наверх


Роль куклы в семейном воспитании

изменена 2019-05-20 18:29

2 марта в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялся лекторийРоль куклы в семейном воспитании «Роль куклы в семейном воспитании» и мастер-класс по изготовлению самой простой из русских тряпичных кукол – «младенчика». Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла.

Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами, начиная «вертеть» куклу уже с пяти лет.   

Для того чтобы читатели ЦГДБ им. Ленина получили возможность разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребёнка исконными тряпичными куклами, в рамках работы клуба «Семейная среда» состоялся лекторий «Роль куклы в семейном воспитании», в ходе которого присутствующие ознакомились с многовековой историей русской народной куклы, ее специфическими чертами и особенностями.

Мир русской народной куклы многолик и многообразен: куклы бывают этнографические (изготовленные руками старых мастеров из аутентичных тканей), традиционные (изготовленные по старинным канонам с использованием современных материалов), фольклорные (участвующие в различных обрядах и праздниках – пасхальные, рождественские, свадебные и т.д.), обереговые (обеспечивающие защиту от злых духов), сувенирные (авторские куклы, изготовленные с соблюдением народных традиций). Объединяет их то, что все они изготавливаются бесшовным способом – верования наших предков запрещали протыкать куклу, которая так похожа на человека, иглой. До XIX века у народных кукол не было лица – игрушка изготавливалась «без глаз, чтобы не сглазила, безо рта, чтобы не заговорила и без ног, чтобы не убежала».

Куватки, младенчики, столбушки – все эти куклы сопровождали детей, как девочек, так и мальчиков, с самого раннего возраста. В процессе игры с куклами дети осваивали потешки, колыбельные, частушки, заклички и другие виды устного народного творчества, ведь русская традиционная «педагогика» основывалась на принципе «Развлекая – развивай!», который не теряет своей актуальности и поныне.

Самую простую из русских народных кукол – «младенчика» – члены клуба «Семейная среда» изготовили самостоятельно с помощью ведущей мастер-класса, заведующей сектором абонемента ЦГДБ им. Ленина,  Котовой Ирины Юрьевны.  «Младенчики» получились очень разные – толстенькие и худенькие, ладные и «растрепанные» – у кого-то в процессе мастер-класса сразу появились «братья» и «сестры». Каждый участник мастер-класса унес домой маленькую куколку, которая станет наглядным напоминанием об экскурсии в удивительный мир русского народного творчества.

Роль куклы в семейном воспитании

Роль куклы в семейном воспитании

Роль куклы в семейном воспитании

Роль куклы в семейном воспитании

Роль куклы в семейном воспитании

Роль куклы в семейном воспитании