наверх

Памятные даты

Барыкова Анна Павловна

3 Января

180 лет со дня рождения

Анна Павловна Барыкова родилась 3 января 1840 году. Отец поэтессы Павел Павлович Каменский, из дворян, был литератором, написавшим несколько повестей и драм. Литературным трудом занималась и мать, урожденная Толстая, дочь известного художника-медальера Федора Толстого.

Родилась Анна Павловна в Петербурге, До десяти лет обучалась дома под руководством отца и гувернантки, затем поступила в Екатерининский институт и находилась там до 1856 года. Через год Анна вышла замуж за артиллерийского офицера Н. Н. Карлинского, в 1862 году вступила во второй брак— с присяжным поверенным С. Л. Барыковым.

Стихи Анна Барыкова стала сочинять в институте («пасквили» на классных дам). Первое стихотворение, подготовленное для печати («Птичница»), было запрещено цензурой. В 1877 году она выступила со стихами в «Отечественных записках». Наиболее плодотворная литературная деятельность Барыковой падает на 70—80-е годы.

Ее поэзия по содержанию и форме развивалась в некрасовских традициях. Сама поэтесса оказывала содействие организации «Народная воля». Многократно издававшаяся в России и за границей, написанная былинным стихом «Сказка про то, как царь Ахреян ходил богу жаловаться», служила делу революционной народнической пропаганды среди крестьян. Она была анонимно напечатана летучей типографией «Народной воли» в Петербурге (1883 г.).

С начала 1880-х годов Барыкова живет в Ростове-на-Дону и, не входя организационно в состав партии «Народная воля», оказывает тем не менее народовольцам денежную помощь и некоторое содействие, предоставляя свою квартиру для революционных явок и нелегальных встреч. После ареста Г. Лопатина в 1884 году в руки полиции попали некоторые его записи, в которых упоминалось также имя Барыковой. Это послужило основанием для ее ареста. Месяц провела она в заключении и была освобождена под денежный залог только ввиду резкого обострения туберкулеза. Продолжая жить на юге, Барыкова интересуется рабочим движением и пытается сблизиться с организациями ростовских рабочих.

Начиная со второй половины 1880-х годов и до конца жизни Барыкова находилась под сильным влиянием толстовских идей. Она была постоянным сотрудником толстовского издательства «Посредник». После ее смерти это издательство выпустило в Петербурге «Стихотворения и прозаические произведения А. П. Барыковой» (СПб., 1897), несколько расширив состав сборника по сравнению с изданием 1878 года, в особенности раздел переводов. Второе издание этого сборника (без прозаических произведений) вышло в Москве в 1910 году.

Анна Павловна Барыкова умерла 31 мая 1893 г.

Источники:

Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь / Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом) Рос. АН; Гл. ред. П. А. Николаев. - Москва: Сов. энциклопедия, 1989. – Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11-20 вв. – Т.1: А-Г. – 1989. – С. 167-168.

Краткая литературная энциклопедия /Гл. ред. А.А. Сурков. [Т.] 1-. [Т.] 1 : Аарне - Гаврилов. – Москва: Советская энциклопедия, 1962. – С. 463

Гегузин И. М. Добрый след: Рассказы краеведа. - Ростов-на-Дону: Книжное издательство,1987. – С. 32-34

Попова А. Истоки современной ростовской поэзии // Донской писатель. - 2012. - № 4. - С. 1–2

Айрумян А. А. Родственница : [об А. П. Барыковой, талантливой русской поэтессе второй половины XIX века, почти половину своей жизни прожившей в Ростове-на-Дону] //Лев Толстой: донские страницы / Арк. Айрумян. – Ростов - на-Дону,1991 - С. 47-53

Попова А. Истоки современной ростовской поэзии. Экскурс в прошлое - 15: [из истории литературной жизни Дона во 2-й половине XIX - 1-й половине XX вв.] // Донской писатель. - 2012. - № 4. - С. 1-2

Гегузин И. М. Муза гнева и сострадания : [об А. П. Барыковой, поэтессе, с начала 1880-х годов жила в Ростове-на-Дону, состояла в партии народовольцев, умерла в Ростове в 1893 г.] // Добрый след : рассказы краеведа / И.М. Гегузин. -Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1987. -190 с. : ил. - С. 32-34

 

Бахтин Семен Алексеевич

2 Февраля

100 лет со дня рождения

Бахтин Семен Алексеевич Герой Советского Союза, командир роты 667-го стрелкового полка 218-й стрелковой дивизии 47-й армии Воронежского фронта, младший лейтенант.

Родился 2 февраля 1920 года в поселке Ольхов Луг ныне Навесненского сельского поселения Ливенского района Орловской области в семье крестьянина.. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ в городе Ростове-на-Дону.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Бакинское военное пехотное училище. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 года.

