наверх


Мемориальная экспозиция как перспективная форма работы библиотек

изменена 2019-05-20 19:15

Мемориальные экспозиции как перспективная форма работы библиотек

 

 Согласно методическим наблюдениям одной из актуальных форм библиотечной работы являются  музейно-мемориальные экспозиции.

1.	Уголок казачьего быта в краеведческом библиотечно-информационном центре им. ШолоховаИз 43 библиотек Ростовской ЦБС в 11 функционируют полноценные мемориальные уголки, которые способствуют привлечению читателей, помогают утверждать неповторимый библиотечный имидж.

Чем же музейно-мемориальные экспозиции отличаются от традиционных выставок?

Если книжная выставка – это «демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации» (Справочник библиотекаря, 2002), то мемориальная экспозиция это еще и демонстрация экспонатов, а также разнообразной атрибутики, направленной на раскрытие идеи экспозиции.  

Хотелось бы, прежде всего, рассмотреть основные принципы организации мемориальных экспозиций.

  • Созданию каждой экспозиции предшествует целеполагание. Безусловно, стратегической целью является повышение (а иногда и зарождение) интереса читателей к тематике выставки. Например, представители ростовских библиотечно-информационных центров (БИЦ) им. Чернышевского, Герцена, Н. Островского  откровенно признались, что интерес к мало популярным именам их библиотек значительно возрос именно после активизации мемориальной деятельности.

 

  • В основу экспозиции должна быть положена концептуальность, т.е.содержательный стержень, основная идея. Таких концептуальных решений в рамках ростовских библиотек  имеется несколько. Назову основные.

3.	Ретро-уголок  «Приметы милой старины» (БИЦ им. Лихачева)1-Возрождение интереса к мало популярным именам через предельную информативность, яркость визуального ряда (подобные Уголки писателя созданы в БИЦ им. Герцена, Островского, Чернышевского).

2- Расширение представлений о признанном авторе (Уголки писателя БИЦ им. Чехова, Шолохова).

3- Создание представления об историческом колорите определенной эпохи (основу ретро-уголков  в БИЦ им. Лихачева, библиотеке им. Карамзина составляют предметы быта 1 половины ХХ в.).

4- Формирование представления об истории библиотеки в контексте имени писателя (наиболее удачный пример – экспозиция «Нашей истории строки», посвященная истории центральной библиотеки им. Горького).

5-Позиционирование историко-топонимической специфики района (мемориальный уголок в  БИЦ им. Гагарина «От Ю. Гагарина до Ю. Усачева» - отражает особенности космической топонимики микрорайона, где расположена библиотека).

  • Определяет качество мемориальной экспозиции ее структурность.  Как и в традиционной выставке, здесь значимо соблюдение принципа «от общего к частному». Например, экспозиционный блок «Открывая Горького», который является частью мемориального комплекса «Нашей истории строки» (абонемент ЦГБ), открывают экспонаты, дающее общее представление о писателе, затем следуют подразделы, посвященные страницам биографии прозаика, горьковским героям, произведениям, экранизациям, театральным постановкам и т.д. 

4.	Мемориальный уголок в  БИЦ им. Гагарина «От Ю. Гагарина до Ю. Усачева».Также важно определить в архитектонике экспозиции разделы, подразделы. Например, экспозиция краеведческого библиотечно-информационного  им. Шолохова, посвященная великому русскому писателю, композиционно делится по хронологическому признаку (30-е гг, 50-е гг, 70-е).

  • Еще один определяющий принцип формирования мемориальной экспозиции – комплексность.

В идеале мемориальная экспозиция должна носить не фрагментарный характер, не быть лишь частью библиотечного пространства, а организовывать это пространство, способствовать созданию неповторимого тематического колорита. А для этого она должна быть комплексной. Именно комплексность мы попытались воплотить на абонементе центральной библиотеки им. Горького, где помимо основной музейно-мемориальной экспозиции, размещенной в  застекленных витринах, создана оконная композиция «Гордо реет Буревестник», а также рекламный штендер, находящийся у входа в библиотеку.

5.	Мемориальный уголок в  БИЦ им. Гагарина «От Ю. Гагарина до Ю. Усачева».Еще один пример – библиотечное пространство БИЦ им. Чернышевского. Наряду с уголком писателя здесь можно увидеть большой портрет литератора-разночинца, размещенную в холле библиотеке выставку его высказываний, а также слоган: «Что делать? Читать!», который стал визитной карточкой библиотеки.

  • Самый специфичный принцип музейно-мемориальной экспозиции – синкретизм. В мемориальной экспозиции должны присутствовать наряду с печатными и электронными изданиями самые различные экспонаты, которые могут носить статус музейных.

   Приведу примерную классификацию этих экспонатов.

