Уважаемая редакция!

 28 марта  2013 года исполняется 145 лет А. М. Горькому.

Предоставляю Вашему вниманию час литературного портрета М. Горький – «писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня», посвященный  парадоксам горьковского творчества,  его незаурядной личности.

Данное мероприятие может быть проведено для учащихся старших классов, а также для широкого круга читателей.

 

Действующие лица

Библиотекарь

Читатель-эрудит

Неискушенный читатель

 

Оформление

Портрет М. Горького

Годы жизни (1868-1936)

Растяжка «М. Горький – «писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня».

Одноименная электронная презентация, которая демонстрируется во время мероприятия в автоматическом режиме.

Киновернисаж, включающий отрывки из художественных фильмов «Табор уходит в небо», «Детство», «Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычов и другие», «На дне», «Дело Артамоновых».

Выставочный комплекс.

Книжная выставка «Писатель первой десятки…»,экспозиция  редких книг и статей из периодических изданий «М. Горький – писатель совершенно необходимый сегодня», которая включает следующие рубрики: «Творческое наследие Горького», «Горький глазами друзей и критиков», «Иллюстрации к произведениям Горького», «М. Горький и театр», «М. Горький в переводах на иностранные языки», «М. Горький в воспоминаниях зарубежных писателей», «Музыка в жизни Максима Горького».

 

М. Горький – «писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня»

 Библиотекарь:

У каждой эпохи свои герои. Одной из знаковых фигур советского времени являлся, конечно, писатель Максим Горький. Бесчисленные библиотеки, школы,  театры, улицы огромной страны были названы  именем «гениального пролетарского писателя», «основоположника социалистического реализма». Дабы вызвать у советских граждан интерес  к творчеству классика, ставились многочисленные спектакли, осуществлялись экранизации, некоторые очень удачные. И все это, надо сказать, вызывало положительный отклик у людей.

 Читатель-эрудит:

 Важно отметить то, что именно в советские годы  поэтика горьковских образов навсегда вошла в плоть и кровь нашей культуры. Так, последние шесть-семь десятилетий русский человек, совершенно не задумываясь, порой всерьез,  порой с  иронией утверждает, что «рожденный ползать –   летать не может», жалуется на  «свинцовые мерзости жизни», нарекает какую-нибудь свою с богатым прошлым знакомую «старухой Изергиль» и  надеется на то, что «Человек! Это звучит гордо».

 Неискушенный читатель:

  Однако я думаю,  вы не будете спорить с тем, что идеалы былых времен не бессмертны. В постсоветский период мир горьковских образов превратился в рудимент канувшей в Лету эпохи. Если сегодня спросить у среднестатистического россиянина, какие ассоциации у него возникают при имени М. Горький, можно быть уверенным, что он ответит: нечто скучное, безнадежно устаревшее.

Библиотекарь:

Интересно, что сегодня писатель Горький за рубежом, пожалуй, более популярен, чем у себя на родине. В Праге в честь него названа улица, в Финляндии  –  небольшой городок, а в Италии в 2008 году даже была учреждена литературная премия его имени. 

В свое время М. Горького высоко оценивали его современники.

М. Цветаева, например,  говорила: «Горький –  это эпоха». А другие авторитетные исследователи свидетельствовали: «конец 19-начало 20 в.в. прошли в России под знаком личности этого писателя». Фотографии Алексея Максимовича продавались тогда с лотков с таким же успехом, как сегодня изображения поп-звезд. «Слава его шла уже по всей России… русская интеллигенция сходила от него с ума», – утверждал И. Бунин. Подобная популярность объясняется, прежде всего, тем, что в российском обществе того времени царили либерально-революционные настроения.

Читатель-эрудит:

Даже такие консерваторы, как З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин признавали несомненный писательский талант Горького. Высоко ценили его дар Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Л. Н. Андреев, А. П. Чехов. О степени признания писательского таланта Горького, безусловно, свидетельствует тот факт, что в 1902 году его избирают почетным академиком Академии российской словесности (правда, стоит заметить, что против такого решения общественности выступил сам царь).

Библиотекарь:

Обложка книги Д. Быкова «Был ли Горький?».К сожалению, сегодня с именем М. Горького, его наследием произошла печальная метаморфоза: «будучи знамением своего времени, он дожил до XXI века писателем широко неизвестным».  А между тем, если освободить сознание от идеологических штампов, то выясниться, что  Горький заслуживает внимания, поскольку созвучен нашему времени. Только это надо суметь увидеть.

