наверх


Ответы онлайн-викторины «Этномозаика народов Дона»

изменена 2022-12-02 09:37

Гостеприимный Дон стал родной землёй для разных народов. Общие праздники, рождённые здесь дети, постоянный обмен культур – именно это делает наш край уникальным.

Впервые наша родина «прозвучала» ещё у Геродота, который упоминал о живущих здесь скифах и киммерийцах. В конце VII века до н.э. скифские племена организовали довольно прочный союз, вытеснив, правда, соседей. Потом сюда же пришли греки, которые, например, основали Танаис, а потом сарматы, аланы, гунны, меоты, хазары, половцы… На протяжении всей истории донского края через него проходили миграционные пути. Многие оставались на плодородной земле, уживаясь с представителями других народов или выдавливая их. Традиция укоренилась, правда, с положительным уклоном: здесь всегда жили люди разных кровей, оттенков глаз и волос. И в более или менее современные времена – мирно.

На Дону народы появлялись как в результате естественного переселения, так и в результате политики государства. Например, соседями нам стали крымские армяне ещё во времена Екатерины Великой.

Значимую роль сыграла и отмена крепостного права в 1861 году. Тысячи людей ринулись за лучшей долей на Дон. Ну, а потом – период коллективизации, когда казаки начали переезжать в города.

Близость Северного Кавказа, река Дон как крупная транспортная артерия - всё это повлияло на создание таких городов-крепостей, как Ростов. А города нужно было быстро заселять.

Люди любой этнической принадлежности выбирают плодородные края. Дон во все времена называли кормильцем, речная рыба составляла значимую часть рациона всех живущих здесь народов. Батюшка-Дон многих спасал во все времена
Для увеличения населения к Ростову присоединили Нор-Нахичевань. В принципе, ещё до объединения двух городов русских и армян связывали общий бизнес, климат, электростанция, телефония и трамвайные пути, пролегающие через нынешнюю Театральную площадь.

Одна из актуальных тем для Ростовской области, ставшей второй родиной для многих этносов, — межнациональные взаимоотношения. Как сохранить и передать ценности, культуру разных народов Дона, какие проблемы адаптации возникают у приезжих и как их решаются в регионе?

Основная стратегия государственной политики на Дону направлена на две вещи: первая – формирование общероссийского единства и вторая – сохранение этнических культур.

Сейчас представители разных этнических групп практически полностью ассимилировались. Несмотря на это им удалось сохранить традиции своей культуры.

В южной столице отмечают разные торжества: Сабантуй, Ураза-Байрам, Вардавар, Хануку…

Для этого люди из разных общин собираются вместе не только в церквях, но и на разных площадках Ростова. Министерство культуры уделяет особое внимание торжествам. Не только на День России на развлекательных площадках городов Ростовской области можно увидеть музыкальные и танцевальные программы разных этнических групп.

Вместе с вами мы вспоминали историю и современность народов, проживающих на территории Донского края, отвечая на вопросы онлайн-викторины «Этномозаика народов Дона», инициированной Ростовской общественной организацией Местная национально-культурная Греческая Автономия при поддержке Правительства Ростовской области, организованной и проведённой Централизованной библиотечной системы города Ростова-на-Дону.

Викторина проходила с 23 по 30 ноября 2022 года, и в ней приняло участие 252 человека. Отметку «отлично» (8-12 баллов) получили 181, а отметку «хорошо» 61. Прекрасный результат!!! Абсолютное большинство участников отлично справились с заданием и продемонстрировали широкий кругозор и обширные знания.

Самым легким для наших респондентов оказался вопрос № 12 «Какая скульптура на Набережной Ростова-на-Дону изображает героев «Тихого Дона» - одного из самых известных романов великого донского писателя Михаила Шолохова?».

Ну, а самые большие затруднения вызвал вопрос № 1 «За основу флага Ростовской области был взят флаг Всевеликого Войска Донского – трёхцветное сине-жёлто-красное полотнище, символизирующее союз всех слоёв населения области. Исторически каждой из основных народностей, входивших в состав Войска Донского, принадлежал свой цвет: синий – донским казакам, алый-русским. Кому принадлежал жёлтый?».

Благодарим всех участников!

Ответы онлайн-викторины «Этномозаика народов Дона»

Вопрос 1: За основу флага Ростовской области был взят флаг Всевеликого Войска Донского – трёхцветное сине-жёлто-красное полотнище, символизирующее союз всех слоёв населения области. Исторически каждой из основных народностей, входивших в состав Войска Донского, принадлежал свой цвет: синий – донским казакам, алый – русским. Кому принадлежал жёлтый?

