наверх
6 июня в библиотеке им. Грина была проведена беседа о жизни и творчестве А.С.Пушкина с учащимися ПУ № 7, а также викторины «Силуэты пушкинской эпохи» и «Сказки Пушкина дороги всем», посвященная Пушкинскому дню в России.
Зав. сектором Семёнова Л.Г. рассказала о жизни и творчестве А.С.Пушкина, а также о своей поездке в Михайловское, Псков, Петербург, Москву, в места связанные с пребыванием там А.С.Пушкина, показала детям фотографии Пушкинских мест, которые она посетила, его последний приют и памятник на его могиле.
Любовь Георгиевна рассказала учащимся, что Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но насыщенную событиями и трудами поэта жизнь, оставив своим современникам и нам, потомкам, огромное и ни с чем не сравнимое богатство: свои великие произведения.
Многие писатели, поэты, критики восхищались и восхищаются гением Пушкина, который поднял такую планку для литературы, что достигнуть ее оказалось практически невозможно.
Известные российские деятели высказывали свои мысли о поэте:
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Н. Гоголь
"Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых; достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные".
А. Герцен
Сергей Есенин – Пушкину посвятил стихотворение:
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Затем провели две викторины, особенно смешной была викторина по сказкам А.С.Пушкина. Викторина «Силуэты Пушкинской эпохи содержала следующие вопросы:
1.Имя деда А.С.Пушкина по линии отца.
2.Фамилия ослепительной светской красавицы и впоследствии известной мемуаристки,которой А.С.Пушкин посвятил своё знаменитое стихотворение –мадригал «Я помню чудное мгновенье…»
3. Соучение А.С.Пушкина по Царскосельскому лицею, осужденный и отправленный на каторгу после восстания на Сенатской площади.
4.Лицеист, друг А.С. Пушкина, секундант на дуэли с Дантесом на Чёрной речке.
5.Прототип Чацкого, автор «Философических писем», именно ему А.С.Пушкин адресовал своё знаменитое поэтическое послание «Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья…»
6. Фамилия знаменитого прадеда А.С. Пушкина, слуги и воспитанника Петра 1, прозванного «Арапом Петра Великого», впоследствии военного инженера и генерала.
7.Девичья фамилия супруги А.С. Пушкина
Затем провела Любовь Георгиевна шуточную викторину по сказкам Пушкина. Для викторины о сказках Л.Г.Семёнова приготовила коробку, в которой лежали яблоко, веревка и «золотая» рыбка.
Велик и разнообразен сказочный с мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Вопросы и задания викторины:
1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?
а) Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
б) «Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали».
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
2. Из какого произведения взят этот отрывок?
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(Из поэмы «Руслан и Людмила».)
3. Продолжите стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».
(Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…)
4. «Черный ящик». В черном ящике находится представитель животного мира (игрушка), который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
5.Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
6. Что случилось с попом с первого щелча? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)
7. «Черный ящик». В черном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко.)
8. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
9. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет…
(Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.)
10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.)
11. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)
12. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)
13. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)
14. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.)
15. За какую плату согласился работать Балда у попа?
(«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу…»)
15. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
16. «Черный ящик». В черном ящике находится предмет, которым Балда «морщил море». Что это? (Веревка.)
В итоге викторины, ребята, ответившие на большее количество вопросов и читавшие стихи А.С.Пушкина, получили призы – книги современных российских писателей, которые предоставили библиотеке спонсоры. Особенно хорошо отвечали на вопросы и читали стихи учащиеся ПУ №7 Моргунова Галина, Курганская Светлана и Василюк Мария.
Договорились встретиться в сентябре или начале октября, чтобы провести конкурс на лучшее чтение стихов А.С. Пушкина и встречу в честь 200-летия Царскосельского лицея.