наверх
В библиотечно-информационном
центре им. Тургенева состоялся День
обмена опытом специалистов Ростовской ЦБС «Библиотека
– как социокультурный объект популяризации творчества А.П. Чехова».
Открыло программу
профессионального мероприятия выступление главного библиотекаря
организационно-методического отдела М.В. Кравченко «Чехов – сердцу читателя».
Чехов - сердцу читателя
Сегодня, в преддверии 150-летия гениального русского
писателя, нашего земляка Антона Павловича Чехова, нам так важно открыть «нового
Чехова», стереть с его имени позолоту хрестоматийности и донести до наших
читателей мысль о том, что в чеховском творчестве можно обнаружить мысли, чувства,
образы, созвучные современному человеку.
Кто же он, Антон Павлович Чехов?
Его имя окружено парадоксами. Судите сами.
- Уроженец провинциального южного города и
тот, кто дал жизнь такому интернациональному культурологическому феномену, как
«чеховский интеллигент»;
-
тот, кого его коллеги по перу называли «милейшим человеком», а супруга, актриса
О. Книппер-Чеховой - «холодным человеком будущего»;
- тот, чьему литературному дару завидовал сам
Л. Н. Толстой и называл его «Пушкиным в прозе», а М. Горький отзывался о нем,
как о «недосягаемом стилисте» и в то же время тот, кого корили современные ему
критики за отсутствие больших эпических форм;
- тот,
кто добросовестно занимался врачебной практикой, участвовал в мероприятиях по
борьбе с холерой, и определил свое жизненное кредо так: «Медицина – моя жена,
литература – любовница» и одновременно тот, кто является автором пьес,
составляющих гордость репертуара театров всего мира.
Серьезным
показателем значимости Чехова для русского национального сознания является то,
что в наш язык прочно вошли такие образы, как «чеховский интеллигент», «вишневый сад», «попрыгунья», «ионыч», «человек в футляре», «дама с собачкой», «душечка»,
«палата № 6», «унтер пришибеев», а также такие чеховские афоризмы, как «Краткость – сестра таланта», «Этого не
может быть, потому что не может быть никогда», «В человеке должно быть все прекрасно…».
Конечно же, провоцируя
читательский интерес к чеховскому творчеству, библиотекарю необходимо обратить
внимание, прежде всего, на его юмористические
произведения, поскольку именно они своим виртуозным стилем, искрометной занимательностью
молниеносно захватывают в плен читательское воображение. Нередко
самые незамысловатые чеховские рассказы отличаются точным психологизмом, тонкой
наблюдательностью (вспомним «Дочь
Альбиона», «Толстый и Тонкий», «Глупый француз», «Хамелеон», «Торжество
победителя», «Двое в одном», «Жалобная книга» и т.д.).
Между прочим, Чехов сам когда-то
признался: «Мне кажется, что когда я… буду свободен от
суеты и дрязг, то опять примусь за юмористику, которая мне даже сниться».
Популяризируя юмористические произведения Чехова, библиотекарям
целесообразно использовать, такие перспективных форм работы, как всевозможные
сценического чтения, театрализованные постановки, а также литературные вечера,
часы, где, исходя из технических возможностей, можно было бы продемонстрировать
фрагменты из экранизаций Чехова («Свадьба», т/ф «Драма» с Ф. Раневской, моноспектакль
И. Ильинского «Эти разные, разные, разные лица» и т.д.).
Намного сложнее привлечь
читательское внимание к тем произведениям, которые составляют «золотой фонд» чеховского наследия: это
рассказы психолого-философской концептуальности («Черный монах», «Архирей», «О любви»,
«Ионыч», «Учитель словесности», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Скучная
история», «Степь» и т. д.), а также все его пьесы.
Почему же восприятие этих произведений
Чехова вызывает затруднение у современного читателя?
Причина, наверное, заключается в
том, что подавляющее большинство чеховских творений лишено внешней сюжетной
динамики. А самое главное - Чехов ждет от читателя самостоятельного мышления. В
чеховских произведениях большое место занимает подтекст. Современная же тенденция читательских пристрастий такова,
что большинство любителей книги разных возрастов тяготеют к развлекательной
литературе, а значительная часть интеллектуальных читателей предпочитает откровенно
нравоучительные произведения типа Р. Баха, П. Коэльо.