Командир роты 667-го стрелкового полка (218-я стрелковая дивизия, 47-я армия, Воронежский фронт) младший лейтенант Семен Бахтин 24 сентября 1943 года с группой форсировал Днепр в районе Канева Черкасской области Украины. Вступив в бой с противником на правом берегу, воины овладели плацдармом, обеспечив тем самым переправу полка. На следующий день его рота атаковала вражескую батарею 105-милиметровых пушек в селе Хутор-Хмельная. Овладев двумя орудиями, воины открыли огонь по пехоте врага. В последующие двое суток, отразив на плацдарме 16 контратак, рота способствовала переправе других подразделений

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Бахтину Семену Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1945 года лейтенант С.А. Бахтин — в запасе. Жил и работал в Ростове-на-Дону. Скончался 17 июля 1970 года. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями. 

 

Источники:

Андреев, С.А. Совершенное ими бессмертно / С. А. Андреев. - Москва,1976. – С.138

Герои-освободители Черкасщины - 2-е изд., доп., испр. - Днепропетровск, 1980. - С. 82-89

Сафонов, Н. Отличился в бою и в труде…/ Н. Сафонов // Они прославили Родину: в 2-х кн. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону, 1975. - Кн.2. – С.18- 20.

Шумов, В. В. Золотая Звезда Семена Бахтина / В. В. Шумов// Пик. – 2004. - 14 окт. - С. 21

Гулецкий Владимир Васильевич

25 Марта

125 лет со дня рождения

Владимир Васильевич Гулецкий родился 25 марта 1895 года в г. Вилейка, Белоруссия. Живописец, график, пейзажист, автор сюжетно-тематических композиций.

Учился в мастерской художника Я. Я. Калиниченко в Рязани в 1918, затем перешел к Ф. А. Малевину. В 1921 году – студент Сибирского художественного института в Омске, помимо освоения пейзажей, портретов занимался в литографской мастерской резьбой по кости.

В 1924 году был удостоен Диплома I степени на Международной Всесоюзной сельскохозяйственной выставке за редкие изделия из мамонтовой кости. Кроме того, литография «Заимка» в 1925 году была отмечена на Всемирной выставке в Париже и во Флоренции.

До Великой Отечественной войны жил и работал в Иркутске. Автор живописных работ «Тайга» , «Партизаны в тайге» , «У Саян» , «Зима».

Участник Великой Отечественной войны, воевал в Рязани, Сталинграде, на Белорусском фронте. После тяжелого ранения в 1944 году оказался в ростовском госпитале. Излечившись от ран, остался в Ростове. Преподавал в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова. Уже на первой послевоенной выставке в 1946 году художник представил серию рисунков pазpушенного Ростова: «Разрушенный Ростов», «Руины у Лендворца», «Буденновский спуск» и др.

Произведения художника хранятся в художественных музеях ряда российских городов, в числе которых Иркутск, Москва, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону.

Умер в 1948 году в Ростове-на-Дону.

Источники:

Скопцова Г. С. Гулецкий Владимир Васильевич. – Текст: непосредственный //Из века в века: история РХУ в лицах. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 134, 137.

Головкина Г. Они любили миp и кpаски : [О pост.живописцах- фpонтовиках:Л.О.Дубpовский, М.Hейфельд, Е.Клименко,П.Гагаев, Е.Тpофименко, Т.Семенов,А.Чеpных, Ф.Гончаpов, В.Гулецкий,Ю.Бениат, М.Шутов, Г.Поляков,Г.Колесников, Я.Цветков, С.Гончаpенко,Оpешкин]. – Текст: непосредственный // Утро выходного дня. – 1996. - 21 июня.- С. 6.

 

Лесной Иван Николаевич

25 Января

95 лет со дня рождения

Иван Николаевич Лесной библиотекарь, поэт, писатель. Родился в 1925 году в селе Песчанокопском Ростовской области.

Окончил Ростовский библиотечный техникум и факультет журналистики Ростовского госуниверситета. Участник Великой Отечественной войны, офицер в отставке, имеет боевые и трудовые награды.

 Басни начал писать в начале 50-х годов. Работал на заводе Ростсельмаш в многотиражке «Ростсельмашевец», был редактором заводской сатирической газеты "Соломотряс".

 Более двадцати лет возглавлял областную профсоюзную библиотеку, посвятив свою трудовую деятельность широкой пропаганде общественной книги. Им издано пятнадцать книг в Москве, Ростове-на-Дону, Батайске. Его первая книга "Басни" была представлена на Всемирной книжной ярмарке в Москве, как лучшая книга года.

