составляет 1/4 толщины белой линии контура щита герба города. Толщина внутренних линий фигур составляет 1/8 толщины белой линии контура щита герба города.

Флаг города вместе с флагом Ростовской области постоянно находится на фасадах зданий городской Думы и администрации города, районов.

При одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации и флага города, Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны (если стоять лицом к флагам).

При одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации, флага Ростовской области и флага города Ростова-на-Дону соблюдается следующий порядок их расположения (со стороны стоящего лицом к флагам):

  • Государственный флаг Российской Федерации - в центре;
  • флаг Ростовской области - с правой стороны;
  • флаг города Ростова-на-Дону - с левой стороны.

При этом флаг города не может быть больше Государственного флага Российской Федерации и флага Ростовской области.

Флаг города постоянно находится в рабочих кабинетах мэра города, заместителя мэра города по местному самоуправлению, заместителей главы администрации города, руководителей структурных подразделений администрации города, глав администраций районов, в залах заседаний городской Думы и администрации города, районов.

При подъеме флага в День города, районов, на официальных церемониях и торжествах по случаю знаменательных дат и событий в жизни города, районов, всероссийских и международных мероприятий, при вручении призов ростовчанам на спортивных и других состязаниях флагу отдаются высшие почести.

В дни государственных праздников и в День города, районов флаг города размещается на фасадах зданий предприятий, учреждений и организаций, а также жилых домов города.

В дни референдумов, выборов депутатов городской Думы, мэра города, губернатора Ростовской области, Президента Российской Федерации флаг города вывешивается на зданиях с помещениями для голосования.

Флаг города в виде сигнального флага или вымпела используется на транспортных средствах администрации города, районов, поднимается на речных судах внутреннего плавания, на которых в качестве официальных лиц находятся мэр города, его заместитель по местному самоуправлению, заместители главы администрации города, главы администраций районов города.

Флаг города может быть поднят во время других торжественных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, отдельными гражданами при условии соблюдения ими уважительного отношения к флагу, норм и правил настоящего положения.

В знак траура флаг города приспускается до половины древка и в верхней его части крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага.

При воспроизведении флага должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное решение, соответствующее описанию, принятому городской Думой. В полиграфической продукции допускается воспроизведение флага в черно-белом изображении.

Флаг города подлежит тиражированию в строгом соответствии с описанием и настоящим положением. Допускается воспроизведение флага любых размеров, из различных материалов и в виде вымпела.

Ответственность за соблюдение установленных требований при использовании флага города несут руководители органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждане, применяющие его в своих целях.

Исторические зарисовки

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Вот уже 260 лет насчитывает история города Ростова-на-Дону - история яркая и славная, тесно связанная с судьбами нашего государства и его народов. Самим своим географическим положением - на пересечении сухопутных и водных дорог - городу было предначертано сыграть заметную роль в жизни страны. Уже с древнейших времён территория современного Ростова примыкала к оживлённым торговым путям, вблизи которых возникали крупные города: Танаис, Азов и ряд других. В период азовских походов Петра Первого в устье Темерника находился лагерь российских войск, здесь производились ремонт и дооснащение кораблей Азовской флотилии. Тогда же, по преданию, именно Петр дал название роднику «Богатый колодезь». Позднее, в 1713 году, после вынужденного ухода российских войск из Азова и Таганрога, был основан Темерницкий форпост. Появляются и первые поселения, не имевшие тогда еще прочной оседлости. Сюда стекались, в том числе, и беглые крепостные. В декабре 1749 г. императрица Елизавета Петровна своим указом учреждает в устье реки Темерник, где в то время проходила граница России, русскую таможню. Рядом был основан порт. Весной 1750 г. здесь начинаются строительные работы. А уже годом позже вокруг Темерницкой таможни сосредотачивается заметная часть внешней торговли России. В 1756 г. здесь возникает первое товарищество купцов под названием «Российская в Константинополе торгующая коммерческая компания». На берегу Дона возводятся домики русских и иностранных купцов, склады для привозимых товаров. Возникает поселение, известное как Купеческая слобода. Находилась эта слобода на высоком берегу Дона, вблизи Богатого колодезя. Новое, стремительно растущее поселение нуждалось в надёжной защите. В сентябре 1761 г. здесь по указу Елизаветы Петровны была заложена мощная крепость, получившая название в честь святого Димитрия Ростовского. Именно отсюда и происходит название нашего города. Крепость Димитрия Ростовского имела форму девятиконечной звезды. Её ограждали высокий земляной вал и глубокий ров. В черте этого сооружения находились постройки гражданского и военного назначения: дом коменданта, солдатские казармы, госпиталь, склады. В крепости имелись школа, несколько церквей, здания ратуши и биржи. На карте сегодняшнего Ростова крепость занимала территорию в границах улиц Станиславского и Горького, проспекта Чехова и переулка Крепостного. Вдоль берега Дона постепенно складываются поселения, так называемые форштадты. Здесь селятся отставные солдаты, купцы, казаки и т.д. Для их нужд выделяются земельные участки, что способствовало быстрому росту населения. Темерницкий порт быстро становится важным перевалочным пунктом, через который из России вывозили за рубеж железо уральских и тульских заводов, икру, масло, сало, льняной холст, пеньку и парусину. Предметами импорта служили вина, фрукты, орехи, шерсть, табак, красное дерево и т.д. После русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. крепость Димитрия Ростовского утратила своё былое военное значение. Границы Российского государства отодвинулись до реки Кубани, что позволило быстрыми темпами развиваться здесь торговле и ремеслу. В то же время крепость служила тыловой базой Кубанского корпуса, командовал которым в этот период А.В.Суворов. Зиму 1783-1784 года он провел в крепости Димитрия Ростовского. Интересно и то, что во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов на судах Азовской флотилии, частично базировавшейся вблизи крепости, служил лейтенантом будущий великий флотоводец Ф.Ф.Ушаков. В 1779 г. по приглашению российского правительства на территории, прилегавшие к крепости Дмитрия Ростовского, начинается переселение крымских армян. Указом Екатерины II от 14 декабря 1779 г. для них было выделено свыше 20 тысяч десятин земли. В результате на Дон переселилось более 12 тысяч человек. Здесь возник город, получивший название Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань), а вблизи него – пять крупных армянских сел. Переселение армян из Крыма совпало с большими экономическими сдвигами на Дону. На землях Войска Донского стремительно развиваются земледелие, ремесло, торговля. Этому способствовало привилегированное положение казачества в структуре Российской империи. Кроме того, в связи с крупными успехами русских войск в конце ХYIII – начале ХIХ вв.. прекратились набеги турок и крымских татар на Нижний Дон. С 1784 года крепость Димитрия Ростовского вместе с Нахичеванью, Азовом и Таганрогом входила в состав Мариупольского уезда Екатеринославского наместничества. В 1796 году последнее было упразднено, и все его уезды вошли в состав обширной Новороссийской губернии. В 1797 г. эта губерния получила новое административное деление: была разбита на 12 уездов, одним из которых стал Ростовский, с центром в крепости Димитрия Ростовского. Поначалу присутственные места уезда временно располагались в Таганроге. А в указе Александра 1 от 17 августа 1806 года о переводе присутственных мест из Таганрога в наш город он впервые был назван Ростовом. Позднее его стали называть Ростовом-на-Дону в отличие от Ростова Великого (Ярославского). С 1838 года несколько изменено было и название Нахичевани, она стала называться Нахичевань-на-Дону, для отличия от одноименного города в Закавказье. В 1802 г. огромная Новороссийская губерния была разделена на три: Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую. Ростовский уезд вошёл в состав последней, и только в 1887 г. Ростов был передан Области Войска Донского. В 1811 г. Ростов получает свой герб, отразивший былое военное значение города: на гербе имелось изображение крепостной башни. Таким образом, в начале ХIХ века, после устранения непосредственной военной опасности и освоения южных морских путей, связавших Россию со странами Европы, наш город оказался в центре внешней торговли страны.

