наверх

Памятные даты

Смолдырев Владимир Алексеевич

26 маяСмолдырев Владимир Алексеевич

80 лет со дня рождения Владимира Алексеевича Смолдырева(1939-1971) — русского, советского поэта, переводчика

 Владимир Алексеевич Смолдырев родился 26 мая 1939 года в Ростове-на-Дону. Учился в ростовской школе. Его отец работал капитаном речных судов и брал с собой сына в плавания по Дону, Волге, Каме. Воспоминания о поездках по Донскому краю отразились в стихах поэта, в них много рек, солнца, берез и шалашей. В Ростове-на-Дону будущий поэт учился в машиностроительном институте. В эти годы он начал писать стихи, посещал местное литературное объединение.

После окончания вуза, в 1962 году по распределению приезжает в Сергиево-Посадский район, поселок Лоза.

Здесь он приходит к выводу, что основное его призвание - поэзия. Над Володей взял шефство известный поэт Борис Слуцкий, который помогал тогда многим молодым поэтам, продвигая их в печать, на радио и телевидение. В 1966 году подборка стихов В. А. Смолдырева "Акварель" вышла в поэтическом сборнике молодых поэтов "Костры".

Владимир Алексеевич Смолдырев выступал по радио и телевидению, работал в журнале «Сельская молодежь» и редактировал его приложение «Подвиг», входил в состав жюри поэтических конкурсов, переводил стихи французского поэта Поля Элюара, писал картины.

В конце 1969 года подготовил к изданию книжку стихов «Спираль Архимеда». Весной 1970 года вышли ее сигнальные экземпляры, основное издание появилось уже после смерти поэта, в 1971 году. Впоследствии были изданы сборники его стихов «Запах клевера» ,и «Венок несонетов».

Последние годы своей жизни Владимир Смолдырев жил в Хотькове. Жизнь его оборвалась рано и до обидного нелепо. Сильно простудившись, он не обратился к врачу, "лечился" сам водкой, в несколько дней схватил сильнейшую пневмонию и, живя в одиночестве, остался без помощи, потерял сознание и умер в беспамятстве 9 марта 1971 года. Похоронили его на Хотьковском  Горбуновском кладбище.

Его помнят очень многие в Лозе и Сергиевом Посаде. К юбилеям поэта в 1989 и 1999 годах выходили специальные выпуски альманахов "Старый город" и "Кладезь" в газете "Вперед". Друзья В. Смолдырева через сергиево-посадский комитет по культуре выпустили в 1996 году к 25-летию кончины поэта книгу стихов "Запах клевера", включившую и вершину его творчества "Венок несонетов". В замечательных текстах предисловий В. Сосина, В. Жеглова и В. Паршина дана высокая оценка рано угасшему таланту. В 2001 году в рамках поэтического конкурса "Посадская лира" учреждена литературная премия его имени для молодых поэтов.

Источники :

1. Поэзия Дона : антология, XX-XXI ; [сост.: Скребов Н. М.,Кудрявцев И. Н.]. - Ростов-на-Дону :Ростовкнига, 2014. - 480 с. : ил. - (Серия "Донская библиотека").

2. Эльчиев В Шестидесятники Лозы /В.Эльчиев //Кстати. - 2008. - №4(16).- С.34−36.

3. Киктенко В. На кромке бытия / В. Киктенко // Российский писатель. - 2001. – № 4 . – С. 15.

 

Шарко Зинаида Максимовна

14 маяШарко Зинаида Максимовна

90 лет со дня рождения Шарко Зинаиды Максимовны (1929-2016), советской и российской актрисы театра и кино. Народной артистки РСФСР ), лауреата Международной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство»

Зинаида Максимовна Шарко – узнаваемая советская и российская актриса театра и кино, исполнившая за свою жизнь более сотни ролей. Родившись в Ростове-на-Дону, дочь казачки и пожарника не предполагала, что жизнь уготовила ей судьбу артистки.

В возрасте 12 лет маленькая Зиночка в составе детского ансамбля при Чебоксарском Доме пионеров уже участвовала в концертах для раненых бойцов Красной Армии. Ее детские старания были вознаграждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Спустя многие десятки лет обладательница разнообразных премий и званий Зинаида Максимовна по-прежнему считала эту медаль самой главной своей наградой.