Как же возродить читательский интерес к мастеру слова, входящему в «первую десятку русских прозаиков 20 века»? Наверное, читателя необходимо заинтриговать. В этом нам поможет популярный писатель-публицист Дмитрий Быков. В своей  книге «Был ли Горький?» он утверждает: «Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня».

Неискушенный читатель:

 Какое любопытное высказывание!  Предлагаю поразмыслить над ним. Например, давайте разберемся, почему Д. Быков назвал  М. Горького «великим».

 Библиотекарь:

 Как известно, так нарекают того мастера слова, который сумел силой своего таланта сотворить собственную неповторимую художественную реальность, богатую образами, подтекстом, духовно-нравственным содержанием.

Именно к таким писателям относится М. Горький.

Например, его пьеса «На дне»  давно уже не воспринимается как только лишь социально-психологическая притча. Многие режиссеры видят в этом произведении символическую, аллегорическую  версию человеческой жизни, где все одиноки, разобщены и враждебны друг другу.

 1.	Иллюстрации к ранним произведениям М. ГорькогоИсключительной силой воздействия на читателя обладают также потрясающе колоритные, искрометные, завораживающие своей экспрессивностью  ранние горьковские произведений. М. Горькому как достойному продолжателю таких мэтров романтической школы, как Пушкин, Одоевский, Гоголь, Бестужев-Марлинский; Гофман, Байрон, Гюго,  удалось создать запоминающиеся, яркие образы. 

Забар, Рада, старуха Изергиль, Мальва, Челкаш, Данко –  все это сильные личности, люди особого морального чекана, страстные, мятежные натуры, безумно влюблены в  стихийную мощь и силу жизни. Они совершают незаурядные поступки, их существование нередко – на грани жизни и смерти. Для большинства из них священным культом является свобода.

Читатель-эрудит:

 Можно с уверенностью сказать, что мятежное, романтическое мироощущение  было свойственно Горькому и в зрелые годы.

 

 

 

 

 

 

 

«Я пришел в мир, чтобы не соглашаться»  –  эти слова являются жизненным кредо тех горьковских героев-бунтарей, которые являют собой авторское alter ego. Действительно, при вдумчивом прочтении произведений Горького нельзя не заметить: художественное мировоззрение  писателя  пронизывает пафос протеста. Причем, что  немаловажно, протеста не  только против социальной несправедливости, но и против несовершенства человеческой природы (примечательны в этом отношении такие произведения, как «Человек», «Скуки ради», «Погром»).

Романтическим идеалом овеяны и мечты Горького-мыслителя о совершенной личности. Так, в центре знаменитого романа «Мать»  –  проблема  «строительства нового человека». Вообще, вопреки устоявшемуся мнению, это произведение нужно воспринимать не как пролетарскую прокламацию, а, скорее, как авторское Евангелие. Только вместо Отца-создателя – в центре повествования  предстает Мать – творец нового мира. Сцены же собраний рабочего кружка невольно вызывают ассоциацию с  тайной вечерей.

Библиотекарь:

Утверждая факт величия Горького, нельзя обойти вниманием его человеческую незаурядность.

Бесспорно, нужно обладать уникальной силой характера, чтобы, пройдя через круги ада нищеты, унижений, беспросветного каторжного труда,  не просто сохранить себя как личность на самом дне социального существования, но и стать писателем с мировым именем. Само по себе это выглядит подвигом. Наверное, все пережитые  мыслимые и немыслимые испытания (например, достоверно известны два случая, когда молодому Горькому в пору его странствий по Руси грозила неминуемая гибель от рук озверевших обывателей), все наблюдаемые им «мерзости русской жизни» позволили ему говорить  о «содранной обваренной коже собственного сердца».

Увидев и испытав в своей жизни многое, он навсегда  стал особенно чутким к разного рода страданиям. Именно поэтому, будучи «богатым и знаменитым»,   никогда не отказывал в просьбах нуждающимся.  Так, после революции он занял охранительную позицию по отношению к собратьям по перу: помогал деньгами, благодаря своему авторитету и дружественным отношениям с лидерами большевиков, многих представителей интеллигенции спас от арестов.

