наверх
БОРИС КАПУСТИН –
ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК
Улица Капустина расположена в Ворошиловском районе на берегу водохранилища Северного жилого массива - от проспекта Космонавтов до улицы Борко. Названа в память о капитане Борисе Владиславовиче Капустине, ценой своей жизни не допустившем в 1966 году падения самолета на жилые кварталы Берлина.
Капитан Б.В. Капустин и старший лейтенант Ю.Н. Янов могли катапультироваться - для этого еще было время. Но тогда огромный ракетоносец Як-28П рухнет на густонаселенные жилые кварталы Западного Берлина. Нужно было во что бы то ни стало вырваться к свободному от городских строений пространству - хотя бы вот к этому озеру Штессен. И они дотянули! Но необходимых секунд для себя у них уже не оставалось...
Это дало право поэту Р. Рождественскому в стихотворении «Огромное небо», ставшем в те годы песней, сказать об их последнем желании:
«Пускай мы погибнем,
Но город спасем...»
И никакие попытки много лет спустя бросить тень на героев, исказив реальные факты, породить «сенсацию наоборот», не могли омрачить чувство преклонения перед самопожертвованием этих замечательных людей.
В прошлом году, к 35-летию подвига летчиков, в нашей газете подробно рассказывалось об этой неприглядной истории, и больше к ней возвращаться даже не хочется. Но привести несколько строк из «Экспертного заключения по материалам расследования автокатастрофы самолета Як-28П», думается, необходимо.
Напомню, что экипаж в составе Б.В. Капустина и Ю.Н. Янова перегонял самолет с заводского аэродрома на аэродром Кетен. Он был ведущим в составе пары Як-28П в сомкнутом полетном порядке. Шли на высоте 4000 метров со скоростью 600 километров в час. А дальше - строки заключения, подписанного ведущим специалистом инспекции расследования авиационных происшествий службы безопасности полетов Вооруженных Сил Российской Федерации А. Тарудько:
«Особая ситуация в экипаже Капустина возникла на 12-й минуте полета. Произошел отказ двух двигателей, самолет начал терять скорость. Затем пошел на снижение с вертикальной скоростью около 30 метров в секунду. Системой аварийного покидания экипаж не воспользовался и при выполнении вынужденной посадки погиб».
А за этими скупыми деловыми строками следует его глубоко взволнованная оценка действий экипажа: «...это объясняется психологическими качествами человека «летающего», его стремлением обеспечить безопасность другим, нередко в ущерб собственной безопасности».
Так пишет человек, имеющий 30-летний опыт летной работы, участвовавший в расследовании множества авиационных происшествий. Наверное, такое понимание подвига Б.В. Капустина и Ю.Н. Янова сейчас становится недоступным пониманию копателей «черноты».
Но не к лицу идти у них на поводу нам, землякам командира легендарного экипажа.
Хотя Борис Владиславович Капустин родился в поселке кубанского совхоза «Урюпский», сознательная жизнь его началась в Ростове. Здесь он учился в средней школе № 51, затем в индустриальном техникуме. И когда пришло время идти в армию, здесь он просил направить в истребительную авиацию, о чем так мечтал. Но в военкомате сказали: «Истребителей много, нужны бомбардировщики. Понимаешь -нужны!» И он пошел учиться «на бомбардировщика».
Он стал настоящим асом, страстно влюбленным в небо. Когда началось по воле Хрущева сокращение авиации («Теперь у нас главное - ракеты!»), он отказался переквалифицироваться для службы в новом, многообещающем роде космических войск. И терпеливо ждал назначения снова в авиацию. Предложили службу в Германии. С радостью согласился. И образцово служил с 1960 года по тот роковой день.
Но каждый год он бывал в Ростове, где его ждало множество друзей - был он человеком общительным, веселым и добрым. Таким и остался в памяти всех, кто его знал и любил.
В свое время подвиг Б.В. Капустина и Ю.Н. Янова, награжденных посмертно орденами Красного Знамени, породил движение клубов «Огромное небо». Их создавали во многих городах в память не только об этих отважных летчиках, но как дань мужеству, интернационализму, самопожертвованию во имя светлых целей.
В 1966 году Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил имя капитана Б.В. Капустина родной его ростовской средней школе № 51, где вскоре был открыт и тридцать лет действовал музей, рассказывавший о подвиге нашего земляка. Непонятное стало твориться в последние годы: музей ликвидировали, имя Б.В. Капустина исчезло с вывески школы. Почему?
Когда развернулось строительство Северного жилого массива, улица многоэтажек у водохранилища получила имя героя. Праздники улицы до сих пор помнят старожилы...
Б. АГУРЕНКО.