Возникла настоятельная необходимость воссоздания в Ростове собственной таможни, что и было сделано российским правительством в 1836 г. (После 1775 года ранее учрежденная таможня располагалась в Таганроге). Благодаря восстановлению Ростовской таможни, только за десять лет - с 1836 по 1845 гг. - обороты Ростовского порта увеличились примерно в 30 раз. Ни один порт на юге России не знал столь стремительного роста. К середине ХIХ века Ростов превращается в один из крупнейших хлебоэкспортных пунктов России. За четверть века вывоз хлеба из Ростовского порта увеличился более чем в 100 раз. Особое место город занимал и в российском экспорте железа. В середине ХIХ века на его долю приходится четверть всего экспорта железа из России. Столь стремительный рост грузоперевозок не мог не вызвать значительного развития речного судоходства и судостроения. В Ростове появляются верфи деревянного судостроения. В 1839 году в Ростовский порт прибыл первый пароход «Митридат», пришедший из Таганрога, а в 1841-1842 годах на территории Ростовского порта был собран из узлов, перевезенных из Англии, первый пароход с портом приписки – Ростов. Этот пароход получил название «Донец» и совершал до самой Крымской войны регулярные рейсы по Дону, Северскому Донцу и Азовскому морю. Спустя два года к «Донцу» добавился еще один пароход, построенный в Луганске и своим ходом пришедший по Северскому Донцу и Дону в Ростов. Этот пароход получил имя нашего города – «Ростов». В первой половине ХIХ в. стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. Сюда стекалась сельскохозяйственная и промышленная продукция со всех уголков России. В середине ХIХ века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский. Промышленное развитие Ростова в первой половине ХIХ в. поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, все больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 г. купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 г. в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т.д. Правда, большинство этих предприятий были скорее мелкими мастерскими с небольшим числом рабочих. С ростом экономического значения Ростова рос и сам город, увеличивалось его население. Согласно официальной статистике того времени, в 1809 г. в городе было около 3000 жителей, в 1833-м – 8138, в 1856 г. – 13200 человек. В действительности населения было больше. Официальная статистика не учитывала пришлых людей. Известно, что в начале 50-х гг. ХIХ века, когда постоянное население города немногим превышало 11 тысяч жителей, сюда ежегодно, особенно в летнее время, приходили на заработки до 15 тысяч человек. По своему сословному составу постоянное население города было более чем пёстрым. В 1850 г. из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419 человек, разночинцев – 1972 человека, крестьян – 519 человек. Значительную группу жителей составляли купцы и члены их семей, коих насчитывалось 1065 человек. Остальные сословные группы населения были менее представительны. В 1841 г. годовые доходы города составляли 13618 рублей, а расходы – 12100 рублей. В 1844 г. Ростову было передано право получения в течение 25 лет десяти процентов таможенного сбора, взимавшегося в Ростовском порту. Это несколько увеличило доходы города, которые в 1847 г. составили около 28 тысяч рублей. К слову, в середине 60-х гг. 19 в. из 595 российских городов только у 33 доходы составляли свыше 25 тысяч рублей. В начале ХIХ столетия Ростов был сравнительно небольшим городом, в котором едва насчитывалось около тысячи домов. Так, в 1823 г. в городе было 1015 домов, из которых только 25 зданий являлись каменными. В 1811 г. город получает генеральный план, утверждённый государем. По нему площадь Ростова определялась всего в 246 гектаров. Он занимал узкую прибрежную полосу от левого берега реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта. В 1835 г. царским указом крепость Димитрия Ростовского была упразднена, а её земли передавались городу. Всего Ростов получал дополнительно 270 гектаров земли. Это создавало благоприятные условия для роста города. В 1846 г. в Ростове насчитывалось уже 1214 деревянных и 278 каменных домов, Спустя десять лет число их увеличилось, соответственно, до 1306 деревянных и 294 каменных. В 50-е гг. ХIХ века в Ростове насчитывалось 14 улиц, в том числе 6 продольных и 8 поперечных, и до 60 безымянных переулков. Наиболее оживлённой была Московская улица, примыкавшая к базару и собору. В это время уже существовала и Большая Садовая улица, которая только начинала застраиваться. Она еще отнюдь не была главной и находилась, фактически, на северной окраине. В центре Ростова располагалась главная городская площадь – Базарная. Вблизи нее в 1810 году было построено двухэтажное каменное здание городской думы. Оно сохранилось – на углу нынешней улицы Станиславского и проспекта Семашко. Это старейшее каменное здание на исторической территории Ростова – скоро ему исполнится 200 лет. Вообще же на нынешней территории нашего города есть и более старинное здание – это знаменитый храм Сурб-Хач, построенный как главный храм загороднего армянского монастыря в 1792 году. В Ростове долгое время не было ни одной мостовой. И только в 1844 г. были вымощены два спуска к Дону, а в 1848-м замощена главная в то время Московская улица. В первой половине ХIХ в. в Ростове отсутствовали городские лечебные заведения. Лишь в крепости существовал маленький военный госпиталь, который, разумеется, не мог удовлетворить потребности растущего города.

