наверх


Павел Вежинов – писатель-гуманист

изменена 2019-05-20 19:50

Павел Вежинов – писатель-гуманист16 ноября 2014 года  в библиотеке им. Куприна состоялся вечер-портрет «Павел Вежинов – писатель-гуманист», приуроченный к 100-летию со дня рождения  болгарского писателя Николы Делчева Гугова, известного во всем мире под звучным псевдонимом «Павел Вежинов» (1914-1983). Мероприятие сопровождалось книжной выставкой «Писатель, его книги и герои».

Диапазон творчества П. Вежинова чрезвычайно широк. Писатель создавал произведения фантастические и философские, сугубо реалистические и приключенческие.  Он успешно работал в различных литературных жанрах. Создавал романы, повести, рассказы, киносценарии. Писал для взрослых и для детей.

В широко известных повестях «Барьер», «Измерения», «Весы», объединенных в своеобразную трилогию без названия, Павел Вежинов с большой тревогой  высказывал мысль о том, что  людям остро не хватает доброты в общении, милосердия, взаимопонимания, поддержки.

В романе «Ночью на белых конях», получившем в 1975 году титул «Лучший болгарский роман года», П. Вежинов  бескомпромиссно ставит вопрос  об ответственности ученого перед обществом. Академик Михаил Урумов, главный герой романа, постоянно размышляет над волнующими его глубоко вопросами.  Какой цели послужат выдающиеся  научные открытия?  Будут ли они поставлены на службу разрушению, насилию, войне? Или же благотворно повлияют на развитие  мировой цивилизации, на ее духовно-материальное  процветание?  Проницательный автор романа не дает на эти непростые вопросы однозначного ответа. Интересно и драматически показаны в романе отношения двух ученых, представителей разных поколений  болгарской интеллигенции: академика Урумова и его племянника Саши. Принципиальность и  твердая гражданская позиция  сталкиваются с конформизмом и «сглаживанием» острых проблем.

Сложные вопросы поставлены автором в остросюжетном социально-бытовом детективе «Летучие мыши появляются ночью». П. Вежинов  убедительно показывает, сколь  живучими и опасными оказываются «мины замедленного действия», накопившиеся в обществе в ходе проведения радикальных социально-экономических преобразований. Имеются в  виду старые обиды, мнимые и настоящие, давние счеты, настроения  людей, которые внешне лояльны к новой власти, но в душе ее не приняли.

Став классиком при жизни, П. Вежинов заслужил от критиков лестное прозвище «болгарский Сомерсет Моэм». Черты, характерные для  творчества  английского писателя, ярко отличают и многочисленные произведения  П. Вежинова. Это изящный стиль и крепко скроенный сюжет, широкая проблематика и запоминающиеся образы, глубокие доброта и гуманизм, большой талант и умение передать тончайшие нюансы человеческих переживаний.