наверх


Служители муз в романах Жорж Санд

изменена 2019-05-20 19:38

15 июля 2014 года сотрудники библиотеки им. Куприна провели в секторе дневного пребывания пенсионеров Октябрьского района выездное заседание клуба «Книгочей»  «Служители муз в романах Жорж Санд», посвященное 210-летию со дня рождения писательницы.

Заседание  клуба сопровождалось книжной выставкой «Мир искусства и артистов в романах Жорж Санд».

 

Жорж СандВыдающаяся французская писательница Аврора Дюваль (1804-1876), писавшая под псевдонимом  Жорж Санд, еще при жизни  завоевала европейское и мировое признание как крупный литератор романтического направления. Ее имя стоит в одном ряду с великими писателями-романтиками разных стран: В. Гюго, Э.Т.А Гофманом, Э.А. По, Р. Шатобрианом и др.

Творческий путь  Жорж Санд был весьма продуктивным. Писательницей написано множество романов, повестей, рассказов. Она оставила обширное публицистическое и литературно-критическое наследие.

В творчестве Жорж Санд важное место занимают произведения, посвященные искусству и служителям Мельпомены. Достаточно вспомнить ее  большой роман «Консуэло» (1842). Это самое известное творение писательницы и, возможно, самое значительное. Ж. Санд ставит в этом романе актуальнейшие и на сегодняшний день вопросы: о благороднейшей миссии искусства, о предназначении  и деятельности его служителей.

Имя обаятельной главной героини романа, цыганки Консуэло, в переводе означает «Утешение». И Консуэло своей жизнью и творчеством словно подтверждает, что ее имя выбрано очень верно. Своими песнями и танцами артистка делает зрителей добрее, чище, порядочнее, воспитывает их эстетический вкус. Творчество же самой Консуэло интенсивно и беспрестанно питается богатейшим народным фольклором разных стран и народов: песнями, легендами, преданиями, мелодиями. И в этом заключена его вечная жизненная сила.

Основа успеха любого артиста талант, помноженный на огромнейшее трудолюбие. Так считает Жорж Санд. Очень интересно показаны в романе образы  великих композиторов, итальянца Н. Порпора и австрийца Й. Гайдна. Оба они одержимы идеей творческого совершенствования. Являясь простолюдинами по рождению, великие музыканты, небезосновательно считают себя выше своих зрителей, высокомерных и спесивых аристократов. Ибо любовь и популярность великих композиторов основана не на принадлежности человека к  тому,  или иному  государственному сословию, а на его таланте, духовном влиянии на людей. Люди простого звания, Н. Порпора и Й. Гайдн представляют собой подлинных «аристократов духа».

В  романе «Графиня Рудольштадская», являющемся продолжением  романа «Консуэло», читатель видит главную героиню, нашедшую свое жизненное призвание. Пройдя искушения богатством,  славой, успехом и любовью, отказавшись от всего этого ради искусства, Консуэло стала  подлинно «народной» артисткой. Как и в юности, шагает она по городам и селам разных стран, поет, танцует, стучит в бубен. Как и в юности, ей бурно аплодируют простые люди: крестьяне, ремесленники, выходцы из социальных низов. И в этом истинное, по мысли Ж.Санд, назначение артиста. Поле же деятельности Консуэло поистине безгранично. Бесконечная дорога простирается перед ней.