 Печатался в коллективных сборниках, журналах «Крокодил», «Капкан», «Агитатор», «Дон», «Библиотекарь», «Советский воин» и других изданиях. Участвовал во Всемирном празднике смеха в г. Габрово (Болгария), переведен на ряд иностранных языков. Его стихи и басни передавались по областному и Всесоюзному радио и телевидению.

Автор поэтических сборников «Память сердца» (1995), «Русокудрая Фортуна» (2006), «Корзина мудрости» (2006), «Басни».

Творчество донского баснописца многообразно. Стихи для детей, лирические послания, басни, апологи, триолеты, баллады, четверостишия — вот неполный перечень литературных жанров, встречающихся на страницах книг автора. На его стихи написаны песни ростовских и московских композиторов. Лауреат различных смотров-конкурсов.

Источники:

Памяти земляка, поэта // Колос. - 2013. - 14 нояб.-. С. 2

Тен И. У ростовского баснописца все намеки прозрачные: [о встрече ростовских школьников в библиотеке имени М. А. Шолохова (Ростов-на-Дону) с баснописцем, участником Великой Отечественной войны Иваном Николаевичем Лесным] // Вечерний Ростов. - 2009. - 20 февр. - С. 4

Попова А. Лесные басни : [о ростовском баснописце Иване Николаевиче Лесном] /Анна Попова ; фото Виктора Погонцева //Российская газета. - 2008. - 17-23 янв.- С. 18. - (Юг России).

Бойко А. Донской Крылов // Молот. - 2005. - 5 янв. - С. 6

Оленев А. Комбайн имени баснописца из Ростова // Вечерний Ростов. - 2004. - 3 дек. - С. 9

Бойко А. Живет на Дону баснописец // Молот. - 2000. - 25 янв. - С. 4

Бутуpлимов Б. Он веpнулся из боя : [О pостовском поэте-фpонтовике И.Лесном]// Военный вестник Юга России. – 1996. - 1-7 июля.- С. 15.

Милаев Евгений Тимофеевич

22 Февраля

110 лет со дня рождения

Евгений Милаев появился на свет 22 февраля 1910 года. Место рождения – Тифлис.

Детские и юношеские годы прошли в Ростове-на-Дону, куда семья перебралась спустя некоторое время после его рождения. Именно в этом городе были сделаны его первые шаги по жизни. Там Евгений пошел учиться в школу, там в первый раз посетил цирк, ставший впоследствии делом его жизни.

Знакомство с цирком произошло по инициативе матери Евгения Тимофеевича, которая была экономкой в одном из приютов Ростова-на-Дону. Она частенько брала с собой сына, когда посещала с приютскими детьми массовые мероприятия. Мальчик был в восторге от искрящегося и переливающегося всеми цветами циркового представления. Именно тогда у него появилась мечта стать цирковым артистом.

В юности он стал посвящать много времени занятиям спортом. С 1928 года Милаев посещает спортивно-цирковую студию во Дворце культуры железнодорожников, в которой он впоследствии работал в номере «Акробатический этюд». Когда же юноша вместе с отцом начал трудиться на обувной фабрике, то стал звездой акробатической секции Клуба кожевников.

В 1928 году, начал работу в цирке (гимнаст на кольцах, затем руководитель и участник группового акробатического номера «4−ЖАК», с 1937 выступал и как Белый клоун).

В 1950 году создал уникальный номер – балансеры на двойной лестнице, исполнял вместе с партнерами рекордные трюки. Он выполнял уникальные номера: балансировал 9-метровую лестницу, на которой его партнеры демонстрировали серию гимнастических и акробатических трюков; аналогичный номер с першем; номер «Лестница на лестнице» – лежа на вершине ножной лестницы, балансируемой Милаевым, его партнер балансировал вторую лестницу, на которой другой партнер исполнял гимнастические трюки.

 Группа под руководством Милаева гастролировала за рубежом: в Китае, Швеции, Великобритании, Франции, Польше, ГДР, Японии, Италии, Австралии и Чехословакии.

В 1959—1960 годах художественный руководитель Белорусского циркового коллектива.

В 1978—1983 годах — художественный руководитель и директор Московского цирка на Ленинских горах (ныне — Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского).

Ушел из жизни 7 апреля 1983 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В марте 2010 года в городе Ростове-на Дону, на здании цирка, где артист начинал свою цирковую карьеру, установлена мемориальная доска.

Источники:

Лободин М. П. Евгений Милаев : [Жизнь и творчество]. - Москва: Искусство, 1984. -105 с., 16 л. ил.