Только в 1856 г. была открыта больница на 30 коек в арендованном помещении. Тогда же было принято решение о строительстве городской больницы в специальном здании. Открытие первого в Ростове мужского приходского училища датируется 1810 годом. Позднее оно было преобразовано в уездное, и в 1850 г. насчитывало 30 учащихся и 5 преподавателей. Имелась также одна частная школа с 12 учениками и одним учителем. Вторая половина ХIХ века ознаменовалась отменой в России крепостного права, началом технической революции в промышленности и на транспорте, бурным ростом городов. К этому времени Ростов-на-Дону представлял собой уже достаточно крупный, динамично развивающийся город. Особенно заметными были сдвиги в промышленном производстве, которое росло с каждым годом. Ярким примером может служить развитие табачной промышленности. Основанные в середине 19 века табачные фабрики Я.С. Кушнарёва и В.И. Асмолова в 60-е гг. имели совокупный капитал, едва достигавший 6 тысяч рублей. А уже к 1895 году табачные фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн. рублей. По сравнению с предыдущими годами, был заметен существенный рост и в других отраслях производства. В 1880 г. в городе насчитывалось 12 паровых мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики, 8 чугунолитейных заводов, 3 пивоваренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтный завод и пр. Всего в Ростове было около 100 промышленных, двух тысяч торговых и трех тысяч мелких кустарных предприятий. Заметную роль играл механический завол Д.А.Пастухова, преобразованный в 1889 году в судоверфь металлического судостроения (ныне завод «Красный Дон»). В Ростове стали выпускаться сложные по тем временам изделия, в том числе пассажирские и грузовые пароходы. В развитии экономики Ростова активную роль стали играть банки и акционерные общества, а также торгово-промышленные и ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. ХIХ века из годового оборота всех 67 обществ большая часть приходилась на Ростовское общество взаимного кредита, отделения Волжско – Камского и Азовско – Донского банков в Ростове. Результатом развития промышленного производства в Ростове стал рост годового оборота города, который в конце 19 в. составлял уже свыше 150 млн. рублей. Солидную долю товарооборота составляла продажа табака, который вывозился во все районы страны. По-прежнему первое место во внешней торговле города занимал вывоз хлеба, в том числе и за рубеж. В 1868 году жители Ростова и Нахичевани впервые услышали паровозный гудок – до Ростовской пристани по берегу Дона была продлена открытая за четыре года до этого автономная железнодорожная линия, изначально соединившая Грушевские каменноугольные рудники (ныне город Шахты) и Аксайскую пристань. В 1869 году в Ростов пришла железная дорога со стороны Харькова и Таганрога, а в 1871 году - со стороны Воронежа (вобравшая в себя бывшую автономную дорогу из Грушевских рудников). А в 1875 году, с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги, открытием первого разводного железнодорожного моста через Дон и первого крупного вокзала Ростов превратился в один из крупнейших в стране железнодорожных узлов. Одновременно со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги были построены ее Главные мастерские (нынешний электровозоремонтный завод имени В.И.Ленина). На этом предприятии уже в конце ХIХ века был освоен не только ремонт, но и производство новых паровозов и вагонов. Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения крупной транспортной артерии. Продолжает расширяться Ростовский порт, растет число пассажирских и грузовых судов. Так, количество пароходов увеличилось с 91 в 1884-м до 189 в 1900 году. Находясь на пересечении трёх железных дорог и реки Дон, город ширился, увеличивалось его население. Если в 1860 г. в нём проживало 17574 человека, то в 1893-м - уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119476 человек. Наибольшую группу составляли мещане – 45 процентов; 5 процентов составляли дворянство, духовенство и купечество; казаков насчитывалось 2,3%. К 90-м гг. 19 в. в Ростове проживало 2500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было лишь около 160 человек. В Нахичевани, которая была тогда самостоятельным городом, в рубеж веков жило более 30 тысяч человек. Постепенно в Нахичевани также появлялось все больше промышленных предприятий, крупнейшим из которых стал в 1891 году механический чугунно-меднолитейный завод, преобразованный в 1898 году в акционерное общество «Аксай» (ныне «Красный Аксай»). Два соседних города, первоначально разделенные примерно двухкилометровым незастроенным пространством, все более активно стремились навстречу друг другу. Новые экономические реалии диктовали необходимость реорганизации в России органов управления. 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение», введенное в Ростове в 1871 году. В соответствии с ним на четыре года избиралась городская дума и назначалась городская управа во главе с городским головой. Согласно «Положению», городская управа не имела права заниматься политическими вопросами. Круг её деятельности охватывал хозяйственные и экономические отношения. Реформа открывала перед городом широкие перспективы самоуправления. И именно в этот период было сделано очень многое для превращения Ростова в солидный, хорошо застроенный и достаточно благоустроенный город. Большую роль сыграл в этом талантливый городской голова Андрей Байков, при котором Ростов все более активно приобретал черты цивилизованного европейского города. Центром Ростова-на-Дону в ХIХ веке долгое время была Московская улица. Вместе с ростом города центр его перемещается на Большую Садовую улицу. Здесь размещались многочисленные богатые здания банков, гостиниц, магазинов, клубов, а также городской сад. В 1865 г. в Ростове было завершено строительство первого водопровода. В 1886 г. в городе появился телефон. В 1887 г. по Б. Садовой улице, а чуть позже по Таганрогскому и Большому проспектам и ряду других улиц начала действовать конно-железная дорога. В 1896 г. Ростов получил электрическое освещение, а в 1901-м – электрический трамвай. Интересно, что и конка, и трамвай почти сразу же соединили оба соседних города – Ростов и Нахичевань.

