наверх


улица Рахманинова

изменена 2019-05-20 18:23

РАХМАНИНОВ – КОМПОЗИТОР

 

Улица Рахманинова расположена в Октябрь­ском районе параллельно Самаркандской и Тюменской улицам – от улицы Авиамотор­ной до водоема у улицы Вавилова. Названа в честь великого русского композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова, неоднократно бывавшего в Ростове в начале прошлого века.

«Он ни разу не позволил себе легко отнестись к исполнению, и все равно, какая бы публика ни была перед ним, он ей да­вал самое лучшее, самое перво­классное», - так писала наша землячка, известная писательни­ца Мариэтта Шагинян, близкий друг композитора. Ей довелось не раз быть свидетельницей того, как Сергей Васильевич го­товился в Ростове к концертам, а затем зачарованно следить за каждым его движением и зву­ком, «исторгнутым кудесником из инструмента».

Впервые произведения С. Рах­манинова прозвучали в нашем го­роде ровно сто лет назад - 2 февраля 1902 года на пятом квартетном собрании Русского музыкального общества. Тогда была исполнена его сюита для двух фортепьяно и виолончели.

Прошло всего несколько недель, и снова в нашем городе зазвуча­ла музыка Рахманинова. На сце­не городского театра состоялась премьера оперы «Алеко», в кото­рой воспитанники Ростовского му­зыкального училища исполнили главные партии. «Спектакль про­шел с большим успехом», - со­общала по горячим следам «Рус­ская музыкальная газета».

Следующая встреча с творче­ством С. Рахманинова произошла 9 ноября 1911 года все в том же городском драматическом те­атре. Это был большой авторс­кий концерт композитора, пред­ставившего публике своеобраз­ный отчет: он исполнил произве­дения, написанные в разное вре­мя, - от Первой сонаты до «Баркароллы» и «Юморески». Че­тыре фортепьянные пьесы, пять прелюдий также покорили слуша­телей. Некоторые номера про­граммы Сергей Васильевич по­вторил по просьбе зала.

Этот душевный контакт с рос­товскими меломанами наметился еще накануне. Приехав в город за день до концерта, Рахмани­нов участвовал в заседании мест­ного отделения Русского музы­кального общества, затем побы­вал на вечере в музыкальном училище. И теперь этот незабы­ваемый концерт!

Ростовчане тепло проводили гостя, который обещал вернуться в город при первой же возмож­ности.

Но произошло это только два года спустя - в октябре 1913 года. И хотя программа концерта по­чти не отличалась от предыду­щей, успех «и на этот раз был грандиозным». В газетах отмечалось, что «поистине С. Рахманинов - это удивительный в своем роде художник, стяжавший себе славу композитора, пианиста-вир­туоза и дирижера»... Его встре­чали и провожали овациями.

Случилось так, что двухгодич­ный ритм встреч композитора с ростовчанами становился привыч­ным.

20 октября 1915 года С. Рах­манинов начал выступлением в Ростове очередное концертное турне, рассчитанное на несколь­ко недель. Он решил посвятить его памяти недавно умершего А.Н. Скрябина и подготовил про­грамму из его произведений.

Когда в заключение концерта Рахманинов готовился играть на бис, кто-то из публики крикнул: «Свое!» Но Сергей Васильевич спокойно ответил: «Скрябина!» - и сыграл еще несколько скрябин­ских этюдов.

Выступление состоялось в большом зале торговой школы. И в этот раз свидетельницей его подготовки к концерту была Ша­гинян. Она впоследствии вспоми­нала: «Кроме внутренней, твор­ческой подготовки к исполнению, он готовился к нему технически, играл по восемь часов в сутки. Он говорил: «Надо выгладить каж­дый уголок и каждый винтик, что­бы уже после сразу легче собра­лось все в одно целое».

Как тут не заметить, что луч­шего наставления для студентов Ростовской консерватории, нося­щей ныне имя СВ. Рахманино­ва, трудно сыскать!

«Он восхитил ростовчан своей львиной мощью, мечтательностью и безупречным блеском... Публи­ка прослушала весь концерт с на­слаждением и с искренней бла­годарностью великому артисту», - так писали местные газеты об этом концерте.

И еще несколько раз выступал СВ. Рахманинов в нашем горо­де, прежде чем на многие годы покинул родину. Последнее его выступление состоялось 26 янва­ря 1917 года.

... Навсегда запомнил я свои юношеские ощущения, вызванные этюдом Рахманинова «Здесь хоро­шо» в исполнении ансамбля скри­пачей Большого театра. Нежность и страсть, сливаясь воедино, рож­дали невероятной силы гимн чув­ству, радости, жизни. Эта удиви­тельная мелодия помогла мне в свое время подняться на ноги пос­ле тяжелой болезни и осталась в сердце и памяти с чувством глу­бокой благодарности ее творцу.

 

Б. АГУРЕНКО.