Георгиева Н. Династия возродится: у "милаевской школы" - донские корни: [об открытии на фасаде Ростовского цирка мемориальной доски в честь циркового артиста Е. Т. Милаева; цирковую карьеру начинал в Ростове в конце 1920-х гг.] // Неделя Дона. - 2010. - 18 марта. - С. 6

Заднепровская Е. Потомки великого циркача гордятся не только родством с Брежневыми // Вечерний Ростов. - 2010. - 15 марта. - С. 5

Таршис В. Д. Твои земляки: [артисты цирка] / В.Таршис // Пойдем в цирк? - Ростов-на-Дону,1993 - С. 50-56.

 

Панова Вера Федоровна

20 Марта

115 лет со дня рождения

Родилась  Вера Федоровна Панова 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Отец принадлежал к гильдии купцов, но в начале 20 века разорился и зарабатывал на хлеб ведением счетов в городском банке. Из-за финансовых проблем Вера смогла окончить только 4 класса гимназии, но тяга к знаниям взяла верх – дома девочка самостоятельно постигала школьные науки, читала море книг, а подростком начала сочинять стихи.

В 17 лет Вера Панова влилась в ряды внештатников местных и районных газет. Редакторы с удовольствием печатали фельетоны, очерки и статьи начинающей журналистки, отмечая тонкий юмор и отменную иронию. Будущая писательница скрывалась за псевдонимами В. Старосельская и Вера Вельтман, пожиная первые плоды известности в кругах земляков.

Пути Пановой пересекались с россыпью писателей. Представительница провинциальной прессы однажды познакомилась с Николаем Погодиным, Александром Фадеевым, театральным критиком Иосифом Юзовским. На ее родине побывали даже Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Наконец, к середине 30-х годов, когда переехала в Ленинград, Вера Федоровна сама начала пробовать силы в художественной литературе и драматургии.

В первых пьесах «Илья Косогор» и «В старой Москве» писательница отразила время перед революцией, в произведениях красноречиво показала мещан, которые и после свержения царской власти продолжали привычную жизнь. «Илья Косогор» принес драматургу первую премию – за победу на конкурсе пьес для колхозного театра, а работу «В старой Москве» столичной публике представил режиссер Юрий Завадский.

Война с немцами застала Веру Панову под Ленинградом, где женщина обитала со старшей дочерью, еще двое детей с ее мамой жили на Украине. Эвакуироваться писательница не успела, пришлось скитаться по свету, прежде чем попасть к родным в украинское село Шишаки. Побывала под Псковом, потом в Эстонии, где жила в разрушенной синагоге, затем – длинный путь пешком по оккупированной территории до дома, где ютилась мама с детьми.

Украинская деревня тоже оказалась занята немцами, к тому же в 1943 году отступавшие захватчики сожгли дотла дом, оставив семейство в одной одежде. Тяжелые испытания и мытарства легли в основу пьесы «Метелица» и повести «О моей жизни, книгах и читателях», которая стала последней в творческой биографии женщины. Но именно перенесенные страдания и знакомство с судьбами людей, встреченных на пути, подарили писательнице новые идеи для книг.

В 1943 году Вера Федоровна с семьей перебралась в Пермь, где начала реализовываться как серьезный автор, параллельно работая в газетах и на радио. Год спустя, в 1944-м, из-под пера женщины выходит блестящая повесть «Евдокия». Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году – по этому произведению сняла одноименный фильм Татьяна Лиознова.

Здесь же, в Перми, родился самый гениальный, названный лучшим в творчестве роман «Спутники». Вера Федоровна по заданию редакции отправилась в путешествие по стране в образцово-показательном санитарном поезде, чтобы написать брошюру о работе персонала состава.

После того как роман, ставший литературной сенсацией, увидел свет, Панова влилась в ряды Союза писателей, к тому же получила первую Сталинскую премию. Спустя год, в 1947-м, Панова вновь оказалась в эпицентре литературной дискуссии. Вышел роман «Кружилиха» о рабочих уральского завода

Затем литературное наследие Веры Федоровны украсила повесть «Сережа» о буднях мальчика-дошкольника, который обзавелся папой, пусть и не родным. Трогательное произведение заставляет взглянуть на жизнь глазами ребенка, прочувствовать его переживания, счастье и беды.

 «Сережа» открыл цикл художественных работ Веры Пановой, посвященный детям. Вслед писательница подарила читателям, а потом и зрителям повести «Мальчик и девочка», «Валя», «Володя». На первое место автор поставил человеческую душу и вопросы нравственности.

На закате жизни Вера Федоровна отправилась по волнам истории России. Перо писательницы обращено к событиям, разворачивающимся в эпоху Древней Руси, в период Смутного времени. Панова пишет о княгине Ольге, Иване Грозном и других деятелях, которые собрались под обложкой тома «Лики на заре».

В последние годы жизни женщина создавала мемуарные произведения. Точку в творческой биографии Веры Пановой поставило автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое увидело свет уже после кончины автора.

