наверх


улица Капустина

изменена 2019-05-20 18:23

БОРИС КАПУСТИН –

ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК

 

Улица Капустина расположена в Вороши­ловском районе на берегу водохранилища Се­верного жилого массива - от проспекта Кос­монавтов до улицы Борко. Названа в память о капитане Борисе Владиславовиче Капустине, ценой своей жизни не допустившем в 1966 году падения самолета на жилые кварталы Берлина.

Капитан Б.В. Капустин и старший лейте­нант Ю.Н. Янов могли катапультироваться - для этого еще было время. Но тогда огром­ный ракетоносец Як-28П рухнет на густонасе­ленные жилые кварталы Западного Берлина. Нужно было во что бы то ни стало вырвать­ся к свободному от городских строений про­странству - хотя бы вот к этому озеру Штессен. И они дотянули! Но необходимых се­кунд для себя у них уже не оставалось...

Это дало право поэту Р. Рож­дественскому в стихотворении «Огромное небо», ставшем в те годы песней, сказать об их по­следнем желании:

 

«Пускай мы погибнем,

Но город спасем...»

 

И никакие попытки много лет спустя бросить тень на героев, исказив реальные факты, поро­дить «сенсацию наоборот», не могли омрачить чувство прекло­нения перед самопожертвовани­ем этих замечательных людей.

В прошлом году, к 35-летию подвига летчиков, в нашей газе­те подробно рассказывалось об этой неприглядной истории, и больше к ней возвращаться даже не хочется. Но привести несколь­ко строк из «Экспертного заклю­чения по материалам расследо­вания автокатастрофы самолета Як-28П», думается, необходимо.

Напомню, что экипаж в соста­ве Б.В. Капустина и Ю.Н. Янова перегонял самолет с заводского аэродрома на аэродром Кетен. Он был ведущим в составе пары Як-28П в сомкнутом полетном по­рядке. Шли на высоте 4000 мет­ров со скоростью 600 километ­ров в час. А дальше - строки заключения, подписанного веду­щим специалистом инспекции расследования авиационных про­исшествий службы безопасности полетов Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации А. Тарудько:

«Особая ситуация в экипаже Капустина возникла на 12-й ми­нуте полета. Произошел отказ двух двигателей, самолет начал терять скорость. Затем пошел на снижение с вертикальной скоро­стью около 30 метров в секун­ду. Системой аварийного поки­дания экипаж не воспользовался и при выполнении вынужденной посадки погиб».

А за этими скупыми деловыми строками следует его глубоко взволнованная оценка действий экипажа: «...это объясняется психологическими качествами чело­века «летающего», его стрем­лением обеспечить безопасность другим, нередко в ущерб соб­ственной безопасности».

Так пишет человек, имеющий 30-летний опыт летной работы, участвовавший в расследовании множества авиационных проис­шествий. Наверное, такое пони­мание подвига Б.В. Капустина и Ю.Н. Янова сейчас становится недоступным пониманию копате­лей «черноты».

Но не к лицу идти у них на поводу нам, землякам команди­ра легендарного экипажа.

Хотя Борис Владиславович Ка­пустин родился в поселке кубан­ского совхоза «Урюпский», созна­тельная жизнь его началась в Ро­стове. Здесь он учился в сред­ней школе № 51, затем в ин­дустриальном техникуме. И когда пришло время идти в армию, здесь он просил направить в ис­требительную авиацию, о чем так мечтал. Но в военкомате сказа­ли: «Истребителей много, нужны бомбардировщики. Понимаешь ужны!» И он пошел учиться «на бомбардировщика».

Он стал настоящим асом, стра­стно влюбленным в небо. Когда началось по воле Хрущева сокра­щение авиации («Теперь у нас главное - ракеты!»), он отказал­ся переквалифицироваться для службы в новом, многообещаю­щем роде космических войск. И терпеливо ждал назначения сно­ва в авиацию. Предложили служ­бу в Германии. С радостью со­гласился. И образцово служил с 1960 года по тот роковой день.

Но каждый год он бывал в Ро­стове, где его ждало множество друзей - был он человеком об­щительным, веселым и добрым. Таким и остался в памяти всех, кто его знал и любил.

В свое время подвиг Б.В. Ка­пустина и Ю.Н. Янова, награж­денных посмертно орденами Красного Знамени, породил дви­жение клубов «Огромное небо». Их создавали во многих городах в память не только об этих от­важных летчиках, но как дань му­жеству, интернационализму, самопожертвованию во имя свет­лых целей.

В 1966 году Президиум Вер­ховного Совета РСФСР присво­ил имя капитана Б.В. Капустина родной его ростовской средней школе № 51, где вскоре был открыт и тридцать лет действо­вал музей, рассказывавший о подвиге нашего земляка. Непо­нятное стало твориться в послед­ние годы: музей ликвидировали, имя Б.В. Капустина исчезло с вывески школы. Почему?

Когда развернулось строитель­ство Северного жилого массива, улица многоэтажек у водохрани­лища получила имя героя. Празд­ники улицы до сих пор помнят старожилы...

 

Б. АГУРЕНКО.