наверх
В 1941 году я окончил школу-семилетку и подал документы в авиационную школу, но по состоянию здоровья не прошел медицинскую комиссию. Решил поступить на завод, и тут началась война.
Завод выполнял военные заказы, изготавливал боеприпасы, проводил ремонт поврежденных кораблей Азовской флотилии. Работать приходилось в две смены, спал во дворе завода в скирде сена, которое держали для лошадей. Утром встаешь - блестят одни глаза, а лицо, тело все в пыли, пыль из печей завода покрывает все, в том числе и сено. Работа -тяжелая, особенно трудно было восстанавливать корпуса поврежденных судов и катеров: все работы велись методом клепки, тогда сварку еще не применяли, листы железа склепывали заклепками -шум, стук страшный, к концу дня сильно болели уши и голова. Часто приходилось работать на изготовлении авиабомб в спеццеху.
В 1942 году, когда немцы подходили к Ростову, нас перебросили под Таганрог на рытье окопов и противотанковых рвов. Первые бомбежки начались еще в 1941 году. Бомбы упали в районе городского сада, возле памятника Ленину. Убитых и раненых вывозили грузовиками в клиники медицинского института и в морг.
В конце года я работаю на ростовском хлебозаводе №2. Выпечка идет в основном для воинских частей. Часто сопровождал груз на артиллерийские батареи. Опять посылают на рытье траншей, все делается вручную, землеройной техники нет.
Далее работаю на автобазе. Техника армейская - «форды» и «студебеккеры». Заняты перевозкой специзделий с ростовских заводов «Ростсельмаш» и «Красный Аксай». Немцы - в Таганроге, почти ежедневно совершают налеты, бомбят город, в основном жилые кварталы, много жертв среди мирного населения. Перевозки совершаются и днем и ночью, ездить трудно, улицы все разбиты, бездорожье, светом фар пользоваться нельзя - светомаскировка.
В начале 1945г. работаю на станции переливания крови на санитарной машине. Вожу кровь по госпиталям для раненых, зачастую приходится возить и самих раненых.
На станции переливания крови я работал до 1950 года, откуда потом меня перевели на работу в Ростовский государственный медицинский институт. Пять лет работал водителем, потом был назначен зав.гаражом. Проработал в медицинском институте до 1999 года, после чего вышел на пенсию. Имею государственные награды, поощрения и благодарности от руководства.