Вера Федоровна снискала не только читательскую и зрительскую любовь. Женщину признали на высшем уровне: награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени. Книги советской писательницы переведены на многие языки мира.

Писательница умерла в начале весны 1973 года. Покоится под Санкт-Петербургом, в местечке

Источники:

Воспоминания о Вере Пановой : Сборник / [Cост. А.А. Нинов и др.]. -Москва : Сов. писатель, 1988. - 445с., [16] л. ил. – Текст: непосредственный

Тевекелян Д. В.   Вера Панова. - Москва : Сов. Россия,1980. - 165 с. - (ПисателиСоветской России). – Текст: непосредственный

Нинов А. А.  Вера Панова : Жизнь. Творчество. Современники. - Ленинград : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1980. - 478 с., 6 л.ил., портр.  – Текст: непосредственный

Тихомирова В. Дороги жизни: [о писательнице В. Пановой, уроженке Ростова н/Д]. – Текст: непосредственный // Молот. -  2005. -  4 марта. -  С. 12

Переверзев О. Дебют Верочки Пановой: [некоторые сведения из детства писательницы, уроженки Ростова н/Д]. – Текст: непосредственный // Литературная газета. -  2010. -  28 апр.- 4 мая. -  С. 5

Нинов А. А.   С любовью к родной стороне... : [о В. Ф. Пановой, уроженке Ростова-на-Дону, писателе, журналисте, драматурге] / А. А. Нинов. – Текст: непосредственный // Люди земли донской. – Ростов- на-Дону,1983 - С. 247-249.

Гегузин И. М.  Поэзия прозы : [о В. Ф. Пановой, известной советской писательнице, уроженке Ростова, первые ее рассказы печатались в донских газетах]. – Текст: непосредственный // Добрый след : рассказы краеведа / И.М.Гегузин. - Ростов-на-Дону : Кн. изд-во,1987. - 190с. : ил. - С.76-79.

 

Сарьян Мартирос Сергеевич

28 Февраля

140 лет со дня рождения

Мартирос Саркисович (Сергеевич) Сарьян родился 28 февраля 1880 году в семье земледельца. Он был седьмым ребенком из девяти. Детство художника прошло в донских степях, на берегу речки Самбек.

Когда Мартиросу исполнилось семь лет, его вместе с братом Серобом отправили в Новую Нахичевань, к сестре матери.

Осенью 1897 года Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Конкурс был большим; приняли всего 17 человек. С 1900 года он начал выставлять свои работы на зимних внеклассных экспозициях работ студентов. К тому времени устройство училища подверглось реформам; открылись мастерские, куда были приглашены лучшие московские художники. Портретной мастерской ведали Валентин Серов и Константин Коровин, а пейзаж в училище преподавали Исаак Левитан и Виктор Васнецов.

В рамках художественных и внутренних изысканий Мартирос Сарьян много путешествует. В 1910 году он посещает Константинополь, через год – Египет, а в 1913 году – Персию. Осенью 1911 года на выставке в Риме работы египетского цикла имели большой успех у публики и критиков; среди них картины «Египетские маски», «Идущая женщина», «Ночной пейзаж. Египет».

Известность художника растет: после выставки «Московского товарищества художников» его картины «Глицинии» и «Фруктовая лавочка» были приобретены для Третьяковской галереи. Позднее для коллекции куплена еще одна картина – «Улица. Полдень. Константинополь».

Первая мировая война расстроила планы Сарьяна; вместо путешествий художник погружается в художественную общественную жизнь. В Тифлисе он участвует в работе Армянского этнографического общества, потом уезжает в Южную Армению. Свои новые пейзажи и натюрморты он представляет на выставке журнала «Мир искусства», а затем — в шведском Мальме, на Балтийской выставке.

Мартирос Сарьян был у истоков практически всех самых значимых культурных институций зарождающейся после Октябрьской революции новой Армении. Художник становится создателем Армянского краеведческого музея, а позже – организатором и первым директором Армянского краевого художественного музея, открывшегося в Ростове. Он оказывал всяческую помощь и поддержку поэтессе Мариэтте Шагнинян, которая невероятными усилиями смогла открыть в Ростове художественное училище, а также организовать здесь Товарищество профессиональных художников.

В 1924 году Мартирос Сарьян принимает участие в Венецианской международной выставке. Критики высоко оценили работы Сарьяна, сравнивали его с Матиссом, отмечая самобытный темперамент и восточный ориентализм.

В 1926 году осуществилась давняя мечта Сарьяна – наконец-то он едет в Париж. Результатом трехлетних трудов Сарьяна во французской столице стала выставка, которая открылась 20 января 1928 года в салоне Жирара; было представлено около 40 работ.