Зина Шарко впервые вышла на сцену в возрасте пяти лет. Она участвовала с отцом в самодеятельности и читала поэму «Ежовые рукавицы». В возрасте восьми лет талантливая девочка уже исполняла роль Золушки, а через год ей доверили играть Царевну-Лебедь.

Окончив школу с отличием, юная Зинаида собралась в Москву. Из дома она уехала со скандалом, так как родители не поддержали идею о поступлении в театральный институт. Шарко была нацелена на МХАТ, но передумала. В итоге ее выбор пал на Ленинградский театральный институт.

Девушка просто чудом была принята на первый курс, ее наставником стал известный театральный режиссер Борис Вольфович Зон. Именно он через 3 года отправил студентку на практику в Ленинградский областной гастрольный театр, где молодую и талантливую актрису заметила режиссер Лидия Атманаки. Именно это знакомство потом привело Шарко к Георгию Товстоногову.

Зинаида Максимовна Шарко известна, прежде всего, как актриса БДТ. Но ее творческий путь был извилист. Во время учебы Зинаиду пригласили поработать в эстрадный театр при Ленконцерте, так состоялось ее знакомство с будущим художественным руководителем БДТ, на тот момент художественным руководителем Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Георгием Товстоноговым.

Он пригласил молодую актрису в свой театр, но через некоторое время отозвал предложение телеграммой. Это событие подтолкнуло Зинаиду устроиться на работу в театр имени Ленсовета, который возглавлял Николай Акимов.

Сотрудничество с именитым режиссером давалось молодой актрисе нелегко. Ее манера вживаться в роль и раскрывать ее через себя не нравилась Акимову. Они много спорили, ссорились, но некоторое время продолжали работать вместе. В театре имени Ленсовета Шарко продержалась два сезона, потом еще несколько лет выходила на сцену театра эстрады Лидии Атманаки.

В труппу БДТ Зинаида Максимовна вошла только в 1956 году. Первый театральный сезон с новым режиссером принес Шарко пять ролей. Так в жизни актрисы началось сотрудничество, которое в своем интервью на склоне лет, она называла «счастливые годы». «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Идиот» Достоевского, «Дворянское гнездо» Тургенева, «Король Генрих IV» Шекспира – вот небольшой перечень постановок под руководством Георгия Александровича, в которых была задействована Зинаида Шарко.

В 1989 году умер Товстоногов, и актриса тяжело переживала смерть своего любимого режиссера, но театр не бросила. Для нее кончина художественного руководителя БДТ означала закат целой эпохи. Богатая творческая жизнь стала основой для мемуаров актрисы, которые были изданы в 2014 году под названием «Мои анкетные данные».

В двухтысячных годах Зинаида Шарко много гастролировала по России в компании Инны Чуриковой. Они представляли антрепризный спектакль «Старая дева». Постановка была настолько успешной, что дополнительно был организован гастрольный тур за рубежом.

Роль Эржебет Орбан в спектакле «Кошки-Мышки» стала финальной в жизни Зинаиды Максимовны.

В молодости Зинаида снялась в картине Киры Муратовой «Долгие проводы». В этой роли наблюдается некоторая автобиографичность. На момент съемок у Шарко был сын такого же возраста, как и ее экранный ребенок. С ним у нее были отношения, похожие на драматическую линию в фильме.

Шарко снимали мало, говорили, что ее не любит камера. Удачные роли в кино можно пересчитать по пальцам. Актриса была поглощена театром всю свою жизнь и об отсутствии очереди из кинорежиссеров не жалела.

Несмотря на то, что Шарко снималась мало, в ее фильмографии можно найти узнаваемые образы. Роль Анарды, компаньонки графини Дианы де Бельфлер, из легендарного советского мюзикла «Собака на сене» была блестяще исполнена Зинаидой Максимовной.

Наиболее удачной считается работа Зинаиды Максимовны в мелодраме «Луной был полон сад», которая вышла в 2000 году. Партнерами актрисы по картине стали Николай Волков и Лев Дуров. Именно эта роль принесла Шарко целую россыпь наград, среди которых были «Золотой овен» и «Ника».

Зинаида Шарко умерла в 2016 году. Похоронили актрису на Большеохтинском кладбище в городе на Неве.

Источники:

 1. Шарко З. М. Счастье мое // Петербургский театральный журнал. - 1997. — № 12.

