наверх


Классики Старого и Нового света

изменена 2019-05-20 18:40

В. Скотт28 августа 20011 года в библиотеке имени А.И. Куприна состоялось заседание клуба «Книгочей» «Классики Старого и Нового света», посвященное юбилеям двух великих писателей, 240-летию Вальтера Скотта (1771-1832) и 140-летию Теодора Драйзера (1871-1945).

В.Скотт является давно признанным в мировом масштабе классиком историко-романтического романа. Он родился в Эдинбурге, столице Шотландии, в интеллигентной и родовитой семье. Как и  его отец, В.Скотт был юристом. Но и детства его страстно увлекала литература. Уже в возрасте восьми лет он серьезно занялся фольклором родной Шотландии. Увлеченно собирал сказки, легенды, предания, обряды, баллады. Этой страсти он остался верен на всю жизнь. Заниматься фольклором писателю активно помогали горячо любящая супруга Шарлотта и их четверо детей.

От фольклора В.Скотт закономерно пришел к созданию многочисленных исторических романов. Плодовитость его была просто феноменальной. За 17 лет писатель создал 28 исторических произведений. Его многочисленные романы («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб-Рой», «Антикварий», «Гай Маннеринг», «Эдинбургская темница» и другие) посвящены, в основном, истории Англии и родной Шотландии.

В романах В.Скотта действуют как реально существовавшие, так и вымышленные писателем герои. Причем, и те, и другие обрисованы автором полнокровно, жизненно убедительно. Писатель умел выбирать для своих книг интересные и малоизученные в то время исторические события. Например, в романе «Айвенго» речь идет о завоевании Англии норманнами в 1066 году. В романе «Квентин Дорвард» рассказывается о том, как во Франции 15 века складывалось централизованное государство. Темой романа «Эдинбургская темница» является всплеск национально-освободительного движения в Шотландии в тридцатые годы восемнадцатого века.

Достоинством исторических романов писателя является органическое сочетание в них исторических фактов и авторского вымысла. Великолепно применял В.Скотт диалоги героев. Он первым в мировой литературе использовал их в столь широких масштабах.

А вот описание погонь, единоборств, неожиданных поворотов событий и интриг не очень удавалось писателю. Он сам сознавал это.

Уже при жизни любящие читатели всего мира называли В.Скотта «Волшебником» и «Шотландским чародеем».

Творчеством писателя восхищались Д.Байрон, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, И.И. Лажечников (его называли «Русским Вальтером Скоттом», и это была высокая похвала), А.М. Горький. В.С. Пикуль.

Среди своих друзей и знакомых В.Скотт снискал себя репутацию доброго и деликатного человека.

Он сохранил в себе эти прекраснейшие качества, несмотря на тяжелейшие жизненные обстоятельства. В 1825 году Европу потряс экономический кризис. Издательская фирма «Баллантайн», пайщиком которой был писатель, обанкротилась. Ценой страшной работы на износ немолодой писатель выплатил колоссальный долг. Он составил 130000 фунтов стерлингов.

Силы «Волшебника» иссякли. Он потерял любимую жену. А вскоре последовал за ней.

Умирая, В.Скотт заявил, что ему нечего стыдиться своих творений.

Теодор Драйзер – крупный американский писатель критико-реалистического направления. Он родился в «глубинке» США, в штате Индиана, в семье немецких эмигрантов. Семья была многодетной и бедной. С юных лет будущий писатель работал. Мыл посуду в ресторанах. Продавал газеты на улицах. Служил рассыльным в отеле. Он не получил систематического образования.

В литературу Т. Драйзер пришел из журналистики. В молодости он успешно работал репортером в газетах городов Среднего Запада.

Впоследствии он примкнул к группе молодых тогда литераторов (Ф. Норрис, Э.Синклер, Г.С. Льюис,Л. Стефенсон), которые непоэтично называли себя «Разгребателями грязи». Они постоянно обращали общественное внимание на такие страшные социальные язвы, как безработица, бедность, бюрократизм.

В 1900 году вышел в свет первый роман писателя «Сестра Керри». История бедной провинциалки, приехавшей «покорять» Чикаго, официальной критикой и властями была встречена «в штыки». Слишком неприглядной оказалась картина, воссозданная писателем. Роман запретили. Против писателя возбудили судебное преследование.

Литератор бедствовал. Он носил вещи в ломбард. Жил в ночлежках. Перебивался случайными заработками. Работал на железной дороге, в прачечной.

 «Дженни Герхардт», второй роман писателя, вышел лишь 11 лет спустя. История поруганной любви. Которую погубили деньги и социальное неравенство, была критикой встречена белее благосклонно, чем «Сестра Керри».

Большую славу реалисту принесла его «Трилогия желания» ( романы «Финансист», «Титан», «Стоик»). Очень сложен и противоречив образ Фрэнка Каупервуда, миллионера-предпринимателя, главного героя романов.

Обогащаясь и оставаясь эксплуататором, он одновременно быстро и явно улучшает жизнь и быт миллионов людей к лучшему.

Значительной вехой в творчестве писателя стал роман «Гений». Это трагическая история о том, как Юджин Витла, талантливый художник, продает «Золотому Дьяволу» свой талант. Роман с поразительной силой рассказывает о трудной участи людей искусства в буржуазном обществе.

В 1925 году вышел роман «Американская трагедия». Это самое известное произведение автора. В основе романа лежат реальные события. Писатель использовал материалы одного судебного процесса 1906 года. Некий Честер Джилетт обвинялся в убийстве своей возлюбленной Грейс Браун ради более выгодного брака. Джилетт, как и Клайд Гриффитс, герой романа, окончил жизнь на электрическом стуле. В своей книге писатель блестяще показал, как бедность, бесперспективность и невежество приводят молодежь и не только ее к преступлению.

Книга имела широчайший резонанс. Не только чисто литературный, но и общественный. Роман даже выдвигали, правда, неудачно на Нобелевскую премию.

Люди разного социального положения, разных возрастов и национальностей охотно читают драйзеровские произведения и сейчас.

Несмотря на определенные недостатки (длинноты, подробности, натурализм), они, не будучи шедеврами, являются прекрасными образцами добротной и высокохудожественной литературы. В России лучшие творения писателя изданы недавно в серии «Золотой фонд мировой классики».