 4.	Мемориальный уголок в  БИЦ им. Гагарина «От Ю. Гагарина до Ю. Усачева».Прежде всего, это раритетные книги. Среди представленных на музейных экспозициях в ростовских библиотеках можно выделить следующие: прижизненное издание произведений Горького (экспозиция «Нашей истории строки»  –  абонемент ЦГБ им. Горького), издание «Тихого Дона» 1935г. с иллюстрациями С. Г. Королькова (КБИЦ им. Шолохова), книга А. Калинина «Цыган» с автографом автора (экспозиция «Писатель шолоховской когорты» – библиотека им. Калинина).

 Предметную атрибутику можно классифицировать по источникам приобретения

  • Экспонаты, приобретенные в дар от читателей.

Именно от читательского актива были приобретены БИЦ им. Лихачева для ретро-уголка  «Приметы милой старины» предметы быта середины прошлого столетия: посуда, музыкальная техника, женские шляпки, фотографии артистов кино.

7.	Мемориальный уголок в  БИЦ им. Гагарина «От Ю. Гагарина до Ю. Усачева».Нередко неповторимый образ писателя  (или другой знаменитой личности, которой посвящена экспозиция) создают определенные аксессуары.

Так, личность писателя Александра Грина ассоциируется с романтическими, морскими образами. Именно поэтому для Уголка писателя в библиотеке его имени  читатели охотно дарила такие экспонаты, как фрагмент настоящей морской сетки, икону Николая Чудотворца – покровителя моряков, макет штурвала, китель, фуражку, компас с судна «Альтаир», морскую звезду, медную статуэтку «Пират», морские раковины, ларец с «сокровищами» и т.д. Гордостью космического мемориального уголка  БИЦ им. Гагарина являются фотографии  космонавтов, переданные сестрой нашего земляка-космонавта Юрия Усачева. Также читателями были подарены вымпел космодрома «Плесецк»,  марки и значки с космической тематикой. Один из самых ценных экспонатов коллекции «От Ю. Гагарина до Ю. Усачева» – фото-коллаж с автографами американских астронавтов. Ее преподнес библиотеке Юрий Владимирович Усачев, который долгое время был командиром совместного российско-американского экипажа. Другой космонавт – Александр Иванович Лазуткин – в один из своих приездов подарил библиотеке фотографии с дарственными надписями  и пожеланиями.

  • Экспонаты, созданные творчеством читателей и работников библиотек.  Настоящим украшением, содержательным стержнем уголка писателя в БИЦ им. Островского стала буденовка. Головной убор красноармейца – авторская работа читательницы библиотеки.

Слоган БИЦ им. ЧернышевскогоОсобую ауру вокруг имени писателя создают созданные руками завсегдатаев библиотеки им. Грина удивительные экспонаты: макет парусника с алыми парусами (произведение известного в городе человека – ветерана Великой Отечественной войны Рапопорта Михаила Леонидовича), работы участниц клуба «Радость рукоделия». Интересные рукотворные экспонаты представлены и в космическом музее БИЦ им. Гагарина. Из городского Дома детского творчества специально в дар библиотеке передали забавные фигурки инопланетян; группой активных читателей библиотеки создан макет  космического корабля «Буран». Подлинным эксклюзивом экспозиции «Нашей истории строки»  (абонемент ЦГБ им. Горького) являются куклы, изображающие горьковских героев. В их создании приняла участие творческая группа методистов, дизайнеров и читателей ростовских библиотек. Для воплощения бессмертных образов Вассы Железновой, Клима Самгина и Старухи Изергиль были использованы обычные «барби», которые до неузнаваемости преобразились благодаря фантазии креативного коллектива.

  • Экспонаты, приобретенные в Интернет-магазинах.

Например, для  экспозиции «Нашей истории строки»  (абонемент ЦГБ им. Горького) на  сайте антикварных вещей Молоток. ru были приобретены  настольная медаль, юбилейный рубль, скульптуры Ленинградского фарфорового завода, коллекция значков и т.д.

  • Экспонаты, предоставленные в дар музеями. 

Экспозиция, посвященная Александру ГринуОсобыми экспонатами Уголка писателя в КБИЦ им. Шолохова являются документы, предоставленные библиотеке Государственным музеем-заповедником Шолохова станицы Вешенская: копии рукописей, писем, военных и депутатских документов, фотографии. БИЦ им. Чернышевского удалось наладить контакт с Саратовским музеем имени писателя. Из Саратова в ростовскую библиотеку были присланы копии школьных прописей писателя, фотографии, связанные с его биографией.

 Теперь перейдем к главному. Каково же воздействие подобных экспозиций на читателей?

Приведем ряд наблюдений.

Экспозиция, посвященная Александру ГринуКак показал опыт, особым потенциалом для привлечения читателей обладают экспозиции, выполняющие функции наружной рекламы.  Например, несколько новых читателей на абонементе ЦБ им. Горького появились именно потому, что решили удовлетворить свое любопытство: посмотреть, что скрывается за яркой оконной экспозицией «Гордо реет Буревестник».

