наверх
В библиотеке имени А.И. Куприна состоялось заседание клуба «Книгочей» «Ярмарка тщеславия» - роман без героя», посвященное 200-летию со дня рождения Вильяма Мейкписа Теккерея (1811-1864), великого английского писателя.
В творчестве этого замечательного писателя органически сочетались глубокий классический критический реализм и остросоциальная сатира.
В мировой литературе, известен, прежде всего, Теккерей-романист. Первым большим успехом писателя явился сатирическо-реалистический роман «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим» (1845). Разоблачая матерого афериста и жулика, В.М. Теккерей достоверно воспроизвел неприглядные общественные нравы. «Записки» созданы в жанре «плутовского» романа. Автор объективен. Он не чернит и не идеализирует своего героя. Барри - плоть от плоти того общества, в котором аферист живет и действует. В.М. Теккерей видит в Линдоне немало положительного. Барри умен, энергичен, целеустремлен. Он хорошо разбирается в людях. Да и цену этим людям он знает.
А три года спустя вышел в свет подлинный шедевр В.М. Теккерея. Это большой роман «Ярмарка тщеславия» (1848), самое известное творение писателя. Одно время он выходил под названием «Базар житейской суеты». Автор метко назвал свое произведение «Роман без героя». Это выражение не надо понимать буквально. Роман густонаселен разными персонажами. Просто нет в книге героя, которого хотелось бы любить, которому хотелось бы подражать, которому сочувствуешь. Все персонажи «Ярмарки тщеславия» заняты лишь одним, интригами, направленными на удовлетворение личных корыстно-меркантильных, в основном, мелких интересов. Ради этого подличают, предают друг друга, лицемерят и приспосабливаются Ребекка Шарп, милорд Стайн, Родон Кроули, Джон Осборн, другие «герои» романа. Мрачна картина, гениально нарисованная В.М. Теккереем. Персонажей романа он сравнивает с куклами. Автор подчеркивает их бездушие, бесчеловечность. Себя великий писатель сравнивает с кукловодом. Удивительно актуален старый роман… Ведь и сейчас в России немало людей, чьи помыслы и действия направлены исключительно на то, чтобы завладеть не ими заработанными материальными благами (дачами, виллами, квартирами, домами, автомобилями).
В.М. Теккерей много сделал для того, чтобы популяризировать творчество замечательных двух писательниц, своих соотечественниц. Это Ш. Бронте (1816-1855) и Д.Остин (1775-1817).
Творчество самого писателя очень высоко ценил его друг-соперник, великий Ч. Диккенс. Он не стыдился учиться у В.М. Теккерея психологизму, обрисовке характеров героев.
Впрочем, писатели полемизировали друг с другом. Споря с концепцией романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста», В.М. Теккерей в своем романе «Катрин» (1840) доказывал, что честный человек, живя среди преступников, не может оставаться порядочным и нравственным.
Очень ценили творчество В.М. Теккерея крупные писатели других поколений. Например, А.К. Дойл, Р.Л. Стивенсон, А.Кристи. А М. Горький утверждал, что книги великого английского писателя полны гневного социального протеста, что в них чувствуется глубокое гуманистическое начало.