наверх
ОДНА из старейших улиц города. Еще на плане Рос¬това, сделанном в 1767 году, по данным генерала Медера, показана, вплоть до Дона, проходящая между Доломановским и Солдатским форштадтами «Та¬ганрогская дорога». Затем Таганрогской была названа улица, а в прошлом веке появился уже Таганрогский проспект.
С давних пор он являлся главной транспортной магист¬ралью города. По донскому спуску поднимались подводы со всем, что привозилось в Ростовский порт на парохо¬дах и парусниках, баржах и в поездах. Шли в Ростов или на левый, «ногайский» берег Дона через наплавной мост груженные различным добром телеги.
Вот как описывала газета «Приазовский край» в авгус¬те 1903 года этот спуск:
«...Зигзагами поднимаются в гору тяжело груженные подво¬ды. Здоровенные тяжеловозы напрягают мускулы и, вытя¬нувшись и крутя головой, тащат в гору возы... Мерно шагает рабочий рядом, пустив вожжи. Вывернув поля поярковой шляпы, он закрыл от солнца глаза. Пахнет дегтем, ворванью, портовым городом, черным товаром...
По наплавному мосту длинной вереницей ползут за реку и из-за реки подводы, целый поток лошадей и людей с арбузами, дынями, овощами, шерстью, кирпичом… »
...Попробуем взглянуть на Таганрогский проспект конца прошлого — начала нынешнего века. Кстати, фото¬графий этого периода немало. На них — наплавной мост через Дон, спуск к реке, поворачивающий с проспекта у Старого базара трамвай, добротные купеческие дома Старого города (примерно от Ворошиловского проспекта до реки Темерник), перекресток Таганрогского и Большой Садовой, «асмоловский» театр, цирк Машонкиной... Ши¬рокая, разъезженная улица, драга ли, извозчики, гуляю¬щие пешеходы, городовые...
Известно, что в свое время проспект, как оживленную транспортную магистраль, украшали даже мосты. И пер¬вый — «Байковский», перекрывший Генераль¬ную балку у пивомедоваренного завода «Южная Ба¬вария» (завод был построен ростовским купцом. Шартаном в 1874 году, а затем перекуплен немецкой фирмой «Стукен и К0», в 1920 году национализирован. Сейчас— пивзавод «Заря»), и в связи с «урегулированием» балки разобранный в 1893 году. Другой мост был на углу проспекта и Скобелевской улицы (Красноармейская) че¬рез сточную канаву (в 1904 году тут был поставлен даже бетонный мост, шириною, как отмечалось в печати, 5 саженей).
Дома на проспекте были конечно, пониже, чем на Боль¬шой Садовой. Но — театр, табачная фабрика Кушнарева! В 1913 году появились на проспекте и огромные для то¬го времени дома: на спуске к Дону—братьев Дутиковых, за Пушкинской — Чирикова (сейчас—здание института «Гипростройдормаш» и здание Главсевкавстроя). А да¬лее, за Скобелевской, склады торгово - промышленного товарищества «Владимир Алексеев» (кстати, этим това¬риществом руководил одно время, как известно, К. С. Станиславский), казенный винный склад (сейчас ликеро-водочный завод) и выставка животноводства—с правой стороны, и Новое поселение—Нахаловка, появившееся в восьмидесятых годах—с левой стороны.
Проспект — самый, пожалуй, «революционный» в Рос¬тове, после Темерника. Он видел много рабочих выступ¬лений. Через него проходили ряды рабочих—участников мартовской политической демонстрации 1903 года. В бур¬ном 1905 году стремительно шли по нему отряды рабо¬чей самообороны, спешившие на Старый базар, чтобы прекратить там черносотенный погром. Тогда же кипели многолюдные митинги в театре, цирке, Новопоселенском саду, проводили свою «демонстрацию» правительствен¬ные войска 1-3 декабря 1905 года. А потом—дни восста¬ния, когда загородившийся баррикадами Темерник при¬крывало с тыла Новое поселение, и глухо ухали бомбы, звучали выстрелы винтовок у Новопоселенского сада.
Видел проспект и январский день 1920 года, когда Красная Армия выбила белогвардейцев из Ростова. Тек¬ли и текли по проспекту полки Первой Конной армии, 8-й армии Южного фронта.
И в честь командующего Первой Конной, впоследствии Маршала Советского Союза, трижды Героя Советского Союза, Семена Михайловича Буденного, в 1923 году проспект был назван Буденновским. Здесь же, на пере¬крестке проспекта и Пушкинской улицы, установлен его бюст.