наверх
14 декабря 2012 года в детской библиотеке им. Пушкина с учащимися 11 «Б» класса лицея №13 прошло литературное путешествие «На островах Архипелага…», посвященное обсуждению со школьниками книги А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». «Название произведения – «Архипелаг ГУЛАГ» - по сути своей великая метафора, вошедшая в «определенную знаковую систему ХХ века наряду с Бухенвальдом, Хиросимой, Чернобылем» и ставшая обозначением ранее скрытого геологического разреза целой страны. Был материк, монолит континента. А Солженицын как бы раздробил его на причудливое скопление жутких огражденных островов, нанёс на карту и создал новую карту». С.Паламарчук.
Началось мероприятие со слов Данте Алигьери:
Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ,
Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН,
Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ…
Потому, что очень часто при обсуждении этой книги возникает параллель с «Божественной комедией»: Данте описал выдуманный ад, а Солженицын – ад реальный, в котором он побывал и вернулся. Солженицынский Ад оказывается страшнее Дантовского, т.к. он реален, и в нем приходится жить. Ад-лагерь ломает человека, его душу, убеждения, жизнь. В Аду Данте и в лагере Архипелага происходит душевный отбор и разница лишь в том, что у Данте каждому грешнику уготовано то место в Аду, которое он ЗАСЛУЖИЛ. А у Солженицына зэк должен ещё сделать СВОЙ нравственный ВЫБОР.
Страдание главный и общий удел героев Данте и Солженицына. И по Данте и по Солженицыну изменение мира начинается с изменения человека, с восхождения к «свету человеческой души», с «прорыва к небесам». Композиция книги напоминает построение «комедии» Данте: путешествие живой души в царстве мёртвых у Данте и «хождение по мукам» героев Солженицына. В подтверждение этого был показан мультфильм Гарри Бардина «Адажио».
Таким образом «Архипелаг ГУЛАГ» - это летопись советской каторги, «одиссея различных и бесчисленных «потоков» ссыльных, энциклопедия лагерного мира, учебник этнографии для изучения нации зэков».
Но если всё так беспросветно темно, какой же смысл читать эту книгу? Почему ее считают гениальной? - может, все дело в ЯЗЫКЕ, которым написана книга. В том, КАК автор описывает, например, арест: «Это – резкий ночной звонок в дверь. Это – бравый вход невытираемых сапог бодрствующих оперативников. Это – за спинами их напуганный прибитый понятой». Солженицын использует пословицы, эпитеты, метафоры, иронию и сарказм.
Школьники увидели это произведение в таком неожиданном свете! В их исполнении прозвучали фрагменты глав книги. Особенно запомнился фрагмент главы «История нашей канализации» - с такой иронией автор подает материал, играя значением слова «поток»!