Ответ: калмыкам

Желтый цвет символизировал калмыков. Калмыки оказывали услуги России в войне Петра I под Полтавой со шведами.  В 1710 г. часть калмыков была поселена в Донской области. В царствование императрицы Екатерины Великой поощряли переход калмыков к оседлости и христианству. В Области войска Донского было 13 калмыцких казачьих станиц. Донские калмыки принадлежали к казачьему сословию, им выделяли казачьи паи. Всё мужчины, кроме лиц духовного звания высокого ранга, несли воинскую службу в Донских казачьих войсках.
Источник:

1.Шевченко С. А. Калмыки на юго-востоке Донского края // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/2/art.aspx?art_id=1561

2. Дронов В. А. Ремилевы // Донской временник. Год 2014-й URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m2/2/art.aspx?art_id=1352

Вопрос 2: Какой армянский город в 1929 году стал частью столицы Южного региона?

Ответ: Нахичевань

Нахичевань-на-Дону - в прошлом город на правом берегу реки Дон, с 1929 года - часть Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Был основан армянами, переселёнными из Крыма по указу Екатерины II от 14 ноября 1779 года.

Источники:

Зайцева Н. Н. Нахичевань-на-Дону 100 лет назад // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 135-136. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/5/art.aspx?art_id=317

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Вопрос 3: Какой древнегреческий полис находится на территории Ростовской области?

Ответ: Танаис

Город, названный по имени реки Танаис (Дон), был основан греками в её устье у впадения в Меотиду (Азовское море). Город Танаис почти восемь веков играл значительную роль в политической и экономической жизни городов Северного Причерноморья и граничащих с ними пространств Великой Степи.

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Вопрос 4: На его территории исторически пересеклись несколько народов. Впервые он упоминается как генуэзская колония (Италия) Тана. Но основал его как Азак золотоордынский хан. Турки сменили ему имя. Благодаря походам Петра I он стал российским. Назовите этот город.

Ответ: Азов

Азов (прежние наименования Азак (XIII—XIV вв.), Тана (XII—XIV вв.)) — город в Ростовской области России.

Источники:

1.Масловский А. Н. Сколько лет Азову? // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 122-124. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m1/20/art.aspx?art_id=1293

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Вопрос 5: Назовите имя супруги первого президента Израиля, чьи детство и юность прошли в Ростове-на-Дону в доме на улице Обороны, 64.

Ответ: Ребекка Хацман

В Ростове-на-Дону на улице Рождественской в доме отца - московского купца и владельца трёх доходных домов Исайи Хацмана прошли детство и юность Ребекки (Веры) Хацман. В 1900-м году, будучи студенткой медицинского факультета Женевского университета, она познакомилась с учёным-химиком Хаимом Вейцманом, а в 1904 г. Вера Хацман стала женой этого будущего первого президента Израиля.

Источник:

https://www.evreirostov.ru/templates/articlecco_cdo/aid/1625042/jewish/page.htm

Вопрос 6: Уважение к другим национальностям – одна из основных черт представителей 150 народов, проживающих в Донском краю. Очень точно это выразил в своих стихах знаменитый дагестанский поэт:

«Мне все народы очень нравятся.

И трижды будет проклят тот,

Кто вздумает, кто попытается

Чернить какой-нибудь народ».

Назовите его.

Ответ: Расул Гамзатов

Эти строки из стихотворения своего земляка Расула Гамзатова часто повторяет Руководитель Культурного центра народов Дагестана Шариф Ахмедов. По его словам, уважение к другим национальностям – одна из основных черт дагестанцев. Возможно, это связано с тем, что сам Дагестан – многонациональная республика, где живут около 37 коренных народностей, так что трепетное отношение ко всем народам заложено на генетическом уровне. Они не делят себя на аварцев, лезгинов, кумыков и так далее – все дагестанцы. Вот и на ростовской земле они также уважительно относятся к нациям, проживающим здесь.

«Мы равные среди равных, – уверен руководитель центра. – И если вы когда-нибудь услышите, что дагестанец плохо отзывается о других народах, то это не дагестанец».

Источник: https://rostov.aif.ru/society/persona/ravnye_sredi_ravnyh_o_rostovskih_dagestancah_raznyh_nacionalnostey

Вопрос 7: Ростов-на-Дону – один из первых городов России, который в XIX веке стал развивать жанр оперетты.   У истоков этого стоял грек из Таганрога - великий антрепренёр, режиссёр, актёр, переводчик текстов и создатель первого стационарного музыкального театра на Дону. Назовите его имя и фамилию.