На рубеже ХIХ – ХХ веков в нашем городе было построено много прекрасных зданий, и сегодня определяющих его архитектурный облик. Среди них – Городская Дума (на Большой Садовой улице), Государственный банк, Волжско-Камский банк (ныне Дворец творчества детей и молодежи), гостиница «Большая Московская» (ныне «Московская»), ряд многоэтажных доходных домов. Наряду с построенным еще в 1860 году Кафедральным собором сооружается в начале ХХ века не менее величественный собор Александра Невского, к сожалению, бессмысленно снесенный в 1930-е годы. В городе было много и других красивых храмов, также разрушенных в тот период. В 1913 году начинается застройка пустыря, отделявшего Ростов от Нахичевани. Так появляется на будущей Театральной площади роскошное административное здание управления Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги. Существенным событием стала и постройка нового двухпутного железнодорожного моста через Дона с уникальным разводным пролетом. Стремительное развитие экономики, промышленности Ростова стимулировало серьёзные изменения в сфере образования, науки и культуры. Значительно возросли расходы на образование: если в 60-е гг. они составляли 3 процента от всех городских расходов, то к 90-м гг. эта цифра составляла уже 10 процентов. В 1896 г. в Ростове насчитывалось 23 учебных заведения. Из них 14 начальных училищ, где обучалось более 2 тысяч учеников, 3 церковноприходские школы, ремесленное училище. Наиболее известными в городе были Мореходные классы, основанные в 1876 году (ныне – Морской колледж имени Г.Седова), Петровское реальное училище, женская и мужская классические гимназии. В 1886 году в Ростове открылась городская публичная библиотека. В 60-е гг. ХIХ в. в Ростове появились первые газеты. В 1863 году начала издаваться газета «Ростовский-на-Дону вестник», а с сентября 1864 г. - «Ведомости Ростовской-на-Дону городской Думы» - первая официальная газета, ставшая еженедельной (в 1872 году она была переименована в «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы»). С 1876 г. стала издаваться частная газета «Донская пчела», в 1889 г. Ростов получил новое издание – «Донское поле», издаваемое Ф.К. Тропилиным и посвящённое проблемам казачества. А в 1891 году начала выходить крупнейшая дореволюционная ростовская ежедневная газета – «Приазовский край». В 1893 г. при активном участии городской думы было построено здание городской библиотеки и музея. Впрочем, музей для посетителей открылся только в 1910 году. Первый каменный театр в Ростове был построен В.И. Асмоловым в 1883 г. на Таганрогском проспекте. (Это прекрасное здание, к сожалению, сгорело в 1920 году). Вообще же постоянная театральная труппа действовала в городе с 1863 года, в деревянном театре Гайрабетова, находившемся на месте нынешнего здания Городской Думы. Пользовался большим успехом у публики и театр Г.С.Вальяно. На сценах города ставились пьесы Островского и Гоголя, Шекспира и Шиллера. Здесь выступали выдающиеся актеры - М.С.Щепкин и М.Ф. Яковлев. Ростов посещали известные композиторы М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов. Заметный вклад в развитие музыки внесли и ростовские композиторы и музыканты - А.М. Авраамов, М.Ф. Гнесин, Ф.И. Попов. В ХХ столетие Ростов-на-Дону вступил как один из крупнейших торгово – промышленных, общественно – политических и культурных центров России. В начале нового века в Ростове функционировали предприятия, охватывавшие практически все отрасли промышленности. Только под контролем фабричной инспекции действовало 750 заводов и фабрик. Новым явлением в российском капитализме начала ХХ в. стало, как известно, образование синдикатов и трестов – объединений крупных фирм в результате концентрации производства. В Ростове одними из первых объединились 5 крупных табачных фабрик, которые в 1913 г. вошли в число 12 крупнейших российских компаний, образовав табачный синдикат с центром в Лондоне. Наравне с ростом крупной промышленности, развивалось и мелкое производство. Согласно подсчётам, в 1914 г. в городе было 2846 ремесленных заведений, в которых работало более пяти с половиной тысяч человек. В прямой связи с развитием промышленности находился транспорт, прежде всего речной и железнодорожный. В 1900 г. общий грузооборот Ростовского торгового порта составил 76070 тысяч пудов, в 1904 – 110613 тысяч, а в 1913 г. – 213 млн. пудов. Столь же стремительно росли объёмы перевозок через Ростов по железным дорогам: начиная с конца ХIХ в., показатели удваивались каждые восемь – десять лет. В 1901 г. в Ростове появился новый вид транспорта – автомобиль. К 1907 г. в городе насчитывалось всего 6 автомобилей, но, тем не менее, решено было обложить их налогом и предписать ездить не быстрее трамвая – 12 вёрст в час. Возникнув как торговый город, Ростов в начале ХХ столетия продолжал развиваться в качестве важнейшего торгового центра. Многие крупные промышленные фирмы и торговые компании России и иностранных государств имели здесь свои конторы, магазины и склады. Для содействия иностранным промышленникам и торговым фирмам в Ростове постоянно находились консулы или вице-консулы 17 государств. Огромная торгово-промышленная деятельность, требовавшая больших денежных средств, приводила к возникновению в Ростове значительного числа кредитных учреждений. В большинстве случаев это были местные банки, а также отделения столичных. К началу первой мировой войны в Ростове их было 19. Ростов начала ХХ века принадлежал к числу городов с относительно большим бюджетом. В 1901 г. его доходы составляли более 1,5 млн. рублей. Накануне мировой войны они достигли 2700 тысяч, а в 1916 г. – 3266 тысяч рублей. Ростов по праву считался богатым городом. Между тем в начале нового столетия у Ростова было достаточно нужд, требовавших значительных расходов. Городским властям приходилось тратить немалые средства на реконструкцию достаточно запущенного коммунального хозяйства, а также на медицинское обслуживание, поскольку город имел высокие показатели заболеваемости и смертности среди населения. Большие средства расходовались на поддержание и развитие городской системы образования.

