наверх


Парадоксы Оскара Уайльда

изменена 2019-05-20 19:52

Парадоксы Оскара Уайльда23 ноября 2014 года в библиотеке им. Куприна состоялось заседание  клуба «Книгочей» «Парадоксы Оскара Уайльда», посвященное 160-летию со дня рождения английского писателя. Мероприятие сопровождалось книжной выставкой «Оскар Уайльд: поэт, прозаик, философ».

О. Уайльд (1854-1900) – давно признанный классик не только английской, но и европейской, мировой литературы. В своем творчестве он проповедовал идеалы красоты, гармонии, совершенства. Вместе с тем, О. Уайльд прекрасно сознавал, что реальная жизнь Англии его эпохи страшно далека от вышеприведенных критериев.

В романе «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд убедительно и доходчиво показал, как губительна для человека «идея» эгоизма, бездушия, жестокости по отношению к окружающим людям. Светский красавец Дориан Грей главной и единственной  целью своей никчемной жизни сделал погоню за все более утонченными  наслаждениями и удовольствиями. Аморализм и безнравственность мистера Грея сеют вокруг одно лишь зло. Человек черствый, душевно испорченный, Грей губит свою возлюбленную Сибиллу, убивает своего друга Бэзила. Своим отвратительным поведением Дориан, однако, привел самого себя не просто к моральной, но и физической гибели.

О. Уайльд также создал немало замечательных сказок. Они лиричны, остроумны, написаны изящным стилем. В них в символической форме воспроизводятся картины реальной жизни. Эта жизнь зачастую очень тяжела, неприглядна, грязна, далека от доброты и теплоты в отношениях между людьми.

Большую славу О. Уайльду принесли его пьесы: «Веер леди Уиндермир», «Как важно быть серьезным», «Саломея» и др. Они, как никакие другие творения О. Уайльда, полны парадоксов. То есть, ситуаций, на первый взгляд, исключающих друг друга. Скажем, сановник Роберт Чилтерн, главный персонаж пьесы «Идеальный муж», после разоблачения своего участия в афере не то , что не получает за это возмездия, но и поднимается на более высокую ступень государственной власти. А аристократ Алджернон, он же – Эрнест, главный герой пьесы «Как важно быть серьезным», занимаясь постоянно из озорства мистификациями и розыгрышами, не только избегает разоблачения, но и реализует все свои задумки и желания. Парадокс присутствует и в трагической драме О. Уайльда «Саломея», написанной на библейские мотивы: желая спасти Саломею, люди, пытающиеся это сделать, становятся невольными виновниками ее смерти.

О. Уайльд, по его собственному признанию, испытал благотворное влияние великой русской литературы. Особенно высоко он ценил Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехов.