наверх
ВЛАДИМИР КОРОЛЕНКО,
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ
Переулок Короленко расположен
в Октябрьском районе межу улицами Тоннельной и Кооперативной. Назван в честь выдающегося
русского писателя Владимира Галактионовича Короленко,
бывавшего в нашем городе во время своего путешествия по Дону.
«Город красивый и даже симпатичный.
После тихих картин Дона как-то странно очутиться вдруг среди такого оживления. Масса
самых разнообразных судов, прекрасные морские шхуны, баржи, целый лес мачт. У пристаней,
вдоль реки, двигаются по рельсам вагоны, черные от угля. Но всего интереснее - толпа
на улицах, живая, бойкая...»
Так писал Владимир Галактионович
в письме жене из нашего города 29 августа 1889 года. Как известно, Короленко обычно
вел дневник, занося в него все, что считал примечательным, но почему-то нарушил
свое правило во время нескольких дней пути из села Мариинского
под Саратовом, где отдыхала семья, в Крым на лечение. Путешествие шло по Дону до
Ростова, а отсюда в Крым - по реке и морю. Роль дневника выполнили его почти ежедневные
письма жене.
25 августа: «Вот я уже в
Калаче. Сижу в каюте донского парохода «Император», слушаю торговые разговоры
пассажиров о грузах, о волах, фурах и железной дороге (здесь ведь чумаки тянутся
рядом с железной дорогой) и жестоко скучаю...»
Может, это настроение сказывается
на том, что сначала Дон его разочаровал: «Дон - «тихий Дон, краса полей» - показался
мне настоящей лужей. Когда после ровной степи с раскиданными по ней кое-где станицами
и хуторами вдруг я увидел в окно вагона высокий горный берег, впору хоть Волге,
- то получил было довольно лестное представление о реке,
которая обладает этими горами. Но когда по прибытии на место носильщик вынес с
вокзала на берег Дона к пристани мои вещи - все показалось мне жалкой пародией
на Волгу».
Так было в Калаче. Говорили,
что отсюда рекою два дня пути до Ростова. Но отмели и перекаты
делали свое недоброе дело.
27 августа: «Наш пароход
сошел с одной мели и сел на другую. Капитан опять кричит: «Вира, вира!», матросы
опять пошли в воду с «сошилом» (заостренный шест, на котором
укрепляется канат) и запевают «Дубинушку». Так с колоссальными трудностями пароход
добрался наконец до Цимлянской.
Это громадная, красивая станица».
И в личном письме есть странички,
которые сделали бы честь любому художественному произведению. Это своеобразное
признание в том, что писатель полюбил наш край: «Вечер, луна, легкие облака оседают
и тают над лугами, вода, как зеркало, и кучка огней невдалеке на плотах. Привязавшись
за корму и за нос к кустам вербы, пароход наш ночует под яром. Ночуют и плоты,
и какие-то барки. Разобрать нельзя - что именно, но чего-то много протянулось вдоль
сонной реки и стоит неподвижно, только тонкие струйки, как серебряные ниточки, протягиваются
и исчезают вдоль каравана. Страсть как хорошо теперь на
Дону, и мне вовсе не досадно, что мы стоим на месте, хотя
пассажиры и ропщут. Впрочем, - невдалеке опасный перекат...».
Многое подсмотрел зоркий
взгляд художника, а память вызвала из небытия легендарные образы народных заступников
Пугачева и Разина. Не мог автор таких произведений, как «Сон Макара», «В дурном
обществе», «Слепой музыкант», «Лес шумит», «Чудная», спокойно, тем более равнодушно
видеть нелегкую жизнь простого люда даже в этой красоте (помните некрасовское -«нет безобразья в природе»?).
В письмах Короленко мы находим
ряд характерных картинок ростовского быта того времени. Биографы писателя сообщают,
что «особенно большое впечатление произвел на него порт. Здесь он провел несколько
часов, беседовал с рабочими, посетил их жилища, о которых говорил потом, что это
были жалкие лачуги, такие же темные и беспросветные, как и сама жизнь их обитателей».
Владимир Галактионович познакомился
с достопримечательностями Ростова, посетил редакции местных газет, где его ждало
полное разочарование: газеты были серы и бессодержательны. «Хотя здесь издается
немало газет, но в сущности нет ни одной», - писал Короленко.
Таким открылся выдающемуся
русскому писателю наш город в канун последнего десятилетия XIX века. Многое из увиденного позже вошло в его очерки, рассказы, повести.
Б. АГУРЕНКО.