Ответ: Григорий Вальяно

Первое знакомство города с этим жанром состоялось ещё в 1869 году; Ростов в этом отношении опередил едва ли не все другие города русской провинции. Была создана постоянная труппа, репертуар которой составляли преимущественно оперетты.

Семена, посеянные Григорием Ставровичем Вальяно, дали пышные и жизнестойкие всходы.

Александр СЕЛИЦКИЙ.

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, советник художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра.

Источник: https://rostovgreek.ru/grek-iz-taganroga/

Вопрос 8: Фестиваль народов Дона, официально - фестиваль национальных культур «Народов Дона дружная семья» - ежегодно проводится в Ростове-на-Дону с   целью сохранения и развития традиционных культур народов, проживающих на Дону. В каком году был основан этот праздник?

Ответ: 1995

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B0#

Вопрос 9: Назовите город в нашей области, который является столицей донского и мирового казачества.

Ответ: Новочеркасск

Построили Новочеркасск на холме, который назывался Бирючий кут, что на местном диалекте означало «волчье логово». После многих советов со своими приближенными казаками атаман Донского казачьего войска Матвей Иванович Платов все-таки принял решение о строительстве казачьего города, вне реки Дон, ведь старая столица Черкасск (станица Старочеркасская) постоянно страдал от разливов Дона, а город на холме затопить было невозможно.

Строительством казачьей столицы руководил голландский архитектор Франц Павлович де Воллан.

Считается, что на создание плана города его вдохновил Париж. По другим данным, Санкт-Петербург. К слову, по сравнению с планами того же Ростова или Нахичевани Новочеркасск выглядит настоящим прорывом в градостроительстве и во многом напоминает европейский город.

Источники:

https://perekrestokinfo.ru/stolica-donskogo-kazachestva/

https://novocherkassk.net/wiki/kirsanov/novocherkassk-stolica-donskogo-i-zarubezhnogo-kazachestva/

Вопрос 10: Для этого народа Донская земля стала домом сравнительно недавно - в 50-е годы прошлого века. Хотя в России они проживают уже более 150 лет. Они называют себя «корё-сарам». Назовите их.

Ответ: Корейцы

Корё-сарам – самоназвание этнических корейцев на постсоветском пространстве. «Корё» относится к названию Корейского государства с 918 по 1932 год н. э., «сарам» означает «человек», «народ». Более 150 лет назад в середине XIX века, крестьяне начали бежать из Кореи в Приморье в поисках лучшей доли, подгоняемые страшным голодом, непосильными налогами, стихийными бедствиями. Чуть позже, в 1910-1945 годах прошла вторая волна эмиграции - в период японской оккупации и репрессий в Корее. На то время большинство корейцев жили на Дальнем Востоке, а затем наступил переломный момент. Советские власти решили депортировать всех корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Массовый переезд начался осенью 1937. На Дону корейцы появились после смерти Сталина. Их пригласили в рисоводческие совхозы.

Источники: https://rostov.aif.ru/society/persona/koryo-saram_oni_nauchili_kazakov_vyrashchivat_ris_i_vpitali_donskoy_mentalitet

https://rostov.aif.ru/society/details/kogda_verish_v_himneseyo_koreyskiy_ansambl_edet_na_konkurs_v_italiyu

Вопрос 11: Кто написал Донскую икону Божией Матери?

Ответ: Феофан Грек

Донская икона Божией Матери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом типе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы.

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа (1 сентября).

Искусствоведы датируют время её написания 1380—1395 годами, автором считают Феофана Грека. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%

Вопрос 12: Какая скульптура на Набережной Ростова-на-Дону изображает героев «Тихого Дона» - одного из самых известных романов великого донского писателя Михаила Шолохова?

Ответ: Григорий и Аксинья в лодке

Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья в лодке» (Памятник героям «Тихого Дона» на набережной Ростова-на-Дону). Дед Щукарь – один из героев романа «Поднятая целина», а Нахалёнок из одноимённого рассказа.

Источник: https://luv-vie.livejournal.com/792050.html

Вопрос 13: Какой Храм в византийском стиле расположен в центре донской столицы на улице Пушкинской возле Донской публичной библиотеки?

Ответ: Благовещения Пресвятой Богородицы

Греческая церковь в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии — греческий православный храм, построенный в 1909 году в Ростове-на-Дону. В советское время храм был снесён, а на его фундаменте построили Театр кукол. Новая греческая Благовещенская церковь была окончательно возведена в 2014 году на другом участке по этому же переулку. Автором проекта храма стал архитектор Г. А. Шевченко.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%

https://culttourism.ru/rostovskaya/rostov-na-donu/grecheskaya_tserkov_blagovesheniya_presvyatoy_bogoroditsy.html