наверх


История старообрядчества

изменена 2019-05-20 18:35

В библиотеке им. Куприна состоялось заседание клуба «Книгочей». Темой заседания стала «История старообрядчества Хвалынского района Саратовской области».В контексте современных научных тенденций, связанных с переоценкой нашего духовного прошлого и настоящего, проблема исторического пути развития старообрядческой культуры является весьма актуальной. В библиотеке им. Куприна состоялось заседание клуба «Книгочей». Темой заседания стала «История старообрядчества Хвалынского района Саратовской области».

Гонения ревнителей древнего благочестия побуждали их переселяться в отдаленные, необжитые края, в том числе приволжские леса, и к началу 18 века они твердо обосновались на территории сегодняшнего Хвалынского района. Первые 25 лет 19 века были временем относительной свободы и расцвета старообрядчества в Хвалынском уезде. Число их стремительно росло. Нравственный и материальный подъем старообрядчества в Хвалынском уезде показался опасным для власти, и в конце 1820-х гг. она начала систематическую борьбу против него.

После закрытия Иргизских монастырей жившие там иноки переселились главным образом в Хвалынский уезд, дав новый всплеск развития старообрядчества. Вблизи Хвалынска, на Черемшане, стали возникать старообрядческие монастыри. В это время в Хвалынске появились первые белокриничники, в 1858г. у них уже была тайная церковь. В 1880г. в городе насчитывалось 2117, а в уезде – 12928 старообрядцев разных согласий. К концу 19 века в Хвалынском уезде старообрядцы жили в Акатной и Сосновой Мазах, Алексеевке, Елшанке, Ивановке, Подлесном, Поповке, Самодуровке (Белогорное), Широком Буераке и др. селах.

В начале 20 века в уезде насчитывалось 43648 старообрядцев и 59 моленных. В Хвалынске из 15000 жителей более половины придерживались старой веры. В 1914г. здесь стояли белокриницкий храм, беглопоповская церковь и поморская моленная.

В 1920 – 1930-е гг. стали тяжелым испытаниям для старообрядцев. Сначала были упразднены все Черемшанские монастыри, около 1929г. разрушили беглопоповскую церковь в Хвалынске. В разное время церкви и моленные были снесены в Акатной Мазе, Ершовке и других селениях. В конце 30-х годов последовали репрессии против старообрядческих священников. Большинство из них были расстреляны.

С 1960-х гг. власти стали относиться к старообрядцам более терпимо, и службы начали проходить открыто.

В настоящее время в Хвалынске активных верующих около 15 беглопоповцев и столько же белокриничников. Спасовцев по крещению в Хвалынске много, но на праздники приходят около 20 человек. В Сосновой Мазе белокриничники сейчас составляют примерно четверть деревни (около 600 человек из 2500 жителей). В трудные времена старообрядцы находили пути и силы для сохранения своего духовного наследия. В наши дни сохраняются традиции, духовный подъем старообрядческой веры.

В 2008 году четыре дня – с 19-го по 23- июня – продолжался визит в Саратовскую область Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Старообрядческого Митрополита Московского м всея Руси Корнилия. Региональные СМИ рассказывают, что митрополит посетил святые для всех старообрядцев места в Хвалынском районе, освятил крест на могилах Кузьминых и Крест в память о преподобноисповеднике Серапионе на территории санатория «Родник», провел Архиерейское богослужение в старообрядческом Успенском храме Саратова.