 2. Марченко Т. А. Зинаида Шарко // Портреты актеров: Вып. 2. — Ленинград: Искусство, 1973. — С. 138—158.

 3 Дмитревская, М. Ю. Разговоры : [беседы с деятелями отечественного театра, выдающимися актерами, режиссерами, художниками,композиторами] / Марина Дмитревская. -Санкт-Петербург : Петербургский театральный журнал, 2010. – 644 с.

 4. Старосельская, Н. Д. Товстоногов / Наталья Старосельская.- М.:Молодая гвардия, 2004. – 405 с.

 5 Беньяш Р. М. Ленинградский академический Большой драматический театр им. М. Горького. — Л.: Искусство, 1968.

 6. Шарко З. М. Мои анкетные данные / Зинаида Шарко. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2014. — 158 с.

7. Басилашвили О. В., Памяти Зинаиды Шарко. // Петербургский театральный журнал. - 2016. - № 4 (86). - С. 170-172. : 1 портр., 8 ил. - (Памяти)

 

 

Леонид Иосифович Израилевич

7 апреля

110 лет со дня рождения Леонида Иосифовича Израилевича (1909‑1993), советского композитора и музыкального педагога. Заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР и Тувинской АССР Заслуженный деятель искусств РСФСР

 Леонид Иосифович родился 20 апреля 1909 года в Ростове-на-Дону в семье ремесленника.

Выпускник Ростовского музыкального училища по классу трубы. Работал в симфоническом оркестре Всесоюзного радио.

В 1940 году окончил Ленинградскую консерваторию.

В 1940 году был командирован Главным музыкальным управлением Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР для работы в Тувинской народной республике. Его усилиями были созданы военный духовой оркестр Народно-революционной армии, хор при Музыкально-драматическом театре. Годы работы в Туве стали важными для Л. И. Израилевича, так как именно здесь он приобрел свой первый опыт в освоении национального своеобразия музыки азиатских народов.

После Тувинской Народной республики работал в Киргизии и Бурятии, возглавлял Бурятский ансамбль песни и танца, где также внёс свой вклад композиторского творчества для этих республик.

В 1949—1952 годах работал в Ростовском музыкальном училище, но в разгар антисемитской кампании по борьбе с «космополитами» вынужден был вернуться в Бурятию.

В 1955 году, возвратившись в родной Ростов-на-Дону, Л. И. Израилевич обращается к донской тематике и казачьему песенному фольклору. С 1967 года преподавал в Ростовском музыкально-педагогическом институте (ныне Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) на кафедре духовых инструментов. В 1982 году утвержден в звании профессора. В 1960—1975 годах был заместителем председателя Ростовского отделения Союза композиторов РСФСР.

Творческая деятельность Л. И. Израилевича была отмечена почётными званиями заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР, Тувинской АССР, РСФСР.

Умер в Ростове-на-Дону 28 мая 1993 года.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ростовская консерватория, 1967-2017.От прошлого к настоящему :биографический энциклопедический словарь / М-во культуры Рос. Федерации, Рост. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова ]. - Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2017. - С. 115‑116

2. Ревенко Ф. А. Педагогические принципы Леонида Иосифовича Израилевича // Южно-российский музыкальный альманах. - 2017. - № 4. - С. 44‑48

3. Мещерякова Н. Штрихи к портрету музыканта // Молот. - 1989. - 20 апр. - С. 4

4. Уринсон Е. Гражданственность и мастерство // Вечерний Ростов. - 1985. - 18 янв. - С. 3

5. Цукер А. Образом Родины вдохновляясь... // Молот. - 1984. - 27 дек. - С. 4

6. Гонтмахер, М. А. Евреи на донской земле : История. Факты. Биографии / М. А. Гонтмахер. -Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2007. - 857 с. :порт.

 

Шатворян Гурген Исаакович

13 апреляШатворян Гурген Исаакович

100 лет со дня pождения Гуpгена Исааковича Шатворяна (1919‑1975), заслуженного мастера спорта СССР по классической борьбе. Чемпиона мира по классической борьбе. Победителя IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте , чемпиона Советского Союза и РСФСР по вольной и классической борьбе.

Гурген Исаакович родился 13 апреля 1919 года в Ростове-на-Дону.