Выступая на защиту цвета российской интеллигенции, Горький являлся горячим сторонником просветительства. Он считал, что единственной защитой от несовершенства бытия отдельного человека и целой нации  является просвещение, приобщение людей к культурным ценностям… «Я не знаю ничего иного, что может спасти нашу страну от гибели». Невозможно переоценить значение деятельности Максима Горького в этом направлении. После революции  по его инициативе в Петрограде открылся  Дом искусств, где  собирались Гумилев, Ходасевич, Грин, Мандельштам и тд. Позже, в 1934 г., по его инициативе был создан Союз писателей. Горький является автором уникальных литературных серий «Всемирная литература», ЖЗЛ, «Б-ка поэта», которые востребованы до сих пор.

Неискушенный читатель:

Это очень интересно, но давайте вернемся к высказыванию писателя Д. Быкова. Скажите, разве допустимо о таком незаурядном человеке, талантливом писателе говорить «чудовищный»? 

Библиотекарь:

Думается, Д. Быков взял на себя смелость так отозваться о Горьком, тщательно проанализировав его творчество.

3.	Памятник Горькому на набережной г. Ростова-на-ДонуНе будет преувеличением сказать, что именно Максим Горький первым среди русских прозаиков занялся детальным художественным исследованием «низовой» подвальной жизни простого народа. (Предшествующие ему мастера слова, в том числе Ф. М. Решетников, Ф. М. Достоевский, также обращались к этой теме, но не делали ее своим основным объектом). «Свинцовых мерзости» русской жизни предстают на страницах горьковских произведений столь колоритно, ярко и зримо,  что поневоле возникает эффект присутствия. Это происходит, конечно, благодаря незаурядному писательскому дару Горького, а еще оттого, что практически все сюжеты основаны на личных авторских наблюдениях.

Читатель-эрудит:

 Горького по праву называли пролетарским писателем. Только вкладывали в это ограниченный, идеологизированный  смысл. А ему был свойственен абсолютно объективный, непредвзятый взгляд на жизнь трудового народа. Описывая «страшно густую, насыщенную, зверскую, адскую жизнь», Горький руководствовался принципом беспощадной правды, которая слишком часто выглядела неприглядной до отвратительности.

Стоит вспомнить  лишь некоторые очерки и рассказы. Подлинным ужасом веет от картины беспросветной нищеты, в которой вынуждены жить молодая мать-проститутка и сын-калека (рассказ «Страсти-мордасти»). Потрясают беспричинная жестокость, самоупоенный садизм, с какими  представители русского «богоданного» народа истязают себе подобных (рассказ «Скуки ради», очерки «Вывод», «Погром»). Даже далекого от целомудрия читателя XXI века шокируют некоторые откровенные описания нравственной распущенности городских «низов» (рассказ «Сторож»).

Неискушенный читатель:

И после всего этого Д. Быков называет М. Горького «трогательным»?

Библиотекарь:

7.	Портрет М. Горького. Художник И. И. БродскийДело в том, что горьковские произведения обладают существенной особенностью: неприглядные картины  русской жизни, данные порою в подробностях и деталях, не оставляют у читателя чувства безысходного омерзения (что, к сожалению, нередко в творениях современных авторов). Спасает авторский пафос человеколюбия, сострадания и соучастия. К тому же Горькому нельзя отказать в художественном мастерстве – созданный им мир неизменно завораживает читателя. Так, случилось с его повестью «Детство», которая изобилует всевозможными страшными подробностями русской провинциальной жизни, но тем не менее оставляет впечатление чего-то светлого, обнадеживающего. К слову сказать, именно это горьковское произведение получило самую высокую оценку компетентных персон. Например, А. Труайя утверждает, что это самая талантливая вещь Горького, а, Д. Мережковский называл «Детство» «одной из лучших.., вечных русских книг…». И, действительно, Горький необыкновенно трогателен именно в этой повести: стоит вспомнить, с какой любовью выписан образ Бабушки, какими неоднозначными красками дана фигура деда Каширина.