Для Чехова изначально важна
творчески-познавательная активность читателя: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что
недостающие субъективные элементы он добавит сам».
Ко многим произведениям Чехова можно отнести слова Ренуара: «Картина, где все понятно, это не искусство».
Так, например, Чехов как будто
специально «запутывает» читателя, не обнаруживая своей авторской точки зрения
по отношению к своим персонажам Мнения о них каждый волен составить сам. (Например,
вспомним таких неоднозначных чеховских персонажей, как Душечка, Княгиня из
одноименных рассказов, магистр Коврин - из «Черного
монаха»).
Современные
литературоведы называют такую писательскую манеру, рассчитанную на диалог, принципом интерактивности. Без
преувеличения, А. П. Чехова можно
назвать одним из первых интерактивных писателей. Безусловно, он опередил свое
время. В. Гроссман не без иронии заметил, что Чехов
стал хрестоматийный классиком в советское время только потому, что не был
понят.
Вообще, привлечь читателя к
чеховским произведениям возможно только, извлекая из них глубинный вневременной смысл, созвучный современному человеку.
Всецело душой и разумом
погружаясь в художественную реальность Чехова, вдумчивый читатель открывает в
привычных произведениях новые смыслы.
Так, например,
читая такие рассказы Чехова, как «Черный
монах», «Палата № 6», «Учитель словесности», «Ведьма» и т. д., а также пьесы
«Вишневый сад», «Чайка», невольно соглашаешься с одним литературоведов
заметившим, что творчество Чехова
трагичнее по своей сути, чем творчество
Достоевского.
Чехова еще его современники называли жестоким, его прозу «острой,
как скальпель», потому что зачастую его персонажи представлены то в беспощадном
свете сатиры, то в призме пристального психологического анализа и абсолютно
лишены того, что обычно ждет читатель – героизма, масштабности.
Герой Чехова – это обыкновенный
человек.
А самое главное (в конечном
счете, самое страшное), что с этим обыкновенным человеком ничего
не происходит.
Действительно, если вдуматься,
страшны не преступления, всепоглощающий душевный мятеж героев Достоевского,
ужасна безысходность каждодневной рутины,
от которой так, тягостно чеховским героям. К слову сказать, экзистенциональный,
почти мистический ужас, который испытывают некоторые из них («Черный монах», «Палата № 6», «Володя»)
перед бессмысленностью бытия, предвосхищает еще большую безысходность героев
Сартра и Камю. Воистину, в центре творчества Чехова – «мир человека, покинутого «на
самого себя».
Мысль о тотальном одиночестве человек - одна
из центральных в чеховском творчестве. Это можно заметить, читая даже достаточно
«безобидные» произведения писателя. (Например, рассказ «Мелюзга», «Тиф»).
Кстати, Л. Улицкая однажды
заметила, что Чехов создал первый театр
абсурда, в основе которого – крайняя отчужденность человека и его
одиночество.
И все же Чехова нельзя назвать
законченным пессимистом. Пафосом его творчества, безусловно, является
безмерная любовь к человеку, человеку реальному, из плоти и крови: маленькому,
смешному, нелепому, грешному, ошибающемуся. А в «программных» чеховских творениях явственно угадывается вера в беспредельный созидательный
потенциал человеческого индивидуума (вспомним хотя бы «Невесту»,
«Красавицы», «Даму с собачкой»).
Именно человеческая Душа, по мнению М. М. Бахтина, -
эстетически значимый герой у Чехова. И этот факт не может не взволновать
современного мыслящего читателя.
Читая Чехова, мы редко обращаем
внимание на то, насколько он философичен.
У писателя были собственные представления о смысле бытия, о жизни, смерти.
Чехов не оставил стройной концепции, его мудрые высказывания разбросаны в
текстах его художественных произведений и эпистолярного наследия.
В этом отношении хотелось бы порекомендовать
вдумчивому читателю такие литературоведческо-культурологические исследования,
как
А. Яковлева «Кто Вы, доктор Чехов?,
В. Киреев «Великие смерти: Гоголь, Толстой,
Чехов»
Конечно, раскрытие читателю такого Чехова предполагает обращение к
диалоговым библиотечным формам: как вечера-размышления, дискуссии, диспуты,
круглые столы, конференции.