В 1914 г. было уже 23 средних учебных заведения, из них 12 частных. Тогда же в городе имелось 105 начальных школ всех типов, в которых обучалось свыше 13 тысяч учеников. В числе профессиональных учебных заведений были средние училища: коммерческое, механико-химико-технологическое, музыкальное, мореходное, а также железнодорожно-техническое училище и торговая школа. В 1915 г. в Ростове появляется первое высшее учебное заведение. В ходе первой мировой войны сюда эвакуируется Варшавский русский университет. В апреле 1917 г. решением Временного правительства университет получил название Донского. Разместился он в здании городского Доходного дома, построенного в 1914 г. (ныне в этом здании – Ростовский педагогический университет). Устойчивой тенденцией начала века становится создание различных благотворительных обществ. К началу мировой войны их насчитывалось 25. Такие общества нередко имели свои клубы, библиотеки. В начале века в Ростове возникает немало различных просветительских обществ: истории древностей и природы, музыкальные, певческие, языковые и др. Тогда же оформилось несколько десятков профессиональных, кооперативных, потребительских, спортивных обществ. В городе появились первые спортивные сооружения, ипподром, яхт-клубы. В начале ХХ столетия практически стерлась граница между городами Ростовом и Нахичеванью. В феврале 1904 г. было учреждено Ростовское градоначальство. В него входили Ростов и Нахичевань. Фактически Ростов был возведен в ранг губернского города. Градоначальник пользовался правами гражданского губернатора, но был, как правило, военным. В административном отношении Ростовское градоначальство входило в Область Войска Донского, и войсковой наказной атаман выполнял по отношению к градоначальству функции генерал-губернатора. В том же году был несколько изменён герб Ростова. Он получил царскую корону и дубовый венок, перевязанный Александровской лентой. В политической жизни Ростова заметным событием стала ноябрьская стачка 1902 г., которая продолжалась 23 дня и вовлекла значительную часть городского пролетариата. Не остался в стороне наш город и в дни первой русской революции 1905 г. Как и в большинстве крупных городов страны, в Ростове был образован Совет рабочих депутатов. А в декабре 1905 г. произошли крупные столкновения рабочих с правительственными войсками и казачьими частями. События февраля-марта 1917 г. не нашли столь бурного отклика в Ростове. Здесь большое влияние оказала позиция донского казачества, которая была в то время достаточно нейтральной к революционным идеям и не привела к коренным преобразованиям в Области Войска Донского. В дни Октябрьской революции Ростов-на-Дону становится объектом упорной борьбы сторонников и противников власти Советов. В самом городе власть в эти дни сосредоточилась в руках местного Военно-революционного комитета. 18 ноября 1917 г. войсковой атаман А.М. Каледин отдаёт приказ о наступлении на город. После двухнедельного противоборства на подступах к Ростову, в первых числах декабря, войска донского войскового правительства занимают город. При этом потери сторон, по словам очевидцев и участников событий, были тогда незначительны. В годы гражданской войны власть в Ростове неоднократно менялась. 23 февраля город был взят отрядами Красной гвардии, а в начале мая 1918 г. в Ростов вступили немецкие войска, затем части Добровольческой армии А.И. Деникина. В январе 1920 г. в Ростов вступают части 1-й Конной армии С.М. Будённого. Следует отметить весьма острый характер противостояния в нашем крае, поскольку основные антисоветские силы на Юго-Востоке страны сосредоточились в пределах Области Войска Донского, где и разворачивались главные события гражданской войны. После вступления в Ростов частей Красной Армии были проведены выборы в Ростово-Нахичеванский Совет рабочих депутатов. Значительно изменился административный статус Ростова. В 1920-1924 годах он был центром Донской области, с 1924 года – Юго-Восточного (немногим позже - Северо-Кавказского) краев, с 1934 года – Азово-Черноморского края. Таким образом, уже в тот период Ростов является крупным региональным центром, охватывавшим значительную территорию. В городе стало выходить много новых советских и партийных газет, среди которых наиболее известны «Молот» и «Большевистская смена» (в дальнейшем «Комсомолец», ныне «Наше время»). Новые органы власти предпринимают шаги по восстановлению хозяйственной жизни и возобновлению работы промышленности. К сентябрю 1921 г. в Ростове работало уже 13 предприятий текстильной промышленности, 11 кожевенных заводов, пивоваренный и маслобойный заводы. С переходом к политике НЭПа восстановление промышленности происходит более быстрыми темпами. К концу 1922 г. в городе уже действовало 114 частных предприятий. Значительно вырос объём оптовой частной торговли. Постепенное становление хозяйства позволило, наряду с промышленным развитием, приступить к строительству жилых и общественных зданий, которое осуществлялось государственными и кооперативными организациями. Было построено значительное количество жилых домов. В 1926 г. развернулось строительство нового водопровода. Предпринимались меры по дальнейшей электрификации города. Активно развивалось трамвайное хозяйство, на помощь которому в 1925 году пришли и автобусы. В 1927 году был построен крупнейший Дворец культуры железнодорожников, известный в Ростове как Лендворец. В Ростове появились совершенно новые объекты культуры – зоопарк, ботанический сад, студия кинохроники, радиостудия. В течение 1926 – 1927 гг. вступают в строй обувная фабрика, химический завод (ныне «Эмпилс»), завод «Жесть-Вестен» (ныне «Рубин»), а также новый хлебозавод. А в июне 1927 г. принимается решение о строительстве в Ростове крупнейшего в стране завода сельскохозяйственных машин – будущего «Ростсельмаша». Значительное событие в истории нашего города произошло в декабре 1928 года, когда Ростов и Нахичевань были объединены в один город – Ростов-на-Дону, население которого превышало уже тогда 300 тысяч человек. В июне 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 цехов «Ростсельмаша». А к середине 1930 г. строительство завода-гиганта было, в основном, завершено. Первым директором «Ростсельмаша» был назначен видный революционер, талантливый инженер и организатор производства Н.