Читатель-эрудит:

 Вообще, если внимательно вчитаться, можно заметить, что все творчество Горького  пронизано искренней, наивной, почти детской верой в безграничные возможности совершенствования человеческой природы. Это ярко проявляется в ранних романтических произведениях. В отношении горьковского сердцеведения  весьма показателен  рассказ (поэма) «26 и одна», где автор очень образно и выразительно описывает такое хрупкое, уязвимое  душевное состояние, каким является вера в  выдуманный идеал. И, конечно же, особенно трогательно выглядит горьковская мечта о новом, совершенном человеке. «Человек – это звучит гордо!»  –  не просто красивая афористичная фраза. Это тезис гуманистического мироощущения писателя.

Неискушенный читатель:

Да уж, действительно, «странный» писатель…

Библиотекарь:

Литературная одаренность Горького – это аксиома.  Харизматичность его натуры отмечалась всеми людьми, знавшими его лично. И вместе с тем затруднительно дать однозначную оценку его  личности и наследия именно из-за того, что А. М. Горький – один из самых неоднозначных, противоречивых, «странных» писателей. 

Вспомним некоторые факты.

Прежде всего, заслуживает искреннего удивления тот небывалый, воистину, волшебный взлет, который совершил никому неизвестный, пусть и талантливый, юноша. Осуществив литературный дебют в 1892 г. на окраине российской империи в провинциальной газете «Кавказ», он за очень короткий срок –  уже к концу 90-х г.г. стал не только знаменитым на всю Россию, но и материально состоятельным писателем.

Неразрешимым противоречием мировоззрения Горького является его отношение к революции. Все однозначно признают, что Алексей Максимович являлся духовным знаменем 1905 года и вместе с тем он совершенно не принял  февральские и октябрьские события 1917 г. В то же время писателю была духовно близка идеология  державного созидания сталинской России (этим, например, объясняется неподдельный интерес Горького к экспериментальной педагогике Макаренко).

Читатель-эрудит:

Но самой большой загадкой для исследователей горьковского творчества остается то, как в писателе уживались неподдельная симпатия к просвещенному сдержанному Западу и необузданное азиатское жизнелюбие. (Об этом очень убедительно рассуждает в статье «Две души Горького» К. Чуковский). Данное противоречие особенно заметно при знакомстве с горьковскими произведениями. Представители  «дикой, некультурной России» (произведения «Коновалов», «Челкаш», «Мальва» и др.), которых писатель осуждает за отсталость и невежество, выглядят куда ярче и выразительнее, чем симпатичные писателю просвещенные интеллигенты (произведения «Жизнь Клима Самгина», «Дачники» и др.).  

Неискушенный читатель:

И все-таки, почему, по мнению Д. Быкова, Горький –   «писатель совершенно необходимый сегодня»?

Библиотекарь:

2.	М. Горький. Фото 1896 г.Когда-то  талантливый русский прозаик, мыслитель Василий Розанов сказал: «М. Горький – весь современность. И притом только современность». Эти слова по-прежнему  актуальны. Ведь многие темы, мотивы и образы горьковского творчества абсолютно злободневны. Это, прежде всего, темы, раскрывающие проблему сильной личности, а также низовой жизни простого народа.

В творчестве Горького прослеживается также и другие проблемы, способные заинтересовать современного читателя.  Например, в горьковских произведениях своеобразное преломление получает мотив этнической толерантности («Погром», «Мой спутник»),  тема прав и свобод женщины  («Вывод», «Детство», «Мальва»), образ истерзанного, обездоленного детства («Детство», «В людях», «Дед Архип и Ленька»), материнства («Мать», «Рождение человека», «Сказки об Италии»).

Стоит вспомнить  и целую плеяду горьковских персонажей, которые раскрывают тему русского предпринимательства. Нельзя не отметить того, что истории Артамоновых, Вассы Железновой  весьма органично проецируются на сегодняшние реалии: та же ситуация быстрого обогащения и нравственного банкротства.

Особенно современно звучит горьковское осмысление проблем  русской интеллигенции. Всем нам более или менее известна история  духовного краха Клима Самгина, но стоит вспомнить и героев таких почти забытых драматических произведений, как «Дачники», «Варвары», которые демонстрируют «бескрылый прагматизм», «профессионализм, не одухотворенный гуманистической идеей», «сытость, моральную безответственность и равнодушие»  – все то, что сегодня, к сожалению, является сущностью многих успешных обитателей офисов.

В свете сегодняшних споров о  национальной идее небезынтересно и еще одно произведение Горького  –  статья «Две души», где писатель, размышляя  об извечной русской антитезе «Восток-Запад», приходит к выводу о том, что все пороки национальной характера (лень, нерешительность, пассивность, нетолерантность и тд) – восточного происхождения и от них нужно избавляться, ориентируясь на европейскую модель жизни.