Гурген Шатворян начал заниматься борьбой в 1936 году под руководством Михаила Гамбарова. После окончания Черноморского высшего военно-морского училища, участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал катером Черноморского флота, был тяжело ранен, контужен, награжден орденом Красной Звезды.

После ранения врачи посоветовали Георгию забыть о спорте, но он не мыслил жизни без борьбы. Начались тренировки: упoрные, настойчивые. После шестилетнего перерыва Шатворян становится одним из сильнейших борцов.

В 1950 и 1952 годах он становился чемпионом СССР по греко-римской борьбе сначала в легкой, а потом полусредней весовых категориях. В 1953 году в составе сборной СССР принял участие в первом для советских борцов чемпионате мира, который проходил в Неаполе. Выступая в полусредней весовой категории, Шатворян уверенно выиграл все свои поединки, а в финале одержал победу над действующим олимпийским чемпионом.

Гурген Исаакович Шатворян завершил спортивную карьеру в 1954 году. Вскоре он стал директором ростовского Дома физкультуры. Организовал детско-юношескую спортивную школу при спортивном клубе завода «Ростсельмаш». Был директором этой  школы.

Гурген Исаакович умер в 1975 году.

После смерти Шатворяна СДЮШОР было присвоено его имя. В Ростове регулярно проводили и проводятся соревнования по греко-римской борьбе памяти Гургена Шатворяна.

На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

 Источники:

1.Спортивная слава Дона : Ростовская область, 1937-2012. - Ростов на Дону : ГРАНД, 2012. - С. 383‑384

2.Звезды спорта : Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1979.- С.402

3.Попов А. Он остался Первым... // Молот. - 2004. - 13 апр. - С. 4

4.Митропольский А. Никто не забыт, ничто не забыто // Южный  федеральный. - 2002. - 19 февр. - С. 4

5.Беликов А. Себя преодолев // Военный  вестник Юга России.   2002. - 22‑28 июля. - С. 9

6.Мягченков Н.И. Классическая и вольная борьба: Справочник. — Москва: Физкультура и спорт, 1984. — 240 с.

 

Сергей Александрович Королев

4 апреляСергей Александрович Королев

85 лет со дня рождения Королева Сергея Александровича (1934 — 1985гг.) русский советский поэт, прозаик и журналист.

Сергей Александрович родился 4 апреля 1934 года в Ростове-на-Дону, куда его отец, потомственный донской казак, перевез семью из станицы Кагальницкой. Летом будущий поэт часто гостил у родственников в Кагальницкой, и она вошла в его стихи как «станичная отчизна».

В 1949 году окончил семилетнюю среднюю школу и поступил в Ростовский техникум железнодорожного транспорта. Тогда же начал писать стихи и вести дневник. Уйдя из техникума, получил полное среднее образование в школе рабочей молодежи. Затем поступил на философский факультет Ростовского государственного университета. Оттуда перевелся в Ростовский государственный педагогический институт, на литературный факультет, и закончил его в 1958 году.

Окончив институт, поступил на работу в Ростовское областное управление культуры, где работал методистом. Затем — заведующим методическим кабинетом культурно-просветительской работы Ростовского областного совета профсоюзов. После этого он перешел на журналистскую работу, сотрудничая в газетах «Речник Дона», «На стройке», «Связист», «Автотранспортник», «Кооператор Дона», «Комсомолец». Некоторое время работал в ОСВОДе.

Первые публикации в журналах и коллективных сборниках появились у Сергея Королева в 1960-х годах.

 В 1978 году вышел первый его стихотворный сборник «Ястребиное небо», доброжелательно встреченный литературной критикой.

 Однако в это время Королев был уже тяжело болен.

В 1981 году вышла вторая, и последняя прижизненная, книга поэта «Позднее лето». За нее в 1982 году он был принят в Союз писателей СССР.

Исследователь творчества Сергея Королева Л. М. Юдин выделяет четыре этапа в его творческом пути:

ранний, подражательный период (1950—1960)

период стихов о море, «станичной отчизне», очерков, путевых зарисовок, набросков, повести «Евдокия,   казачья мать» и первой публикации в журнале «Дон» в 1969 году, которая была замечена литературной критикой (1960—1970)

период работы над стихами, зарисовками и рассказами, посвященными Дону и Северу, выхода в 1978 году первой книги стихов (1970—1978)

последний  период, в который поэт, уже тяжело больной, выпустил вторую книгу «Позднее лето» и работал над рукописями следующих двух книг («Воспоминание о песне» и «Обратное время»), вышедших уже после его смерти.