П. Глебов-Авилов. Рядом с заводом поднялся значительный по площади и населению жилой массив с многочисленными культурными и бытовыми учреждениями, в том числе и первый Дворец культуры завода, разрушенный во время Великой Отечественной войны. В течение первой пятилетки в социально-экономической жизни города происходят существенные изменения. Ведущую роль в промышленности начинают играть сельскохозяйственное машиностроение и металлообработка. Наряду с «Ростсельмашем», вступает в строй завод «Труболит» в поселке Нижне-Гниловском. Активно развивается завод «Красный Аксай». В 1932 г. завершилось строительство Артем-ГРЭС в городе Шахты, обеспечивавшей электроэнергией и Ростов. По официальным данным, объём валовой продукции ростовской промышленности к концу первой пятилетки увеличился по сравнению с началом века в 5,3 раза. Реализация плана первой пятилетки совпала с полным отказом от НЭПа и наступлением на частный капитал. Частные предприятия и иностранные концессии были ликвидированы. Планом второй пятилетки намечалось дальнейшее развитее Ростова по пути индустриализации. Проектировалось строительство Ростовского автосборочного завода. (Его построили к 1939 году, но вскоре, выпустив около тысячи первых автомобилей, завод был переориентирован на производство военных самолетов). Предполагалось построить крупный судостроительный завод, новый мясокомбинат с валовым объёмом продукции 170 тысяч тонн и многие другие промышленные объекты. Хотя не все эти планы удалось реализовать, к 1937 г. число промышленных предприятий в Ростове-на-Дону увеличилось в 2,5 раза. Валовая продукция промышленности возросла за две первые пятилетки с 63,8 до 1167 млн. рублей. В годы первых пятилеток продолжала расти численность городского населения. По данным переписи, в 1939 г. в Ростове проживало уже 510 тысяч человек. За 20 лет население Ростова увеличилось более чем в два раза. Ростов занимал по этому показателю устойчивое десятое место среди городов СССР. В эти же годы город продолжает активно благоустраиваться. Большой размах получило жилищное строительство. Улучшилось транспортное сообщение. Были проложены новые трамвайные линии, в том числе и на далекие городские окраины, а в июне 1936 года открылось движение троллейбусов. Ростов стал третьим городом в стране (после Москвы и Киева), получившим этот новый вид городского транспорта. Для гостей города была построена одна из крупнейших в стране гостиница, получившая имя «Ростов». Менялась ситуация в сфере народного образования. К 1926 г. в Ростове действовали 48 начальных и средних школ, в которых обучалось около 25 тысяч учащихся. В 1933 г. в Ростове, как и в других крупных городах, был осуществлён переход к обязательному политехническому обучению в объёме семилетки. К 1937 г. число общеобразовательных школ (включая начальные) увеличилось до 98. Большую роль в подготовке специалистов самой высокой квалификации сыграл Ростовский государственный университет. В 1931 г. из его состава выделились факультеты, на базе которых были организованы педагогический, финансово-экономический и медицинский институты. Создавались и новые факультеты самого университета: химический, геолого-ботанический. Важным событием стало открытие крупного института инженеров железнодорожного транспорта, для размещения которого был построен в начале 30-х годов первый в Ростове вузовский городок с комплексом учебных зданий и общежитий. К концу 30-х гг. в Ростове действовало уже 8 вузов, 19 техникумов, 4 музыкальные и художественные школы. В городе также функционировали 34 научных учреждения. Становятся известными фамилии многих ростовских учёных. В области математики успешно работали профессора Д.Д.Мордухай-Болтовской и Н.М.Нестерович. Выдающийся учёный С.А.Захаров работал над проблемой повышения плодородия почв. Профессор А.Ф.Флёров известен как знаменитый специалист в области ботанической географии. Признанным руководителем научной школы хирургии глазных болезней являлся профессор К.Х.Орлов. В конце 30-х гг. в Ростове функционировала широкая сеть культурно-просветительных учреждений: 110 библиотек, 34 клуба, 9 музеев, 6 театров и 17 кинотеатров. В ноябре 1935 г. на бывшем пустыре, когда-то служившем границей между Ростовом и Нахичеванью, было завершено строительство великолепного здания Ростовского драматического театра имени М.Горького с залом на 2200 мест. Здесь играли замечательные актёры В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Мордвинов, а руководил театром выдающийся режиссер Ю.Завадский. Ростовский театр на многие десятилетия стал архитектурной «изюминкой» города. Макет этого театра – одного из выдающихся архитектурных произведений в стиле конструктивизма – имеется даже в Лондонском музее архитектуры. Театр был построен в виде гигантского трактора – символа эпохи индустриализации. Успешно развивалось в 30-е годы и музыкальное творчество. Ростовские композиторы А.П.Артамонов, В.Г.Захаров, А.М.Листопадов, И.К.Шапошиков создали ряд симфонических и камерных произведений. В 1937 году Ростов-на-Дону становится центром вновь образованной Ростовской области. Областные учреждения постепенно переезжали в строившееся в течение десяти лет грандиозное здание Дома Советов. Ростов-на-Дону накануне Великой Отечественной войны являлся одним из крупнейших промышленных и культурных центров страны. Темпы промышленного производства эдесь были заметно выше, чем в целом по стране. В 1940 г. валовая продукция промышленности по сравнению с 1913 г. выросла в 18 раз. Ростов производил 25 процентов сельскохозяйственных машин, 33 процента цинковых белил и эмалированной посуды, изготовляемых в СССР. Развитие жилищного строительства привело к росту города, длина его улиц увеличились на 140 км. В целом территория Ростова к 1940 году увеличилась более чем в два раза. С началом Великой Отечественной войны тысячи ростовчан были призваны в ряды действующей армии. В военкоматы Ростов поступило также более 60 тысяч заявлений добровольцев. В числе записавшихся были учёные – более 60 научных работников только из университета, писатели, работники искусств.

