наверх
РАХМАНИНОВ – КОМПОЗИТОР
Улица Рахманинова расположена в Октябрьском
районе параллельно Самаркандской и Тюменской улицам – от улицы Авиамоторной до
водоема у улицы Вавилова. Названа
в честь великого русского композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова,
неоднократно бывавшего в Ростове в начале прошлого века.
«Он ни разу не позволил себе легко отнестись к исполнению,
и все равно, какая бы публика ни была перед ним, он ей давал самое лучшее, самое
первоклассное», - так писала наша землячка, известная писательница Мариэтта Шагинян, близкий друг композитора. Ей довелось не раз
быть свидетельницей того, как Сергей Васильевич готовился в Ростове к концертам,
а затем зачарованно следить за каждым его движением и звуком, «исторгнутым кудесником
из инструмента».
Впервые произведения С. Рахманинова прозвучали в нашем
городе ровно сто лет назад - 2 февраля 1902 года на пятом квартетном собрании Русского
музыкального общества. Тогда была исполнена его сюита для двух фортепьяно и виолончели.
Прошло всего несколько недель, и снова в нашем городе зазвучала
музыка Рахманинова. На сцене городского театра состоялась премьера оперы «Алеко»,
в которой воспитанники Ростовского музыкального училища исполнили главные партии.
«Спектакль прошел с большим успехом», - сообщала по горячим следам «Русская музыкальная
газета».
Следующая встреча с творчеством С. Рахманинова произошла
9 ноября 1911 года все в том же городском драматическом театре. Это был большой
авторский концерт композитора, представившего публике своеобразный отчет: он
исполнил произведения, написанные в разное время, - от Первой
сонаты до «Баркароллы» и «Юморески». Четыре фортепьянные
пьесы, пять прелюдий также покорили слушателей. Некоторые номера программы Сергей
Васильевич повторил по просьбе зала.
Этот душевный контакт с ростовскими меломанами наметился
еще накануне. Приехав в город за день до концерта, Рахманинов участвовал в заседании
местного отделения Русского музыкального общества, затем побывал на вечере в
музыкальном училище. И теперь этот незабываемый концерт!
Ростовчане тепло проводили гостя, который обещал вернуться
в город при первой же возможности.
Но произошло это только два года спустя - в октябре
1913 года. И хотя программа концерта почти не отличалась от предыдущей,
успех «и на этот раз был грандиозным». В газетах отмечалось, что «поистине С. Рахманинов
- это удивительный в своем роде художник, стяжавший себе славу композитора, пианиста-виртуоза
и дирижера»... Его встречали и провожали овациями.
Случилось так, что двухгодичный ритм встреч композитора
с ростовчанами становился привычным.
20
октября 1915 года С. Рахманинов начал выступлением в Ростове очередное концертное
турне, рассчитанное на несколько недель. Он решил посвятить
его памяти недавно умершего А.Н. Скрябина и подготовил программу из его произведений.
Когда в заключение концерта Рахманинов готовился играть
на бис, кто-то из публики крикнул: «Свое!» Но Сергей Васильевич спокойно ответил:
«Скрябина!» - и сыграл еще несколько скрябинских этюдов.
Выступление состоялось в большом зале торговой школы. И
в этот раз свидетельницей его подготовки к концерту была Шагинян. Она впоследствии
вспоминала: «Кроме внутренней, творческой подготовки к исполнению, он готовился
к нему технически, играл по восемь часов в сутки. Он говорил: «Надо выгладить каждый
уголок и каждый винтик, чтобы уже после сразу легче собралось все в одно целое».
Как тут не заметить, что лучшего наставления для студентов
Ростовской консерватории, носящей ныне имя СВ. Рахманинова, трудно сыскать!
«Он восхитил ростовчан своей львиной мощью, мечтательностью
и безупречным блеском... Публика прослушала весь концерт с наслаждением и с искренней
благодарностью великому артисту», - так писали местные газеты об этом концерте.
И еще несколько раз выступал СВ. Рахманинов в нашем городе,
прежде чем на многие годы покинул родину. Последнее его выступление состоялось
26 января 1917 года.
... Навсегда запомнил я свои юношеские ощущения, вызванные
этюдом Рахманинова «Здесь хорошо» в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.
Нежность и страсть, сливаясь воедино, рождали невероятной силы гимн чувству, радости,
жизни. Эта удивительная мелодия помогла мне в свое время подняться на ноги после
тяжелой болезни и осталась в сердце и памяти с чувством глубокой благодарности
ее творцу.
Б. АГУРЕНКО.