Известная картина «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также знаменитый автопортрет «Три возраста» были созданы художником в годы Второй мировой. Младший сын Сарьяна – Лазарь – ушел на фронт и прошел всю войну. В 1943 году Сарьян приехал в Киев повидаться с сыном; здесь он создал ряд графических работ на военную тему. Победу Сарьян отметил необычайно жизнерадостным большим натюрмортом «Армянам - бойцам Великой Отечественной войны. Цветы».

В 1946 году Мартироса Сарьяна избрали депутатом Верховного Совета СССР; через год, при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран ее действительным членом.

Большая галерея портретов выдающихся деятелей армянской и русской культуры и науки стала следующим этапом творчества Сарьяна: в частности, он написал портреты Анны Ахматовой и Ильи Эренбурга, Дмитрия Шостаковича и Виктора Амбарцумяна. Хрущевская «оттепель» изменила атмосферу в искусстве; Сарьян вернулся к жанру пейзажа, он путешествовал по любимой Армении, много работал. За цикл «Моя Родина» в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

В ноябре 1967 года, при жизни художника, в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Мастер работал до конца своей большой жизни. 80 лет активного творчества – немногим достался такой удел. Завершая свой творческий и жизненный путь, Сарьян вернулся к гармониям и пластике своих первых работ цикла «Сказки и сны», оставляя потомкам свою безусловную и трогательную любовь к Армении, ее природе и людям.

Источники:

Корнилов Е. А. Октябрь в судьбе Мартироса Сарьяна / Е. А.Корнилов // Люди земли донской. –Ростов- на-Дону,1983 - С. 310-314.

Сарьян М. С. Из моей жизни / М. С. Сарьян. - 4-е издание. - Москва: Изобразительное искусство, 1990. - 301 с. : ил.,цв. ил.

Багдыков М. Г. Имена в истории Нахичевани //Нахичеванские портреты / М. Багдыков. –Ростов- на-Дону,1991 - С. 9-13.

Борохова И. М.  М. С. Сарьян в Ростове-на-Дону / Борохова И.М. // Донской архив. – Ростов- на-Дону,2007. - Вып. 2. - С. 91-94.

Мартирос Сарьян : [ жизнь и деятельность / авторы текста: Р. Л.Сарьян, С. Л. Сарьян, Д. А. Стошкуте].- Москва : Комсомольская правда :Директ-Медиа, 2017. - 70 с. : цв.ил., цв. портр - (Лучшие современные художники ; т. 45).

Рязанов В. Солнечная кисть великого мастера // Молот. - 2000. - 29 февр. - С. 4

Агуренко Б. Мартирос Сарьян, великий художник // Вечерний Ростов. - 2002. - 26 февр. - С. 2

Каминская М. Больше солнца!: [о дон. худож. М. Сарьяне] // Наше время. - 2005. - 25 февр. - С. 18

 

Селиванов Алексей Гордеевич

17 Марта

120 лет со дня рождения

Первый командир 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса Алексей Гордеевич Селиванов родился 17 марта 1900 года.

 В рядах Красной армии – с 18 марта 1918 года. В Гражданскую войну принимал участие в боях на Южном и Восточных фронтах. Окончил полковую школу , кавалерийские курсы, специальные курсы при разведывательном управлении Штаба РККА, один курс Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе. В 1920 году за боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени. Участник советско-финской войны.

Великую Отечественную войну А. Г. Селиванов встретил в должности начальника штаба 24-й кавалерийской дивизии Закавказского военного округа. С мая 1942 года – начальник оперативного отдела штаба Закавказского фронта, заместитель командующего 44-й, затем – 9-й армиями того же фронта.

20 ноября 1942 года был получен приказ Ставки Верховного Главнокомандования об образовании 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса. В состав корпуса вошли 11, 12 и 63-я кавалерийские дивизии и отдельные корпусные части. Командиром корпуса назначен участник Гражданской войны, краснознаменец генерал-майор А. Г. Селиванов. Со своим корпусом генерал Селиванов прошел от Северного Кавказа до Румынии.

5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус принимал участие в битве за Кавказ, за время которой прорвал укрепленную оборону на реке Кума. 28 января 1943 года за умелое управление корпусом в этих боях и проявленный героизм Селиванов был награжден орденом Кутузова 2-й степени.

Кавалерийский корпус генерала Селиванова особо отличился в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции, за что был награжден орденом Красного Знамени.

В декабре 1944 года донские казачьи части форсировали реку Дунай и приняли участие в битве за Будапешт. Им пришлось отражать контратаки немецких войск, пытавшихся прорваться к окруженному Будапешту, выдержать натиск танков эсэсовских дивизий между озером Веленце и рекой Дунаем, ликвидировав угрозу прорыва к Будапешту с юга.