В июне 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 цехов «Ростсельмаша». А к середине 1930 г. строительство завода-гиганта было, в основном, завершено. Первым директором «Ростсельмаша» был назначен видный революционер, талантливый инженер и организатор производства Н.П. Глебов-Авилов. Рядом с заводом поднялся значительный по площади и населению жилой массив с многочисленными культурными и бытовыми учреждениями, в том числе и первый Дворец культуры завода, разрушенный во время Великой Отечественной войны. В течение первой пятилетки в социально-экономической жизни города происходят существенные изменения. Ведущую роль в промышленности начинают играть сельскохозяйственное машиностроение и металлообработка. Наряду с «Ростсельмашем», вступает в строй завод «Труболит» в поселке Нижне-Гниловском. Активно развивается завод «Красный Аксай». В 1932 г. завершилось строительство Артем-ГРЭС в городе Шахты, обеспечивавшей электроэнергией и Ростов. По официальным данным, объём валовой продукции ростовской промышленности к концу первой пятилетки увеличился по сравнению с началом века в 5,3 раза. Реализация плана первой пятилетки совпала с полным отказом от НЭПа и наступлением на частный капитал. Частные предприятия и иностранные концессии были ликвидированы. Планом второй пятилетки намечалось дальнейшее развитее Ростова по пути индустриализации. Проектировалось строительство Ростовского автосборочного завода. (Его построили к 1939 году, но вскоре, выпустив около тысячи первых автомобилей, завод был переориентирован на производство военных самолетов). Предполагалось построить крупный судостроительный завод, новый мясокомбинат с валовым объёмом продукции 170 тысяч тонн и многие другие промышленные объекты. Хотя не все эти планы удалось реализовать, к 1937 г. число промышленных предприятий в Ростове-на-Дону увеличилось в 2,5 раза. Валовая продукция промышленности возросла за две первые пятилетки с 63,8 до 1167 млн. рублей. В годы первых пятилеток продолжала расти численность городского населения. По данным переписи, в 1939 г. в Ростове проживало уже 510 тысяч человек. За 20 лет население Ростова увеличилось более чем в два раза. Ростов занимал по этому показателю устойчивое десятое место среди городов СССР. В эти же годы город продолжает активно благоустраиваться. Большой размах получило жилищное строительство. Улучшилось транспортное сообщение. Были проложены новые трамвайные линии, в том числе и на далекие городские окраины, а в июне 1936 года открылось движение троллейбусов. Ростов стал третьим городом в стране (после Москвы и Киева), получившим этот новый вид городского транспорта. Для гостей города была построена одна из крупнейших в стране гостиница, получившая имя «Ростов». Менялась ситуация в сфере народного образования. К 1926 г. в Ростове действовали 48 начальных и средних школ, в которых обучалось около 25 тысяч учащихся. В 1933 г. в Ростове, как и в других крупных городах, был осуществлён переход к обязательному политехническому обучению в объёме семилетки. К 1937 г. число общеобразовательных школ (включая начальные) увеличилось до 98. Большую роль в подготовке специалистов самой высокой квалификации сыграл Ростовский государственный университет. В 1931 г. из его состава выделились факультеты, на базе которых были организованы педагогический, финансово-экономический и медицинский институты. Создавались и новые факультеты самого университета: химический, геолого-ботанический. Важным событием стало открытие крупного института инженеров железнодорожного транспорта, для размещения которого был построен в начале 30-х годов первый в Ростове вузовский городок с комплексом учебных зданий и общежитий. К концу 30-х гг. в Ростове действовало уже 8 вузов, 19 техникумов, 4 музыкальные и художественные школы. В городе также функционировали 34 научных учреждения. Становятся известными фамилии многих ростовских учёных. В области математики успешно работали профессора Д.Д.Мордухай-Болтовской и Н.М.Нестерович. Выдающийся учёный С.А.Захаров работал над проблемой повышения плодородия почв. Профессор А.Ф.Флёров известен как знаменитый специалист в области ботанической географии. Признанным руководителем научной школы хирургии глазных болезней являлся профессор К.Х.Орлов. В конце 30-х гг. в Ростове функционировала широкая сеть культурно-просветительных учреждений: 110 библиотек, 34 клуба, 9 музеев, 6 театров и 17 кинотеатров. В ноябре 1935 г. на бывшем пустыре, когда-то служившем границей между Ростовом и Нахичеванью, было завершено строительство великолепного здания Ростовского драматического театра имени М.Горького с залом на 2200 мест. Здесь играли замечательные актёры В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Мордвинов, а руководил театром выдающийся режиссер Ю.Завадский. Ростовский театр на многие десятилетия стал архитектурной «изюминкой» города. Макет этого театра – одного из выдающихся архитектурных произведений в стиле конструктивизма – имеется даже в Лондонском музее архитектуры. Театр был построен в виде гигантского трактора – символа эпохи индустриализации. Успешно развивалось в 30-е годы и музыкальное творчество. Ростовские композиторы А.П.Артамонов, В.Г.Захаров, А.М.Листопадов, И.К.Шапошиков создали ряд симфонических и камерных произведений. В 1937 году Ростов-на-Дону становится центром вновь образованной Ростовской области. Областные учреждения постепенно переезжали в строившееся в течение десяти лет грандиозное здание Дома Советов. Ростов-на-Дону накануне Великой Отечественной войны являлся одним из крупнейших промышленных и культурных центров страны. Темпы промышленного производства эдесь были заметно выше, чем в целом по стране. В 1940 г. валовая продукция промышленности по сравнению с 1913 г. выросла в 18 раз. Ростов производил 25 процентов сельскохозяйственных машин, 33 процента цинковых белил и эмалированной посуды, изготовляемых в СССР. Развитие жилищного строительства привело к росту города, длина его улиц увеличились на 140 км. В целом территория Ростова к 1940 году увеличилась более чем в два раза. С началом Великой Отечественной войны тысячи ростовчан были призваны в ряды действующей армии. В военкоматы Ростов поступило также более 60 тысяч заявлений добровольцев. В числе записавшихся были учёные – более 60 научных работников только из университета, писатели, работники искусств.