Конкретная тематика:
«О, одиночество, как твой характер крут: по
произведениям А. Чехова и современных писателей» (Х. Мураками,
В. Вишневского).
«Невидимая жизнь души: по произведениям
А. Чехова и современных писателей» (Л. Улицкая, Д. Рубина) .
«Кодекс чести чеховского интеллигента»
(по произведениям и письмам).
«В человеке все должно быть
прекрасно» - дискуссия об идеале современного человека.
«Служить общему благу» - диспут.
«Чехов о любви».
«Чехов – философ».
«Чехов о будущем человечества».
«Чехов в кругу великих».
Представляется актуальным и проведение дискуссионных мероприятий на
основе чеховских цитат.
Например:
«Человек должен быть верующим или ищущим
веры, иначе он – пустой человек».
«Желание служить
общему благу должно непременно быть потребностью души и условием личного
счастья».
«Мое святая святых – это человеческое
тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода…».
В последнее время, споря о
художественной концептуальности чеховского творчества, некоторые исследователи
выдвинули мнение о том, Чехов является
по своей творческой манере не реалистом, а символистом. Действительно,
понимая символ как обобщенный образ, расположенный к многообразному толкованию,
можно согласиться с этой точкой зрения. Стоит лишь вспомнить такие чеховские
образы, как «вишневый сад», «человек в
футляре, «три сестры»… Не случайно именно заложенным в чеховском творчестве
полисемантичным потенциалом пользуются выдающиеся режиссеры всего мира.
Чехов продолжает оставаться
загадкой…
Очень точно об этом сказал
исследователь жизни и творчества писателя Зиновий Самойлович Паперный: «чеховские
тайны, секреты, недомолвки во многом остались неразгаданными…
И чем больше Чехов не договаривает, тем он больше говорит сердцу
читателя… В нераскрытости Чехова – секрет его
обаяния… И если нам почудится, что никакой тайны нет – это будет значить, что
нет больше для нас и его самого».
И все же приблизиться к
постижению такого «уникального явления российской культуры», каковым является
Антон Павлович Чехов, можно. Существует единственный безошибочный способ – как
можно чаще погружаться в мир его
знакомых и вечно новых, чарующих и противоречивых образов.
Читайте Чехова!
О деятельности библиотеки им.
А.П. Чехова по популяризации имени писателя рассказала заведующая сектором Е.Е.
Герасименко.
Агаджанян
Г.Г. представили литературный проект «Чехов сегодня и всегда» краеведческого
библиотечно-информационного центра им. Шолохова.
Участники дня обмена опытом
совершили виртуальную экскурсию «Прогулки с Чеховым» совместно с заведующей
отделом информационных технологий ЦГДБ им. Ленина А.А. Лимаревой.
О роли Ростова-на-Дону в жизни и
деятельности А.П. Чехова рассказала заведующая сектором читального зала ЦГБ им.
Горького Ю.СМ. Новикова.
Заведующая БИЦ им. Островского
Смирнова И.М. представили электронные ресурсы в помощь учебному процессу при
изучении творчества А.П. Чехова.
Юрченко О.А., зав.сектором БИЦ им Тургенева акцентировала внимание на
интересных формах работы по популяризации творчества писателя.
«Чехов и современный читатель:
работа библиотеки по популяризации чтения» так называлось выступление заведующей библиотеки им. Чернышевского И.П. Кремневой.
Вопросы организации и проведения
комплексных мероприятий в работе детской библиотеке, посвященных жизни и
творчеству писателя осветила зав.сектором библиотеки
им. Пушкина Е.Е.Щербакова.
Зав.сектором
библиотеки им. Куприна Б.М. Федин раскрыл чеховские мотивы в художественной
литературе конца 19 начало 20 веков и предстваил опыт
работы клуба «Книгочей».
О координационных связях
библиотечной деятельности по популяризации творчества А.П. Чехова рассказала
заведующая БИЦ им. Гагарина Г.А. Чепурная.
Заведующая отделом
справочно-библиографической и информационной работы И.Г. Наумова презентовала
биобиблиографическое пособие «Сложность простоты», включающее в себя документы
из фондов Ростовской ЦБС, посвященные жизни и творчеству А.П. Чехова.