Умер Сергей Александрович 23 августа 1985 года на 52-м году жизни.

Могила Королева на Северном кладбище Ростова-на-Дону.

После смерти Сергея Королева вышло три сборника его стихов: «Воспоминание о песне», «Обратное время» и «Небесное кочевье», причем первый из них — в Москве, в издательстве «Современник».

В 2002 году в Ростове вышла книга «Вещий посох», в которой было собрано практически все созданное Сергеем Королевым, включая не опубликованные ранее стихи, а также прозу: зарисовки, фантастические истории.

На стене дома (проспект Ворошиловский), где последние годы жил поэт, решением Администрации города Ростова-на-Дону установлена мемориальная доска.

Источники:

1.Юдин Л. М. Возвращение поэта (от составителя) // Королев С. А. Вещий посох: Сочинения / [Худож В. П. Высочин]. — Ростов на Дону: Ростиздат, 2002. — С. 7—16

2. Культура Дона в лицах: Эксклюзивное досье. — Ростов на Дону: Ростиздат, 1997. — С. 420

3. Писатели Дона: Биобиблиографический указатель — изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов на Дону: Кн. изд-во, 1986. — С. 191—193

4. Казьмин Л. М. Есть птицы певчие — немногие // Казьмин Л. М. Колодец. — Ростов на Дону: Новая книга, 2008. — С. 236—240

5. Рогачев А. А. Живые корни // Королев С. А. Ястребиное небо. — Ростов на Дону, 1978. — С. 3—4.

6. Франкенберг Л. «…В далеком имени Россия я — известный, признанный поэт!» [О С. Королеве и В. Стрелкове] // Молот. - 2000 — 8 марта

7. Премии: [Об итогах конкурса за 1981 г. на лучшее произведение литературы г. Ростов Две поощрительные премии получили поэты В. Фролов и С. Королев] // Литературная газета. -  982. - 20 января — С. 6.

8. Анисимова Л. Беспокойные дороги // Молот. —1979. - 7 марта

9. Баев Ф. Ф. Мир, открытый снова // Комсомолец. —1979. - 10 августа

10. Скребов Н. М. Избыток спелых сил // Молот. — 1981. - 29 апреля

 

Бояджиев Григорий Нерсесович

14 мартаБояджиев Григорий Нерсесович

110 лет со дня рождения Бояджиева Григория Нерсесовича (1909-1974), советского театроведа, театрального критика и педагога; доктора искусствоведения, профессора

 Григорий Нерсесович родился 14 марта 1909 года в Нахичевани-на-Дону, в армянской семье. После окончания школы печатался в местных газетах, а в 19 лет стал преподавать на рабочем отделении педагогического института. В 1930 году окончил литературное отделение педагогического факультета Ростовского государственного университета. Будучи студентом, увлекся театром — участвовал в работе Театра рабочей молодежи, ставил спектакли. Работал в Театре-студии под управлением Ю. А. Завадского, которую перевели из Москвы в Ростов-на-Дону в 1937 году. В 1939 году труппа Завадского вернулась в Москву, с ней в столицу приехал и Бояджиев. Некоторое время он учился в Москве аспирантуре ГИТИСа, где позже читал курс по истории западноевропейского театра.

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1945 годы был заведующим литературной частью в Центральном Театре Красной Армии. С 1945 года возглавил кафедру зарубежного театра в ГИТИСе, с 1946 по 1960 годы и с 1967 года до смерти — был старшим научным сотрудником Института истории искусств.

В 1958 году защитил докторскую диссертацию по драматургии Мольера. Был членом худсовета Театра на Таганке.

Расцвет творческой деятельности Бояджиева пришелся на 1960-е годы. В это время выходят его книги «Поэзия театра», «Театральный Париж сегодня», «Шесть рассказов об американском театре» (в соавторстве с А. Аникстом). В 1965 Бояджиев подготовил полное собрание сочинений Мольера со своей вступительной статьей и примечаниями. Выходят его работы «Вопрос о классицизме XVII века», «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров», « Итальянские тетради», » Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения». Как критик Бояджиев блестяще писал и о русском театральном искусстве, его любимые герои – А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др.