Выдающимся событием в жизни города и всей области стало присуждение в 1965 г. Нобелевской премии по литературе нашему земляку М.А.Шолохову, многие страницы жизни которого связаны с Ростовом. Важной вехой в развитии промышленности и экономики Ростова в 1970-е гг. становится реконструкция Ростсельмаша. В разработке и изготовлении технологической оснастки для него, в строительстве его многочисленных объектов участвовало около 80 процентов предприятий города. Результатом стало строительство, по сути, нового завода и переход к серийному выпуску комбайнов нового семейства «Нива». В дальнейшем на смену «Нивам» пришли еще более производительные комбайны семейства «Дон». Вообще, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы стали периодом интенсивного роста нашего города. Наряду с «Ростсельмашем», активно развивались и другие предприятия. Особенно заметно росли заводы военно-промышленного комплекса, среди которых следует отметить вертолетный (бывший авиационный) завод и группу приборостроительных предприятий. Вслед за первым опытом массового жилищного строительства – проспектом В.И.Ленина – были построены гораздо более крупные жилые массивы – Западный, а затем и Северный. Фактически площадь жилого фонда города за три десятилетия более чем удвоилась. Медленно решались, однако, проблемы реконструкции центра города, что привело к определенной диспропорции между удобствами жилья в центре и в отдаленных микрорайонах. В то же время архитектурная выразительность новых жилых домов оказалась невысокой, новые дома были подчас лишены даже элементарных деталей, делающих их непохожими на другие. Однако и в этот период Ростов обогатился целым рядом заметных зданий и сооружений. В их числе – гостиницы «Интурист» и «Турист», Дворцы культуры «Красного Аксая» и вертолетного производственного объединения, новый корпус Центрального универмага, два крупных Дома быта, университетский городок в Западном жилом массиве. Новые корпуса появились тогда и в большинстве других вузов города. Эффектно выглядели многие здания проектных институтов, которые, как правило, воздвигались в градостроительно значимых точках города. Обновились все «ворота города» - были построены новые вокзалы: железнодорожный, речной, автомобильный, аэровокзал. Активно развивался городской транспорт, особенно троллейбус. Было построено несколько крупных мостов и путепроводов, получила значительное развитие дорожная сеть. В городе появилось много новых скульптурных памятников и мемориальных ансамблей, в том числе мемориалы освободителям города и жертвам фашистской оккупации. Одним из лучших в стране стал ростовский памятник А.С.Пушкину. В 1987 году Ростов-на-Дону вступил в своеобразный «клуб» городов-миллионеров. Тогда он был 23-м в СССР городом по численности населения. После распада СССР Ростов-на-Дону занимает в Российской Федерации по этому показателю достаточно почетное десятое место. Из более чем тысячи российских городов есть только девять, которые больше Ростова… И, конечно, отнюдь не случайно, что в 2000 году именно Ростов стал центром Южного федерального округа, вновь подтвердив и ранее существовавший неформальный статус крупного регионального центра. Ныне население Ростова, по данным переписи 2002 года, достигает 1070 тысяч человек. Не прекращалось развитие города и в трудные 1990-е годы. Несмотря на социально-экономический кризис, в Ростове именно в этот период были построены важные культурные объекты – Донская государственная публичная библиотека и Государственный музыкальный театр. Эти два здания как бы задали тон новому этапу развития города. Особенно эффектным стало здание Музыкального театра, выполненное в виде огромного рояля с открытой крышкой. Как и сто лет назад, рубеж веков стал весьма значимым периодом в архитектурной летописи Ростова. Один за другим растут новые офисные здания, гостиницы, учреждения культуры и досуга, спортивные сооружения. В городе открылись новые вузы, значительно увеличилось число студентов. Для жилищного строительства характерно большее, чем раньше, разнообразие архитектурного облика зданий. 250-летие Ростова, отмеченное в 1999 году, способствовало резкому увеличению объема реставрационных работ. Многие архитектурные памятники реставрированы. В их числе – Городская Дума, Кафедральный собор, Дворец творчества детей и молодежи, Театр юного зрителя, ряд кинотеатров и клубов, а также старинных жилых зданий. Впервые за последние десятилетия в городе не только реставрируются старые, сохранившиеся храмы, но и строятся новые. Активнее стали решаться жилищно-коммунальные проблемы. Реконструируются транспортные и водопроводные сети. Асфальт на многих центральных улицах постепенно заменяется эффектной плиткой. Реконструируются, приводятся в порядок любимый ростовчанами Пушкинский бульвар и Набережная Дона. Вновь подверглись обновлению ростовские вокзалы. Особенно впечатляет новый вид Главного железнодорожного вокзала. Преобразилась и Привокзальная площадь, вблизи которой построены оригинальные здания, придавшие этому району новый, достойный миллионного города, облик. Наконец-то начала решаться и многолетняя городская проблема, связанная с благоустройством набережных Темерника. Постепенно улучшается экономическая ситуация на предприятиях города. После непростого кризисного периода растет выпуск конкурентоспособной продукции на «Ростсельмаше», «Роствертоле», подшипниковом заводе, «Эмпилсе» и многих других предприятиях Ростова. Весьма активно развивается Ростовский порт, который теперь имеет многочисленные причалы не только на правом, но и на левом берегу Дона, ниже железнодорожного моста. Ростовчане любят свой город, стремятся сделать его еще более красивым и более удобным для жизни. Конечно, не все сразу можно осуществить , приходится откладывать решение части проблем на будущее. Но главное в том, что в Ростове живут сотни тысяч по-настоящему преданных этому городу людей, которые своим трудом зарабатывают южной столице России авторитет и уважение во всей стране. Мы рассказываем о многих из этих людей. Для них слово «Ростов» - отнюдь не пустой звук. Да и как может быть иначе, если это – город, в котором мы живем, город нашей судьбы.