Приказом Верховного Главнокомандующего за мужество, проявленное под Будапештом, корпусу объявлена благодарность и присвоено почетное наименование «Будапештский».

В марте 1944 года части корпуса вступили на территорию Румынии, где и встретили конец войны.

В апреле 1944 года А. Г. Селиванов тяжело заболел и отбыл на длительное лечение в туберкулезный санаторий в Крыму.

 Генерал-лейтенант Алексей Гордеевич Селиванов умер 6 апреля 1949 года в Ялте, оставив после себя славу великого воина и полководца.

Благодарные ростовчане помнят отважного конника. А улица Селиванова навсегда пролегла на карте нашего города.

Источники:

  1. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. — Москва: Кучково поле, 2011. — Т. 1. — 736 с. — Текст: непосредственный
  2. Горшков С. И., Овчаренко И. В. Донской гвардейский. - Ростов на Дону, 1985 . – Текст: непосредственный
  3. Пятый донской : воспоминания ветеранов 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского краснознаменного Будапештского корпуса / [под ред. С.И. Горшкова]. -Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1979. - 155 с. : ил. – Текст: непосредственный
  4. "Казаки-гвардейцы". - Краснодар, Краснодарское книж. изд-во, 1980. – Текст: непосредственный
  5. Закруткин В. А. Командир донских казаков : [об А. Г.Селиванове, командире 5-го гвардейского Донского кавалерийского корпуса с ноября 1942 г.] / В. Закруткин. –Текст: непосредственный // Нам дороги эти позабыть нельзя. – Ростов- на-Дону,1975 - С. 110-113.

Холодный Эдуард Федорович

27 Февраля

80 лет со дня рождения

Эдуард Федорович Холодный родился 27 февраля 1940 года в городе Миллерово Ростовской области. Отец его был военным, мать – фармацевтом. Врачом Эдуард стал благодаря маме: она буквально настояла на этом. А сам он хотел ехать в Москву и поступать в Литературный институт. Более того, он даже прошел конкурс в этот вуз – ведь окончил школу в золотой медалью! Но Хрущев в ту пору велел во все творческие вузы принимать только с двухлетним стажем работы. Так что мама Холодного была счастлива: сын не сможет заниматься литературой! Хотя стихи ее Эдик писал с шести лет. Однако она видела гонения на писателей при Сталине и поэтому считала, что врач – профессия не столь опасная, к тому же востребована при всех властях.

По настоянию матери Эдуард Холодный поступил в медицинский институт. И об этом никогда не жалел. А после смерти отца Эдуард Федорович нашел целый чемодан со своими рукописями, газетными публикациями, книгами – так трепетно папа относился к работам своего сына…

Еще во время учебы в мединституте Холодный стал активным членом городского клуба молодых литераторов. Этим клубом руководил писатель И.Н. Стальский.

После окончания вуза Эдуард Федорович работал врачом общего профиля в больнице на станции Двойная (поселок Орловский), затем в психиатрической больнице в Гуково. Вскоре стал заведовать мужским отделением той же больницы. Затем был психиатром больницы Северо-Кавказской железной дороги. Впоследствии он являлся главным психиатром этого медучреждения.

Первая поэтическая книга Эдуарда Холодного, «Поклонение», вышла в Ростове-на-Дону в 1976 году. Затем последовали сборники «Светотень» (1981) и «Ветви кроны» (1990). В 1993 году Эдуард Федорович Холодный был принят в Союз российских писателей.

Произведения Э. Холодного печатались в журналах «Дон», «Ковчег», в ростовских литературных альманахах и сборниках. Издавались и его стихотворные переводы с языков народов Северного Кавказа. Он переводил также болгарских и венгерских поэтов и даже классиков американской поэзии, в частности, Генри Лонгфелло.

Много лет Э.Ф. Холодный руководил литературной студией «Спутник» при Донском государственном техническом университете. В 1990 году Эдуарду Федоровичу за многолетний и добросовестный труд было присвоено звание «отличник здравоохранения СССР».

Вместе с тем творческий путь Эдуарда Холодного не был простым. Было время, когда поэта травили в прессе, а в его стихах умудрялись находить политические намеки. Его считали диссидентом. Правда, не таким открытым, каким был другой талантливый ростовский поэт, Леонид Григорьян. Кстати, Григорьян и Холодный дружили.

Как-то Эдуард Холодный вспоминал, что один рабочий новочеркасского завода написал в газету гневный отклик о его творчестве. Мол, когда у него самого из-под станка выходит бракованная деталь, то он выбрасывает ее на свалку. Дескать, так и надо поступать со стихами Холодного! К счастью, так не поступили. И теперь мы имеем возможность наслаждаться творчеством замечательного поэта.

Умер Эдуард Холодный 18 июля 2010 года. Был похоронен на Северном кладбище Ростова.