Бояджиев умел открывать «вечно прекрасное» в театральном искусстве разных времен и народов. В классическом наследии прошлого ученый видел те живые ценности, что всегда необходимы современному искусству.

Умер Бояджиев в Москве 13 мая 1974. Похоронен на Введенском кладбище

Источники:

1. Донская Армения = Don-Land Armenia/ -  Ростов-на-Дону : Старые русские, 2007. - 359 с. - (Дон многонациональный; Вып. 1).

Завадский Ю. Память сердца?//Советская культура. - 1974. - 27 мая

Аникст А. Поэт театра: О творчестве Бояджиева // Театр. - 1974. - № 12

Фельдман Я. Театральность и правда // Театр. - 1976. - № 12

Рудницкий К. О молодом учителе // Театральная жизнь. - 1988. - № 14

Чарский Евгений Гаврилович

7 мартаЧарский Евгений Гаврилович

100 лет со дня рождения Евгения Гавриловича Чарского (1919-1993), советского художника, живописца, плакатиста, член Союза художников СССР.

 Евгений Гаврилович родился в Китайгороде под Днепропетровском. Учился в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова. В 1939 году сдал экзамены в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Принимал участие в Великой Отечественной войне. Награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». По окончанию службы продолжил обучение в Ленинграде у профессоров Михаила Ивановича Авилова, Рудольфа Рудольфовича Френца. Обучение окончил с отличием.

 Преподавал в училище имени М. Б. Грекова в Ростове-на-Дону. Принимал участие в городских, зональных, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках советского искусства. В 1952–1979 годы регулярно ездил в творческие поездки по Волге, Дону, в Крым, Ставрополье, в Горки Ленинские.

Автор жанровых картин, натюрмортов, пейзажей, в числе которых «Воспоминания о сыне», «Станичники», «У парома», «Эхо войны».

Работы Евгения Гавриловича находятся в Ростовском, Таганрогском, Архангельском, Ставропольском, Вологодском музеях изобразительных искусств, в различных краеведческих музеях России, в европейских, японских, американских и российских частных коллекциях.

Источники:

 Скопцова Г. С.  Из века в века: история РХУ в лицах . -  Ростов-на-Дону, 2009. – С.103

 Гарбузов Г. Р. Истоки становления и развития художественного образования на Дону. -  Ростов на Дону, 2006. - С. 60‑63;

 Рудницкая Ю. Л. Художники Дона. -  Ленинград, 1987. - С. 50‑57

Рудакова Л. Всякий раз – сначала // Вечерний Ростов. - 1979. - 1 февр. - С. 3

Чарский Евгений Гаврилович [Электрон. рес.] / Галерея Леонида Шишкина // Режим доступа: http://www.shishkin-gallery.ru/artist_1030.html

 

Краснюк-Яблокова Тамара Алексеевна

28 февраляКраснюк-Яблокова Тамара Алексеевна

80 лет со дня рождения Краснюк-Яблоковой Тамары Алексеевны (1939-2008) народной артистки России, Члена Союза театральных деятелей России

Тамара Алексеевна родилась 28 февраля 1939 года в Могилёве Белорусской ССР. Отец погиб на фронте в 1944 году, когда ей было всего пять лет. Школу закончила в 1957 году, работала на заводе "Электродвигатель" и мечтала стать актрисой. В 1961 году поступила в Московское театральное училище имени Б. В. Щукина при Вахтанговском театре, закончила — в 1965 году. Работала в Рыбинском драмтеатре, Таганрогском драмтеатре имени А. П. Чехова, Минском русском драмтеатре имени Горького. В 1977 году судьба связала Яблокову с Ростовом. Здесь она дебютирует в роли Аксиньи в спектакле "Тихий Дон".

Ей всякий раз удаётся поразительно донести до зрителя душевное состояние своих героинь. За каждой из них — женская судьба. Комиссар ("Оптимистическая трагедия") — роль-прорыв в сферы высшего театрального мастерства. Сколько актрис играли эту роль! Яблокова же сумела найти в образе новое, что и отметили критики после гастролей в 1980 году в Москве. Её Комиссар — обычная женщина, для которой подвиг во имя своей отчизны - норма жизни, а не пик судьбы. И в тоже время, характер, созданный Яблоковой, нес некую романтичность, основанную на природе российского героизма.

