наверх
ПОЯВИЛАСЬ она, как Десятая улица, в начале нынешнего века — окраинная улица: Нового поселения. Уже тогда в местных газетах впервые сообщалось о не благоустроенности, грязи на улице, о том, что «окраинцы вопиют» и т. д. Но властям было не до них.
В справочнике «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону» на 1914 год приводились данные о Десятой улице: начиналась она от Первого Переулка на Новом поселении, заканчивалась у Никольского (ныне Халтуринский) переулка; дома здесь были лишь на четной стороне.
В нынешнем виде от площади Гагарина на восток трамвайная линия была пробита лишь в шестидесятые годы нынешнего века. Но расскажем здесь о стройке начала века. Тем более, что сейчас она находится на бывшей Десятой.
В сентябре 1908 года у границы с Нахичеванью (ныне здесь Театральный проспект) появились «открытые для действия» скотобойни (сейчас мясокомбинат). Они были построены по проекту П. Ф. Горбачева.
Одна из своеобразных личностей, Горбачев по окончании Московского технического училища получил звание инженера-технолога.
После окончания института Горбачев в 1897 году был избран гласным городской думы. «Создал грандиозный проект «Глубокий порт в Ростове-на-Дону», — говорилось о нем в те годы в одной из местных газет. В июне 1902 года стал ростовским городским головой после отказа от должности по болезни бывшего городского головы В. М. Котлярова. В этом звании он состоял до выборов 1905 года. После них он — консультант городской управы по водопроводу, а затем переходит на службу к французскому газоводопроводному обществу, активно участвует в городских общественных» делах как гласный Думы.
В книге А. М. Ильина «История города Ростова на Дену» есть такое место;
«Особенно замечательны по своим сооружениям новые скотобойни, окончательно построенные в 1908 году. Стоимость их определяется в 750 тысяч рублей. Они построены по последнему слову технической науки, хотя и не избавлены от некоторых дефектов. Техническим надзором при постройке скотобоен руководил инженер-технолог П. ф. Горбачев».
Подробному рассказу о скотобойнях был посвящен раздел в «Кратких сведениях» 1914 года. Так, в частности, говорилось; «Ростов обладает образцовыми скотобойнями, построенными в 1906—1909 гг. со всеми технологическими устройствами и приспособлениями по убою скота и хранению мяса в холодильниках»...
«Бельгийское анонимное общество Ростовского-на-Дону трамвая обязуется удлинить линию Большого проспекта до новых боен...».
Кстати, П. Ф. Горбачев не эмигрировал с белыми. «Коренной ростовец», по определению местной газеты, хотя человек довольно правых убеждений, он остался в городе при Советской власти. Подвергся наказанию, но затем, как крупный спциалист по водопроводу и канализации, стал профессором филиалов Ленинградского, Новочеркасского, Московского (названия менялись) институтов инженеров коммунального хозяйства, читал здесь студентам лекции. Он был инициатором современного метода хлорирования воды. Перед Великой Отечественной войной Горбачев умер.
В 1946 году изменившая свой облик Десятая улица, была переименована в честь Василия Петровича Текучева. В Великую Отечественную войну он был политруком роты в Ростовском полку народного ополчения. В июле 1944 года погиб в бою против немецко-фашистских захватчиков.
Улица имеет большое транспортное значение. Она соединяет трамваем Северный жилой массив со «Старым базаром», железнодорожным вокзалом, с мясокомбинатом. По ней же всегда густ поток автомашин, идущих со стороны аэропорта, из Новочеркасска, с Северного жилого массива, с проспекта имени В. И. Ленина, из Таганрога и обратно. Особенно оживлен; перекресток улицы на площади Гагарина — трамвай, троллейбус, автобусы, автомашины…