Источники:

Холодный Эдуард Федорович//Культура Дона в лицах: эксклюзивное досье. – Ростов-на-Дону: АООТ «Ростовское книжное издательство», 1997. – С. 118

Холодный Э. Ф. Эдуард Холодный: "Я трижды умирал...": [интервью ростовского врача-психиатра и поэта] // Аргументы и факты. . 2009. 11-17 нояб. -. С. 3 (Аргументы и факты на Дону)

Холодный Э. Поэт - гипнотизер : [Беседу с извест. рост. поэтом, гл. психиатором СКЖД о лит. творчестве вела Е.Бондаренко] / Фото В. Погонцева //Аргументы и факты. – 2000. - N 20 (май).-Аргументы и факты-на-Дону.- С. 7.

Степнова Т. Два дела у него...: [К 60-летию лит. деятельности рост. поэта, гл. психиатра больницы СКЖД Холодного] // Наше время. - 2000. - 10 марта. - С. 7

Атланова Н. Объединенные любовью: [о вечере в Донской государственной публичной библиотеке по случаю 70-летнего юбилея главного врача-психиатра Железнодорожной больницы (Ростов-на-Дону), поэта Эдуарда Холодного] // Донской писатель. - 2010. - № 3. - С. 3

 

Черных Александр Михайлович

14 Марта

125 лет со дня рождения

Александр Михайлович Черных родился 14 марта 1895 года в станице Рогожино Воронежской губернии в семье крестьянина. Живописец, автор сюжетно-тематических композиций, портретист, пейзажист. Александр Михайлович был одним из первых инициаторов создания творческой организации художников на Дону. Участник выставок с 1928 года.

В 1909 году в Ростов прибыла передвижная выставка, она разместилась в реальном училище на Садовой улице. Саша прибежал из школы смотреть картины знаменитых русских художников. Выставка потом долго не выходила из ума, укрепила в мальчике желание учиться рисовать. Однажды, рисунки мальчика увидел Д. Орлов, который вращался в художественной среде, понимал искусство. Он уговорил родных мальчика обучать Александра живописи и сам помог ему устроиться в «Художественные классы», добившись освобождения нового ученика от платы за обучение.

Под руководством учителя была написана первая картина Александра Михайловича - «У больного». Выставленная на ученической выставке, она пользовалась успехом. И. С. Богатырев продолжал руководить учеником. Но однажды твердо посоветовал: «Теперь в Москву вам надо ехать. В училище живописи к Архипову». Учился Черных в одном классе с П. Кориным, Н. Терпсихоровым, М. Черемных, ставшими впоследствии известными художниками.

В 1928 году Александр Михайлович возвращается в Ростов. Занялся административной и педагогической работой в школе № 13. Тут же преподавал рисование и руководил детским изо кружком.

К активной творческой работе А. М. Черных возвращается в 1932 году, после 17-летнего перерыва. Его захватил общий подъем искусства, вызванный историческим решением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В 1934 году он вместе с художниками Т. Семеновым и Д. Федоровым отправляется в творческую командировку в районы нефтепромыслов и лесоразработок Азово-Черноморского края. В поездке был собран большой материал - этюды, зарисовки, портреты.

В 1938 А. М. Черных едет в Смоленскую область на этюды. Много этюдов и пейзажей он привез из этой поездки, художник приблизился к природе. Персональная выставка работ Александра Михайловича  в Художественном музее в 1939 - значительное событие в жизни художников города. На выставке было показано почти все, что сделано художником за 7 лет. Многие картины зритель помнил по прежним выставкам. Например, «Цветы у окна» - большую удачу автора.

В собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств хранится единственная работа художника «У окна. Натюрморт»

Умер А. М. Черных в 1964 году в Ростове-на-Дону.

Памятная доска  установлена в Ростове-на-Дону на доме по проспекту Буденновскому, 98/67, где  жил художник.

Источники:

Скопцова Г. С. Черных Александр Михайлович. – Текст: непосредственный // Из века в века: история РХУ в лицах. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 47-51

Головкина Г. И. Черных Александр Михайлович(1898-1964) / Г. И. Головкина. – Текст: непосредственный // Истоки становления и развития художественного образования на Дону / Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования ; авт.-сост. Г.Р. Гарбузов. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского областного ИПК И ПРО, 2006.- 71 с. - С. 52-55.

Костенко И. Ростовский однокашник Маяковского. – Текст: непосредственный // Ростов официальный. - 2001. - 6 нояб. - С. 15.

Рудницкая Ю.Л. [Александр Михайлович Черных]. – Текст: непосредственный //Художники Дона / Ю. Л. Рудницкая. -Ленинград : Художник РСФСР, 1987. -234 с. : ил., цв. ил. - С. 22.