наверх


Кавалеры приветствуют дам

изменена 2019-05-20 18:30

В читальном зале Центрального корпуса ЮФУ ПИ состоялось выездное заседание литературно-музыкального клуба «Окраина», посвященное куртуазной поэзии «Кавалеры приветствую дам». Мероприятие было проведено в форме литературного вечера. Участниками вечера стали студенты 1 курса филологического факультета ЮФУ ПИ и  члены литературно-музыкального клуба «Окраина».В читальном зале Центрального корпуса ЮФУ ПИ состоялось выездное заседание литературно-музыкального клуба «Окраина» библиотеки им. Чернышевского, посвященное куртуазной поэзии «Кавалеры приветствуют дам». Мероприятие было проведено в форме литературного вечера. Участниками вечера стали студенты 1 курса филологического факультета ЮФУ ПИ и  члены литературно-музыкального клуба «Окраина».

Заседание клуба открыла заведующая библиотекой им. Н.Г. Чернышевского З.Н. Дузь. Она представила студентам членов клуба «Окраина» и познакомила с историей и творческой концепцией деятельности клуба.

Затем участники перешли к обсуждению темы заседания. Со вступительным словом выступила Дузь З.Н. Она рассказала о замечательном явлении рыцарской поэзии – куртуазной лирики. Поэты-рыцари именовались трубадурами и труверами во Франции, миннезингерами в Германии. Эта поэзия пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке, а через них – ко всей новоевропейской лирике. По преимуществу это поэзия любовная, её нововведение – культ Прекрасной Дамы и этика беззаветного любовного служения. Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека. С культа прекрасной дамы, собственно, и началась куртуазная поэзия. Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали поэты других европейских стран. Среди них видное место заняли немецкие миннезингеры («певцы любви»), выступившие в последней трети XII века. К этому времени в феодальной Германии сложились условия, благоприятствовавшие развитию придворной рыцарской культуры. Наше представление о лирической поэзии средних веков было бы, конечно, весьма неполным, если бы мы прошли мимо латинской поэзии вагантов (vagantes - «бродячие люди»), озорных школяров, неунывающих клириков, поклонников Бахуса и Венеры. В поэзии вагантов проступали демократические черты.

Творчество трубадуров, миннезингеров и вагантов, хотя и не исчерпывает всего богатства лирики средних веков, все же дает ясное представление о том расцвете, который наступил в лирической поэзии Европы в XII - XIII веках.

 После  выступления Дузь З.Н. члены клуба читали произведения трубадуров, миннезингеров и вагантов.

Для всех участников вечера была  проведена литературная учеба «Сонет: тема, формы, размеры».

Со вступительным словом выступил председатель клуба «Окраина» Морж Владимир. Сонет (ит. sonetto), стихотворение из четырнадцати строк (два четверестишия и три трехстишия) с определенной рифмовкой. «Итальянская» (abba abba cde cde) или «французская» (два варианта: abba abba ccd ede или abab abba ccd eed). Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215 — 1233) — нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Непревзойдённым мастером сонетной формы является Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Книга песен» (1373) — триста произведений, имеющих одну сюжетную линию — рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики.

В Англии сонет ввел Уайетт. Английская форма сонета состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия (куплета). Принятый порядок рифм: авав cdcd efef gg. Эта система является более простой по сравнению с итальянской схемой Петрарки. Так как ею пользовался Шекспир, то она получила название шекспировской.

В русской поэзии стандартный размер сонета — пятистопный ямб, но допускаются и отклонения. Первый известный сонет на русском языке принадлежит В.К.Тредиаковскому (Господи, твои пути правости суть полны…, 1735; переложение сонета франц. поэта Ж.-В.Барро), затем сонеты стали сочинять А.П.Сумароков и его последователи. В пушкинское время мастером сонета считался А.А. Дельвиг, под влиянием которого сочинил свои сонеты и Пушкин (Мадонна, 1829; Сонет, 1830; и др.). В отличие от большинства других твёрдых форм, сонет сохраняет актуальность и в современной русской поэзии. В качестве примеров можно привести «Сонеты на рубашках» Генриха Сапгира и «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» Тимура Кибирова, пародирующего Бродского.

После выступления Моржа В. выступали участники клуба, читали любимые сонеты Шекспира, Петрарки, Пушкина, Северянина, Брюсова и др.

В завершении вечера была проведена поэтическая эстафета «Чувств нежных трепетный букет». Открыл поэтическую эстафету Рухленко С.А.  Он исполнил свои песни на стихи И. Лапшева, А. Даннеева, Н. Рубцова. Е. Трусова, Р. Агоева, Л. Фомина, В. Морж читали свои произведения о любви и нежности человеческих взаимоотношений. Звучали также песни в исполнении Д. Экизова и Л. Лабутиной.

Вечер прошел в дружеской атмосфере, сопровождающейся спорами и диалогами. Студенты с интересом знакомились с творчеством «окраинцев», многие интересовались возможностью приходить на заседания клуба, выразили желание представить свои стихотворения.