наверх


Его называли русским Бальзаком

изменена 2019-05-20 18:54

заседание литературного клуба «Книгочей» «Его называли русским Бальзаком»20 января 2013 года в библиотеке им. Куприна состоялось заседание литературного клуба «Книгочей» «Его называли русским Бальзаком». Заседание посвящалось  150-летию со дня рождения Александра Серафимовича Попова (1863-1949), российского писателя-реалиста. Свои книги А.С. Попов создавал под псевдонимом «Серафимович».

Заседание сопровождалось книжной выставкой «Яростный сторонник революции». На выставке экспонировались книги: роман «Железный поток», повести «Город в степи», «Галина», многочисленные очерки и рассказы. Произведения изданы в разные годы. Были представлены на выставке и материалы о личности и творчестве писателя.

Собравшиеся с интересом прослушали информацию о богатом жизненно-творческом пути писателя. Уже в первых своих литературных опытах А.С. Серафимович показал себя убежденным борцом за социальную справедливость, защитником «маленьких людей». Достаточно вспомнить его прекрасные рассказы «На льдине», «Семишкура», «Стрелочник». В которых он выступает блестящим продолжателем гуманистических светлых традиций великой российской литературы. Здесь ощущается благотворное влияние творчества А.П. Чехова, В.В. Вересаева, А.И. Куприна. А.С. Серафимович был с ними в дружеских отношениях, как и с А.М. Горьким.

Большой удачей писателя стала остросоциальная повесть «Город в степи» (1911). Писатель блестяще показал изнанку экономического «процветания» предреволюционной России и ту страшную цену, которую приходилось платить простому народу за это процветание. Прочитав повесть, А.В. Луначарский назвал А.С. Серафимовича «русским Бальзаком».

Высокую оценку самого Л.Н. Толстого получил рассказ «Пески» (1908). Писатель своеобразно раскрыл в рассказе старую как мир тему «Он, Она и брак по расчету». Читатель ясно видит к тому же, что человек, подчинивший свою жизнь наживе любой  ценой, в конце концов, оказывается в пустыне, в «песках» одиночества.

Программным произведением послереволюционного творчества А.С. Серафимовича стала его повесть «Железный поток» (1924). В основе произведения – действительные факты. Это труднейший переход во время Гражданской войны Таманской армии через Кавказские горы для ее соединения с Красной Армией. В произведении показано, как слаженно и героически действуют народные массы, сплоченные революционной идеей.

Отмечалась значительная роль писателя как организатора молодой тогда советской литературы, наставников молодых тогда писателей, поддержка, оказываемая им А.С. Серафимовичем. Например, он очень помог в 1927-1929 годах М.А. Шолохову. Когда у того возникли серьезные проблемы с публикацией  некоторых частей эпопеи «Тихий Дон».

На мероприятии звучали фрагменты из новелл А.С. Серафимовича «Стрелочник», «Пески», «Две смерти».

Интересными для слушателей оказались сведения о протесте писателя против политики «расказачивания» и насилия во время революции. Серафимович проявил большое гражданское мужество. Он стал одним из немногих, если не единственным творческим интеллигентом, поднявшим свой голос в защиту казачества.

Присутствующие на мероприятии задавали вопросы, связанные с частной жизнью и творческим путем писателя. На которые были даны подробные ответы.