наверх


улица Филимонова

изменена 2019-05-20 18:22

ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ, «РАБОТНИК ТРАМВАЯ»

 

Филимоновская улица расположена в Ленинском, Октябрьском, Кировском рай­онах. На своем протяжении неоднократно прерывается новыми кварталами и зда­ниями, в их числе и Дворец спорта, а затем продолжается до Театрального про­спекта параллельно улицам Лермонтовской и Малюгиной. В конце первого де­сятилетия XX века это была окраинная Ермоловская улица. После установления советской власти улицу переименовали в Волго-Донскую, а 70 лет назад - 3 ап­реля 1932-го - она была названа име­нем Ильи Тимофеевича Филимонова, «вид­ного работника ростовского трамвая», как говорилось в постановлении президиума Ростовского горсовета.

Трамвайщики в Ростове в на­чале прошлого века жили во мно­гом обособленно: новая техника рождала новые отношения между людьми - и профессиональные, и житейские. Здесь не были в ди­ковинку двухнедельные оплачива­емые отпуска, пособие при рож­дении ребенка и некоторые дру­гие блага, о которых и мечтать не могли работники других пред­приятий. И то, что Илью Фили­монова, слесаря вагоноремонтных мастерских, назначили мастером в 1911 году с необычной форму­лировкой в приказе - «как дель­ного и инициативного человека», никого особенно не удивило.

Родился Илья Тимофеевич в 1879 году. Службу проходил на Дальнем Востоке слесарем в ре­монтном подразделении тихооке­анской эскадры, там и познако­мился с социал-демократами. В Ростов, где раньше осели два его старших брата, прибыл уже зре­лым человеком и в профессио­нальном, и в идейном отноше­нии. Его квартира, расположенная на территории трамвайного парка, вскоре стала местом со­браний ячейки, а затем, уже в годы гражданской войны, в тылу у белых - и своеобразным шта­бом Ростово-Нахичеванского под­польного комитета.

«Политическое противостояние в городе в этот период протека­ло, в основном, в форме под­польных сходок, выпуска листо­вок и большевистских газет, сбо­ра оружия, проведения диверсий в местах скопления белогвардейских войск. Подпольная партий­ная ячейка, а также партизанская группа «Трамвайщик» действова­ли и в ростовском трамвайном парке, а особенно активно - в вагоноремонтных мастерских.

Руководитель ячейки, слесарь Мат­вей Матюта, считался одним из опытных конспираторов. Входил в подпольную группу и мастер (а фактически руководитель мас­терских) Илья Филимонов, который весьма удачно использовал в не­легальной работе свое должност­ное положение», - подчеркивает­ся в книге «Маршрутом из прошлого в будущее», посвященной 100-летию ростовского трамвая.

Пользуясь случаем, благодарю ее авторов Г.Л. Беленького и Н.Н. Редькова за предоставлен­ные мне некоторые неизвестные факты из биографии И.Т. Фили­монова, которые не вошли в их книгу, но оказались важными сейчас для рассказа о человеке, давшем свое имя одной из улиц Ростова.

Думается, в том, что несмотря на огромные трудности, ростов­ский трамвай практически без перебоев действовал в годы гражданской войны, роль активной части его рабочих и служа­щих была велика: независимо от того, кто у власти, трамвай был нужен ростовчанам.

Пока не удалось установить, по какой причине в первые годы советской власти Филимонов, ак­тивный член РСДРП (б) с дорево­люционным стажем, оказался вне партии, хотя был назначен заве­дующим вагоноремонтными мас­терскими и «возглавил первый этап работ по восстановлению подвижного состава». Получилось так, что членом партии стал в 1930 году - за два года до смер­ти. Тогда же президиум Ростов­ского горсовета решил увекове­чить память об этом замечатель­ном человеке в названии одной из улиц города.

 

Б. АГУРЕНКО.