За роль Катерины в спектакле "Именины на костылях" Яблокова получила премию на театральном фестивале "Респект". Особняком стоит роль Раневской в спектакле "Вишневый сад". Яблокова сумела передать образ, в котором каждое движение, каждое дыхание имеет глубокое психологическое обоснование.

На Малой сцене совсем иной контакт артиста со зрителем. Тамара Яблокова сыграла здесь в трех спектаклях — "Он и Она", "Скамейка", "Синее небо, а в нем облака" (в последнем — сразу две роли).

Ушла из жизни 25 июня 2008 года в Ростове-на-Дону.

Источники:

1.Культура Дона в лицах: Эксклюзивное досье // Ростов-на-Дону, 1997. -  С. 151

2.Театральное искусство Дона.  Актерская гильдия / [авт. и рук.проекта - Г.А. Тульцева] // Ростов-на-Дону : Альфа Медиа, 2006. - С. 22

3.Ветрова С. Королева в зимнюю стужу // Наше время. - 2000. - 3 марта. - С. 5

 4.Погонцев В. «Я родилась под счастливой звездой» // Добрый вечер. - 2000. - № 2 (февр.). - С. 11.

5. И жизнь на сцене как единый миг... // Южный театральный вестник. - 2008. - № 7. - С. 6‑7

 6. Иванов В. Прощальные аплодисменты // Ростов официальный. - 2008. - 2 июля. - С. 9

Печерский Александр Аронович

22 февраляПечерский Александр Аронович

110 лет со дня рождения Александра Ароновича Печерского (1909-1990), организатора восстания в лагере смерти Собибор (Польша, 1943 г.)

22 февраля 1909 года родился Александр Аронович Печерский – человек, которому было уготовано судьбой организовать единственное успешное за всю историю Второй мировой войны восстание в нацистском лагере смерти. Это случилось в Собиборе 14 октября 1943 года.

Александр Аронович родился в городе Кременчуге. Детство Печерского прошло в Ростове-на-Дону, где он окончил музыкальную школу и устроился работать на паровозоремонтный завод. Затем была учеба в университете и мечта о театральной сцене. С началом Великой Отечественной войны Печерского призвали в армию. В сентябре 1941 года он – техник-интендант 2-го ранга, что соответствовало званию «лейтенант». В октябре того же года Александр Печерский раненым попал в плен к немцам под Вязьмой. Переболев тифом, в 1942 году Печерский попытался бежать из плена, но дерзкое мероприятие сорвалось. В наказание Александра отправили в Борисов, затем в Минск. Там и вскрылось еврейское происхождение офицера. В конце сентября 1943 года Печерский с другими военнопленными-евреями был отправлен на территорию оккупированной Польши, в лагерь уничтожения Собибор.

Один из узников лагеря вспоминал, что на Печерского сразу обратили внимание: высокий, стройный, с волевым лицом – явно офицер. Здесь уже действовало подполье, однако его участникам требовался человек с военным опытом, который мог бы возглавить дело и довести его до конца

Узники лагеря смерти 14 октября 1943 года подняли восстание. Согласно плану Печерского, заключенные должны были тайно и поодиночке ликвидировать персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившимся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично. Восставшие смогли убить 12 эсэсовцев из персонала лагеря, но завладеть оружейным складом не удалось. Охрана открыла огонь по заключенным, и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось снять охрану и уйти в лес.

   Из почти 550 заключенных рабочего лагеря 130 не приняли участие в восстании и остались в лагере, около 80 погибли при побеге, еще 170 были пойманы немцами в ходе широкомасштабных поисков. Все оставшиеся в лагере и пойманные после побега были убиты нацистами. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания.

В конце октября 1943 года Александр Печерский с несколькими товарищами вступил в партизанский отряд имени Щорса, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию. Остальные попали в отряд имени Фрунзе. В партизанском отряде Александр Аронович вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона.

После окончания войны Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону, где жил перед войной. Работал администратором в Театре музыкальной комедии. В 1945 году написал книгу воспоминаний о Собиборовском восстании.

  В 1963 году выступил свидетелем обвинения на процессе одиннадцати охранников лагеря Собибор. Вел активную переписку с участниками восстания, журналистами, историками.

