КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВСКИЙ, ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР И АКТЕР

Улица Станиславского расположена в Ленинском и Кировском районах. Начинаясь у путепровода, переходящего в проспект Стачки 1902 года, она пересекает с востока на запад всю старую часть города, выходя в район Театрального проспекта. Одна из старейших улиц города, по которой проходила дорога на Кавказ, она долгое время называлась Почтовой. Нынешнее свое имя получила в честь Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева), великого режиссера, актера и теоретика театра, бывавшего в Ростове на гастролях.

- Постарайтесь понять все, что я скажу. Не только умом... Постарайтесь почувствовать. Понять - значит почувствовать... - так говорил Константин Сергеевич молодым актерам, раскрывая передними суть своей знаменитой системы.

А в 1925 году, беседуя с артистами и режиссерами ростовских театров, Стани-славский подчеркивал:

- Я уже давно понял, что выражения восторга в искусстве губительны. Меня самого чуть не погубили они в молодости. Я мог бы составить большой список актеров, погубленных ранней славой. Хорошо, что я сам стреляный волк, а молодой актер сразу воображает, что он гений, и тогда конец его творчеству.

Ростовчане слушали Константина Сергеевича с глубоким вниманием, стараясь не только понять, но и почувствовать сказанное. Обаяние замечательного человека было велико. Его облик очаровывал: «Седые кудри вокруг большого, открытого лба. Удивительный внутренний свет исходит от всего его существа. Его лицо, фигура, руки дышат одухотворенностью и благородством. Из-под густых, нависших бровей внимательно глядят добрые глаза. Он держится открыто, прямо и просто...» Как тут не вспомнить слова М. Горького, сказанные о Станиславском: «Красавец-человек, великий артист и могучий работник, воспитатель артистов...»

На гастролях в Ростове МХАТ показал лучшие спектакли своего репертуара. Среди них были такие разные работы, как «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, постановкой которого в 1898 году открылся новый театр, и «На дне» A.M. Горького. Последний в 1902 году стал откровением - ведь до этого на сцене не видели таких действующих лиц, предпочитая не замечать трагедии людей, раздавленных жизнью. Ростовчане в этих спектаклях увидели многих актеров, которые играли свои роли в премьерах. Это были Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова и многие другие. Константин Сергеевич запомнился зрителям и в роли князя Шуйского, и в роли Сатина. А еще был и спектакль по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», где Станиславский играл роль Крутицко-го.

О ростовских гастролях в 1925 году интересные свидетельства оставил великий артист В.И. Качалов:

«Это была одна из многих наших поездок. Готовились мы к ней, как всегда, очень тщательно, с чувством большой ответственности. В Ростов мы ехали впервые, и нам хотелось показать здесь спектакли, во многом определявшие лицо нашего театра. Заранее в Ростов были направлены работники постановочной части, которые ознакомились со сценической площадкой, где нам предстояло играть, акустикой зрительного зала, договорились о плане наших творческих встреч с общественностью...

Гастроли проходили в помещении городского театра, расположенного на углу Таганрогского (теперь Буденновского) проспекта и Сенной улицы (теперь Горького), - на этом месте сейчас высится здание цирка.

Как договорились заранее, актеры и руководство театра в свободное от спектаклей время встречались с работниками рос¬товских театров, студентами, ли¬тераторами, с активистами из среды рабочих и служащих.

К.С. Станиславский рассказывал об основных принципах своей режиссерской работы, вспоминал о недавней гастрольной поездке МХАТа в США. Как сообщалось в газетах, Константин Сергеевич подчеркивал огромный интерес американцев к советскому искусству. Рассказывая о посещении им выставки работ американских художников в Нью-Йорке, Станиславский назвал кубистов, импрессионистов, имажинистов «певцами без смысла», ибо «самая изощренная форма, не связанная с большой идеей, с глубоким содержанием, приводит искусство к гибели».

Всего несколько дней продолжались гастроли МХАТа в Ростове. Но их влияние на театральную и всю культурную жизнь города было долгим и плодотворным. Ростовчане глубоко ощутили непреходящую ценность, молодость искусства актеров, которых вскоре назвали «великими стариками». В память о первом из них и была названа одна из старейших улиц города.

Б. АГУРЕНКО.


Опубликовано 20.07.2010