наверх


Особый ребенок в библиотечном пространстве

изменена 2019-05-20 18:36

Особый ребенок в библиотечном пространстве ф.41В рамках системы повышения квалификации для работников библиотек, обслуживающих детей, 9 октября в Центральной детской библиотеке имени Ленина состоялся областной семинар «Особый ребенок в библиотечном пространстве». Организаторы семинара ГБУК РО «Ростовская областная специальная библиотека для слепых», МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС. Основная цель - обмен опытом работы с детьми с инвалидностью, обсуждение проблем адаптации «особых» детей в современном обществе.

Доклад Глазуновой Оксаны Васильевны ф.41Миссией библиотеки является создание и продвижение положительного образа человека с инвалидностью, то есть популяризация жизни личностей с инвалидностью, достигших больших социальных результатов. Конечно же нельзя забывать и о предоставлении библиотечных услуг такой категории пользователей. Для этого сотрудникам библиотек необходимо иметь опыт работы с «особыми» людьми и соблюдать нормы подачи информации. При проведении мероприятий предлагается использовать мейнстриминг, то есть не делить детей на группы с инвалидностью и без нее, совместное проведение мероприятий благотворно влияет на всех участников. Об этом рассказала Глазунова Оксана Васильевна, заведующая сектором методико-тифлобиблиографии Ростовской областной специальной библиотеки для слепых в докладе «Социальное конструирование инвалидности в библиотеках».

Ярким и интересным было выступление «Игровой книжный проект в детской библиотеке» Пхиды Александра Семеновича, заведующего отделом обслуживания Ростовской областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной. Им были представлены такие проекты как «Играй книга» и «Парк литературы». Ребенка необходимо научить общаться с книгой, ему нужно уметь переживать книгу, чувствовать ее. Проекты Александра Семеновича направлены на обучение детей чтению, на замещение пассивных форм чтения активными.

Доклад Черкашиной Ирины Федоровны ф.41Черкашина Ирина Федоровна, доцент кафедры общей географии, краеведения и туризма ЮФУ, директор Ростовской региональной общественной организации «Центр содействия экологических инициатив «Экомост» рассказала о туризме для детей с инвалидностью. В докладе «Опыт вовлечения детей и подростков с ограниченными возможностями в социально значимую деятельность. Примеры по России» она поделилась опытом организации туризма для детей с инвалидностью. Группы собирают смешанные, то есть в группе по несколько человек с различными ограничениями. И на экскурсии участники делятся ощущениями, так видящие рассказывают, что они видят, а слабовидящие, что они чувствуют.

Вопрос «Современное книгоиздание для детей в России» был представлен Стоволосовой Мариной Анатольевной, заведующей отделом комплектования и обработки фонда Ростовской областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной. В современной России детское книгоиздание передано в частные руки. Основная масса книг выпускается для дошкольного и младшего школьного возраста и очень малое количество для детей старшего школьного возраста и подростков. Мариной Анатольевной были представлены новые интересные книги и новые имена..

Опытом работы поделилась Андреева Марина Александровна, психолог высшей категории Центральной городской детской библиотеки им. В.И. Ленина МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС. С 2009 года в библиотеке работает студия эстетического развития детей «Вечерние чтения». С 2010 года в занятиях принимают участие дети с инвалидностью. Проведение коррекционной работы позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, то есть помогает успешной социализации «особого» ребенка.

Кроме представленного опыта сотрудников библиотек прозвучало выступление «Организация безбарьерной среды для незрячих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» Ильиной Елены Борисовны, старшего воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 г. Батайска «Лебедушка». Детский сад создан для тотально слепых детей. Новый, соответствующий всем современным тенденциям, детский сад является уникальной системой, которая способствует социализации ребенка в обществе: обеспечивает уход, присмотр, питание, оздоровление и развитие детей во всех самых необходимых жизненных направлениях.

В семинаре приняли участие библиотекари городов Ростова-на-Дону, Батайска, Азова, Таганрога.