В 2016 году указом президента России Владимира Путина Александр Аронович Печерский посмертно награжден орденом Мужества, который был передан его внучке. Сам герой этого ордена не увидел – он умер в 1990 году в Ростове-на-Дону.

 В 2018 году Российским военно-историческим обществом создан сайт собибор.история.рф, посвященный жизни и подвигу Александра Печерского.

      Источники:

1.Александр Печерский : прорыв в бессмертие / [сост. И. Васильев] // Москва : Время, 2013. -  157 с.

2.Симкин Л. Полтора часа возмездия // Москва : Зебра Е, 2013.  -  352 с.

3.Мовшович Е. В. Очерки истории евреев на Дону // Ростов на Дону, 2006. -  С. 292‑295

4. Смысленко О. Орден Мужества Александру Печерскому // Ростов официальный.  -  2016. -  3 февр. -  С. 1

 5.Смысленко О.  Звезда и крест Александра Печерского // Ростов официальный. -  2014. -  18 июня. -  С. 8

6. Кобякин В. «Звезда Печерского» // Наше время. -  2014. -  7 мая. -  С. 1

 7.Смысленко О. Памятник Сашко в Тель-Авиве // Ростов официальный.  -  2012. -  24 окт. -  С. 8

 8.Открыта доска в память о Печерском // Ростов официальный. -  2010. -  30 июня. -  С. 13.

 

Коваленко Петр Петрович

21 февраляКоваленко Петр Петрович

100 лет со дня рождения Коваленко Петра Петровича (1919-2008) советского и российского хирурга, доктора медицинских наук, лауреата Государственной премии СССР, Почетного гражданина города Ростова-на-Дону

 Петр Петрович родился 21 февраля 1919 года в селе Еловатка Саратовской губернии.

В 1937 году поступил и в 1941 году окончил Ростовский медицинский институт (лечебно-профилактический факультет). Это был «Огненный выпуск» медиков, большинство из которых сразу попало на фронты Великой Отечественной войны. Прошел всю войну, будучи старшим врачом 1121-го стрелкового полка  и командиром медсанбата в составе 335-й и 77-й стрелковых дивизий Южного фронта. Победу встретил в звании майора медицинской службы. Находясь на реабилитации в Уральском военном округе, по ранениям, полученным на фронте, был признан военной комиссией ограниченно годным. Демобилизовался в феврале 1946 года.

Вернувшись в Ростов-на-Дону, работал в Ростовском медицинском институте — ординатором, ассистентом, затем доцентом кафедры госпитальной хирургии. Защитил здесь кандидатскую диссертацию и докторскую. С января 1957 года заведовал кафедрой общей хирургии, а в 1961 году возглавил кафедру госпитальной хирургии, которой руководил более 30 лет. В 1959 году стал ректором института.

В 1982 году П. П. Коваленко был избран членом-корреспондентом Российской академии медицинских наук. Являлся участником различных хирургических форумов; выступал с докладами на международных конгрессах, всесоюзных и республиканских съездах, конференциях и симпозиумах; принимал участие в работе нескольких конгрессов Международного общества хирургов. Избирался действительным членом ассоциации Международного общества хирургов, был почетным членом Всероссийского общества хирургов.

    Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, а также медалями, среди которых «За боевые заслуги», а также имени Н.И. Пирогова и имени А.В. Вишневского.

    Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РСФСР.

    Почётный гражданин города Ростова-на-Дону.

Умер в 2008 году.

Источники:

Наследники духовных традиций медицины / Е. В. Харламов, Е. К. Склярова, А. А. Сависько, Ю. А. Сидоренко //  Ростов - на-Дону, 2016. -  С. 53‑55

 Чернышев В., Черкасов М. Жизнь и научно-практическая деятельность профессора Коваленко // Ростовчане на службе Отечеству //  Ростов - на-Дону., 2001. -  С. 17‑21

 Панков Г. И., Зарубинская Л. Г. Хирургия на Дону // Ростов-на-Дону: РГМУ,1996. - С. 19‑26

Сосудистая и общая хирургия // Ростов- на-Дону : [Б.и.], 1991. -432 с., ил.

Багдыков Г. Гениальный хирург из «огненного выпуска» // Вечерний  Ростов. -  2017 - . 31 июля. -  С. 3