наверх
ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ, «РАБОТНИК ТРАМВАЯ»
Филимоновская улица расположена в Ленинском, Октябрьском, Кировском районах. На своем протяжении неоднократно прерывается новыми кварталами и зданиями, в их числе и Дворец спорта, а затем продолжается до Театрального проспекта параллельно улицам Лермонтовской и Малюгиной. В конце первого десятилетия XX века это была окраинная Ермоловская улица. После установления советской власти улицу переименовали в Волго-Донскую, а 70 лет назад - 3 апреля 1932-го - она была названа именем Ильи Тимофеевича Филимонова, «видного работника ростовского трамвая», как говорилось в постановлении президиума Ростовского горсовета.
Трамвайщики в Ростове в начале прошлого века жили во многом обособленно: новая техника рождала новые отношения между людьми - и профессиональные, и житейские. Здесь не были в диковинку двухнедельные оплачиваемые отпуска, пособие при рождении ребенка и некоторые другие блага, о которых и мечтать не могли работники других предприятий. И то, что Илью Филимонова, слесаря вагоноремонтных мастерских, назначили мастером в 1911 году с необычной формулировкой в приказе - «как дельного и инициативного человека», никого особенно не удивило.
Родился Илья Тимофеевич в 1879 году. Службу проходил на Дальнем Востоке слесарем в ремонтном подразделении тихоокеанской эскадры, там и познакомился с социал-демократами. В Ростов, где раньше осели два его старших брата, прибыл уже зрелым человеком и в профессиональном, и в идейном отношении. Его квартира, расположенная на территории трамвайного парка, вскоре стала местом собраний ячейки, а затем, уже в годы гражданской войны, в тылу у белых - и своеобразным штабом Ростово-Нахичеванского подпольного комитета.
«Политическое противостояние в городе в этот период протекало, в основном, в форме подпольных сходок, выпуска листовок и большевистских газет, сбора оружия, проведения диверсий в местах скопления белогвардейских войск. Подпольная партийная ячейка, а также партизанская группа «Трамвайщик» действовали и в ростовском трамвайном парке, а особенно активно - в вагоноремонтных мастерских.
Руководитель ячейки, слесарь Матвей Матюта, считался одним из опытных конспираторов. Входил в подпольную группу и мастер (а фактически руководитель мастерских) Илья Филимонов, который весьма удачно использовал в нелегальной работе свое должностное положение», - подчеркивается в книге «Маршрутом из прошлого в будущее», посвященной 100-летию ростовского трамвая.
Пользуясь случаем, благодарю ее авторов Г.Л. Беленького и Н.Н. Редькова за предоставленные мне некоторые неизвестные факты из биографии И.Т. Филимонова, которые не вошли в их книгу, но оказались важными сейчас для рассказа о человеке, давшем свое имя одной из улиц Ростова.
Думается, в том, что несмотря на огромные трудности, ростовский трамвай практически без перебоев действовал в годы гражданской войны, роль активной части его рабочих и служащих была велика: независимо от того, кто у власти, трамвай был нужен ростовчанам.
Пока не удалось установить, по какой причине в первые годы советской власти Филимонов, активный член РСДРП (б) с дореволюционным стажем, оказался вне партии, хотя был назначен заведующим вагоноремонтными мастерскими и «возглавил первый этап работ по восстановлению подвижного состава». Получилось так, что членом партии стал в 1930 году - за два года до смерти. Тогда же президиум Ростовского горсовета решил увековечить память об этом замечательном человеке в названии одной из улиц города.
Б. АГУРЕНКО.