наверх
Цель урока: знакомство учащихся с творчеством донского писателя на основе подробного разбора повести «Матерь человеческая», рассказа «Подсолнух».
Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина "Матерь человеческая", написанная почти сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на оккупированной территории затерянный в степи хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но фашисты не оставили в покое мирных жителей: спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана с Васяткой повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Страшные испытания не сломили эту простую русскую женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той Марии, которую растоптали немецкие захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя дальнейшего смысла своего земного существования. И всё же она находит в себе силы для дальнейшей жизни, с большим трудом преодолевая горе и понимая, что теперь должна жить для своего ещё не родившегося ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к немецким захватчикам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный умирающий мальчик, крикнул: "Мама! Мама!" И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене. Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё было большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось всё живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её Земли, матерью, похоронившей Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор. Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с восьмью детьми: одним - родным и семью - приёмными, ленинградскими. И когда в сожжённый хутор вошли первые российские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира... Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
Картина холодного степного величия, колоритно возникающая с первых строчек рассказа, освещает образ старого чабана каким-то особенным, необычным и загадочным светом. И хотя до обидного проста и примитив-па степная жизнь старика и его помощников - есть в ней что-то величественное и мудрое. Отец, потеряв единственного сына, погибшего при штурме Берлина, привык говорить с солнцем, с пролетающими над степью журавлями, с талой водой, журчащей весной в балках. Величественна степь, и сурова она к тем, кто избрал ее своим пристанищем.
Но есть и в степи недолгие дни, короткая и прекрасная пора, когда кругом все цветет, колышется, серебрится, пощелкивает, высвистывает, стрекочет на тысячу ладов. Когда кажется, что там, где голубое небо сходится с такой же голубой землей, ослепительно поблескивая, текут широкие реки, разливаются безбрежные озера.
Ранней холодной весной опустил Отец в холодную землю зернышко подсолнуха. Нашел он его в кармане стеганки покойного сына. Зернышко подсолнуха — вот и все, что оставил сын в память о себе. Казалось, не сопреть подсолнуху на этих солонцах, не видеть ему теплого, радостного света. Но зернышко не обмануло надежд старика. Оно проклюнулось, вышел росточек из-под земного мрака. Отныне вся жизнь Отца в степи была связана с подсолнухом. Ведь столько бед ожидало впереди это слабенькое растение: испепеляющая засуха, зловещие суховеи. Но как велико было желание Отца и его друзей увидеть подсолнух цветущим!..
Шел степью незнакомый человек, увидел подсолнух, срезал головку и, лузгая семечки, зашагал дальше. Один из пастухов бросился к прохожему, чтобы ударить его. Но Отец остановил пастуха. Разве не для людей растил он свой подсолнух? Пусть прохожий берет половину подсолнуха. А другую - Отец оставит себе. Ведь придет скоро снова цаган-сара — Белый Месяц весны. И на этот раз уже множество семечек опустится в суровую степную землю. Пусть прольются над потемневшей степью тихие осенние дожди, пусть скоро потянет холодом с севера, бесприютными странниками понесутся по земле кермеки. Все равно придет в степь вечно живая, вечно прекрасная весна. И разве не об этом курлычут сейчас улетающие на юг птицы? Придет в степь и вода... Ее ведут издалека сюда люди, чтобы возникли среди солончаком и хорошие водопои, и новые колодцы.
Прекрасный рассказ В. Закруткина, полный поэтических символов, написан на старую и вечно живую тему торжества жизни над смертью. Но сделанное Отцом, доказавшим, что и безводную степь можно приспособить для нужд человека, невозможно понять, исходя из представлений о людях старого мира. Не корысть, не личная заинтересованность, а неистребимая жажда продолжить сыновний подвиг руководила Отцом, когда он высадил в степи первый подсолнух. И хотя В. Закруткин рассказал нам чудесную историю об одном только крошечном семечке подсолнуха, но за ней рисуются все чудеса нашей эпохи: и тучные хлеба на вчера еще мертвых целинных землях, и каналы, соединившие реки, и новые, возникшие по воле человека моря, и новые звезды, запущенные им в небесные просторы. Обобщающая сила художественных образов такова, что сюжет рассказа, повествующего об одном конкретном случае, происшедшем с обыкновенными людьми, вырастает в величественную социалистическую концепцию жизни...
Аркадий Эльяшевич.