Читательский интерес к теме экспозиции возрастает после библиотечных экскурсий. Наиболее показателен пример БИЦ им. Островского. Ребята одного из ростовских колледжей после экскурсии по библиотеке живо заинтересовались личностью и творчеством Николая Островского. Несколько подростков не только записались в библиотеку, но и взяли произведения писателя. Конечно, ребят взволновал не идеологический аспект творений Островского, а общечеловеческая проблема реабилитации личности с ограничениями по здоровью. Второй пример. БИЦ им. Чернышевского удалось сделать брендом не слишком популярное сегодня имя русского мыслителя-разночинца. Сотрудники библиотеки сумели вычленить из литературно-философского контекста писателя совершенно современные проблемы, которые готовы обсудить молодые читатели. Например, темой для дискуссий внутри библиотеки стала проблема подлинной красоты (знаменитая диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»). Этот содержательный аспект вызвал неподдельный интерес у студентов-гуманитариев ЮФУ, а также у завсегдатаев знаменитого библиотечного клуба «Окраина».

Экспозиция, посвященная Александру ГринуИногда мемориальная экспозиция становится поводом для большого рекламно-информационного мероприятия. Так произошло на абонементе центральной библиотеки им. Горького, где вскоре после открытия мемориальной экспозиции была проведена акция «Писатель необходимый сегодня». При подведении ее итогов оказалось, что в течение месяца было взято около 120 (!) книг Горького.

12.	Экспозиция, посвященная Н. Г. Чернышевскому.Содержательная состоятельность, инновационную весомость  музейно-мемориальных комплексов обсуждались в рамках Ростовской ЦБС на одном мероприятии СПК – Дне творческого общения «Музейно-мемориальный компонент библиотечной деятельности: актуальность, тематика, методика». В ходе профессионального диалога определился перечень перспектив в данном направлении деятельности.

- Необходимо расширить круг популяризированных имен (потенциальный ряд: Закруткин, Есенин, Ломоносов, Лермонтов, Шевченко и т.д.).

- Необходимо пополнять существующие экспозиции новыми экспонатами, вследствие этого актуально развитие новых контактов с музеями (например, намечается координация БИЦ им. Островского с Сочинским музеем писателя).

- Перспективно расширять экскурсоводческую деятельность как наиболее актуальную для пробуждения читательского интереса. Так, в программу «Библионочи» в некоторых библиотеках была включена презентация музейной экспозиции.

- Необходимо стремиться к тому, чтобы выводить  музейные экспозиции в электронный формат, т.е.  создавать виртуальные музеи.

Опыт такой работы существует в БИЦ им. Герцена.

Экспозиция, посвященная М. А. ШолоховуВиртуальный музей  А. Герцена создан В Контакте (http://vk.com/inf_cent_gercena - адрес странички ВКонтакте). Он включает справочные тексты о биографии писателя, фотоальбом памятников Герцена, топонимов в России и Европе, связанных с его именем, подборку видеофильмов, ссылки на социо-культурных партнеров (Гомельская ЦГБ им. Герцена, Музей истории государственного Российского педагогического университета им. Герцена).

14.	Экспозиция «Нашей истории строки» ЦБ им. ГорькогоВ перспективе – создание отдельного сайта виртуального музея. С этой целью в блоге журнала «Современная библиотека» было размещено обращение сотрудника БИЦ им. Герцена Артура Батыгяна к библиотечному сообществу страны о создании общего виртуального музея Герцена. «Призыв Артура всколыхнул многие библиотеки» – так было написано в заметке  «Современной библиотеки» (2013 № 1). Инициатива А. Батыгяна способствовала тому, что некоторые библиотеки страны решили создать виртуальные музеи других писателей. Например, возникли идеи о  виртуальных музеях, посвященных Платонову, Бажову. Что же касается информационной помощи  БИЦ им. Герцена в ресурсном пополнении музея писателя, то  в настоящее время откликнулись Гомельская ЦГБ им. Герцена, Музей истории государственного Российского педагогического университета им. Герцена. Они предоставили ростовской библиотеке им. Герцена периодические издания, списки литературы,  электронную  выставку, посвященные 200-летию писателя.

15.	Экспозиция «Нашей истории строки» ЦБ им. ГорькогоВ завершении хотелось бы заметить, что опыт ростовских библиотек по созданию мемориальных экспозиций был представлен на областном круглом столе «Инновационные формы работы по продвижению чтения» в Донской государственной публичной библиотеке в апреле  этого года.

В настоящий момент сотрудниками организационно-методического отдела ЦБ им. Горького разрабатывается тема «Имя Максима Горького в контексте истории центральной библиотеки г. Ростова-на-Дону: мемориально-исследовательский аспект». Данная проблема будет освещаться осенью 2013 года на краеведческой конференции в городе Таганроге.

 Оконная композиция «Гордо реет Буревестник» (центральная библиотека им. Горького).

 

 Кравченко Марина Валерьевна,

главный библиотекарь

организационно-методического отдела

Центральной городской библиотеки им. Горького

МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.

<