наверх
Сотрудники библиотеки им. Куприна провели в Октябрьской районной организации Всероссийского общества слепых выездное заседание клуба «Книгочей» «Отверженные» Виктора Гюго». Мероприятие посвящалось 210-летию со дня рождения гениального французского писателя, классика мировой литературы Виктора Гюго (1802-1885) и 150-летнему юбилею его эпопеи «Отверженные».
На мероприятии подчеркивалось, что «Отверженные» в творчестве писателя занимают особое место. Это самое крупное произведение В.Гюго. Причем, не только по объему, но и по социально-познавательно-эстетической значимости. В.Гюго работал над романом около тридцати лет. Первая редакция эпопеи была готова в 1948 году. Первоначально роман назывался «Нищета». В.Гюго, требовательнейший к себе художник, был неудовлетворен написанным. Он взялся за переработку романа. Окончательно работа над эпопеей была завершена в 1862 году. Это произошло в английской деревушке Отвил - Хаус. Писатель жил тогда там на положении политического эмигранта, находясь в оппозиции по отношению к режиму французского императора Наполеона Третьего.
Самый взыскательный читатель найдет для себя немало интересного в эпопее В.Гюго: яркий и образный язык, занимательная интрига, неординарные характеры, масштабность событий. Действие романа происходит в 1815-1833 годах.
Широко и свободно разворачивается сюжет романа. Писатель органично переносит действие из города в сельскую местность, из домов богачей в лачуги бедняков, из монастырей в кабачки, где собирается простой люд, из тюрем на каторгу и на поля сражений во время войн.
В.Гюго никогда не был революционером. Он не являлся сторонником радикального, быстрого, кардинального переустройства общества любой ценой. Идеалом гения было морально-гуманистическое переустройство социально-общественной жизни Франции и других стран. Он верил в нравственное перерождение человека, показывал это на примерах своих героев: таких, как Жан Вальжан, епископ Мириэль. Вместе с тем, гений убеждал читателя в том, что абсолютно плохих людей нет не свете. Не случайно, наверное, и резко отрицательные персонажи писателя оказываются способны на добрые и возвышающие душу поступки. Достаточно вспомнить полицейского Жавера и проходимца Тенардье.
В эпиграфе к роману В.Гюго писал о том, что его эпопея может явиться мощным обличением таких социальных язв, как бедность, нищета, проституция, поруганное детство. В этом автор оказался глубоко прав. К глубочайшему сожалению, никуда не делись страшные социальные пороки, с потрясающей силой показанные гением в его эпопее.
Так что, общественная значимость эпопеи остается не менее, если не более, важной, нежели ее неоспоримые высочайшие чисто художественные достоинства.
На мероприятии слушателями задавались вопросы о жизни и творчестве В.Гюго. На них давались исчерпывающие ответы.