наверх


Кавалер розы

изменена 2019-05-20 19:35

Кавалер розы7 июня 2014 года в Иностранном отделе Центральной городской библиотеки им. Горького все желающие имели возможность приобщиться к творчеству Рихарда Штрауса. Сотрудники отдела подготовили для читателей литературно-музыкальный вечер-портрет «Кавалер розы», посвященный 150-летию со дня рождения известного композитора и дирижера. Мероприятие сопровождалось книжной выставкой и виртуальным экскурсом по жизни и творчеству Р. Штрауса, подготовленным главным библиотекарем иностранного отдела Л. А. Каштановой.

В немецкой музыкальной культуре конца XIX – первой половины XX века имя Рихарда Штрауса (Richard Strauss, 1864 – 1949) выделяется как одно из наиболее заметных. Отец его, Франц Штраус, был учителем музыки и руководствовался классическим принципом обучения: «без основательного знания творчества Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена никто не может стать настоящим музыкантом».

По окончании гимназии Рихард Штраус поступил в университет, где познакомился с различными течениями своего времени в области литературы, философии, изобразительного искусства. В 1886 году 21-летний Рихард возглавил мюнхенскую оперу. Вскоре он получил пост директора и главного дирижера берлинского Оперного театра. Рихард Штраус – стал одним из самых видных музыкантов Европы.

Композитор прожил долгую жизнь, в течение которой в Германии сменилось три режима – вильгельмовская монархия, Веймарская республика и фашистский «третий рейх». Он был современником двух мировых войн, которые потрясли весь мир. Рихард Штраус, по собственному признанию, находил спасение в «прилежной работе». Он отличался неиссякаемой трудоспособностью и сочинял почти до конца своих дней. Его более чем полувековая дирижерская деятельность географически охватила всю Европу и многие страны американского континента. Штраус с полным основанием говорил о себе, что «дирижировал оркестрами почти всего цивилизованного мира». Последний раз он встал за дирижерский пульт менее чем за два месяца до смерти.

Р. Штраус писал музыку почти во всех жанрах. Творческая удача сопутствовала ему в опере и балете, симфонической музыке и произведениях для голоса (песни и романсы). Наивысшие достижения Штрауса связаны с оперой и симфонической музыкой. Самыми известными его произведениями являются: оперы «Саломея», «Электра», «Кавалер розы», «Так говорил Заратустра», «Молчаливая женщина»; симфонические поэмы «Дон-Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Жизнь героя».

В музыкальном мире Рихард Штраус считается продолжателем традиций Ф. Листа, Р. Вагнера, Г. Берлиоза. Однако у него есть один тон, специфически штраусовский, это – его сарказм, он является большим мастером иронии. Его насмешка, как бич, наносит удары мещанам, ханжам, благочестивым развратникам.

Значительно литературное наследие Штрауса. Интересна его автобиографическая книга «Размышления и воспоминания»; обширна переписка с Р. Ролланом, Г. Бюловым, Г. Гофмансталем, С. Цвейгом. Оценивая Штрауса как творческую личность, его друг, французский прогрессивный писатель Ромен Роллан, писал: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми…».