Читатель-эрудит:

По мере того как читаешь и перечитываешь горьковские произведения, неизменно приходишь к выводу:  Максим Горький – это целая вселенная.

И выводы по нему делать непросто.

Возможно, причина забвения этого писателя,  даже неприязни  к нему,  заключается не только в нашем азартном желании отрицать идеалы ушедшей эпохи. Проблема значительно сложнее. Горький неудобен для нашего времени, он противоречит, противостоит  эпохе торжествующего потребления, гедонизма и утилитаризма. Он, мечтавший о новом совершенном человеке будущего, сочетающем «силу и культуру, гуманность и решимость, волю и сострадание», действительно, выглядит неуместно в мире  победившего мещанства.

Библиотекарь:

И в то же время, перечитывая горьковские произведения, убеждаешься: на фоне рутинности, консерватизма, конформизма  радиальный пафос Горького всегда  звучит удивительно свежо и ново. И призывает к переосмыслению окостеневших стереотипов.

Надеемся, что в результате нашего  диалога у вас появилась возможность посмотреть по-новому на такой феномен российской культуры, каковым является М. Горький. 

 

Приложение

 Темы и формы библиотечных мероприятий, посвященных жизни и творчеству М. Горького

 1 блок

Ранние, «романтические» произведения М. Горького

 - «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интересней человека» – дискуссионный час.

- «Трагический человек» и «смешные люди» в произведениях М. Горького и в наши дни» –  час открытого разговора.

- «Сильная личность: беспредельная свобода или абсолютное одиночество?» –  вечер-размышление.

-«Самоубийство:  утверждение или поражение?» – диспут.

 

2 блок

 Личность писателя

 -  «Горький без хрестоматийного глянца» – вечер-портрет.

- «Сея разумное, доброе, вечное…» (о просветительской деятельности М. Горького) – выставка-открытие.

- «Его именем названы…» (достопримечательности г. Ростова-на-Дону, связанные с именем писателя)  –   выставка-путешествие.

- «Горький – это эпоха» –  читательская конференция.

- «Писатель первой десятки…» –  литературный час.

- «Я пришел в мир, чтобы не соглашаться…» –  диспут.

- «Не правда нужна человеку, а вера» (об особенностях духовных воззрений писателя) – вечер вопросов и ответов.

- «Горький: человек на грани двух миров» – книжная (электронная) выставка-открытие.

- «Несвоевременные мысли» великого русского писателя» –   выставка-откровение.

- «Оттолкнулся от Азии, европейцем не стал» –  вечер-размышление.     

 3 блок

М. Горький – «чудовищный писатель»

 - «Главная болезнь России – жестокость…» Так ли это?»  –  дискуссия.

-  «Ржавчина недоумения пред жизнью и яд дум о ней»  –  выставка-обсуждение, час размышления.

- «Люди бывают порочны от скуки…» –  диспут-цитата.

-«Свинцовые мерзости русской жизни» в произведениях Горького и в творчестве писателей 20 в.» (Л. Петрушевская, Ю. Мамлеев, В. Сорокин, В. Ерофеев и т. д.) –  час исследования.

 

4 блок

 М. Горький – «трогательный писатель»

- «В жизни всегда есть место… милосердию», «И милость к падшим призывать…»  –  уроки милосердия.

- «Святая ложь… Всегда ли ты свята?» – урок-размышление.

-«Человек – это звучит гордо?» – дискуссионный час.

 

5 блок

Актуальные темы горьковского творчества

 - «Прославим женщину – Мать»  –  литературно-музыкальный вечер.

- «Российский интеллигент: вчера, сегодня, завтра» –  час истории.

- «Нет плохих народов, есть плохие люди» (тема этнической толерантности в произведениях М. Горького, А. Приставкина,  Л. Фейхтвангера, Шолом-Алейхема, Г. Лонгфелло и т.д.) –  урок толерантности.

- «Судьбы российского предпринимательства: прогресс, успех, драма?» – диспут.

-«Боль моя родом … из детства» (тема трудного детства в произведениях М. Горького, В. Короленко, Л. Чарской, Ч. Диккенса, В. Гюго и т. д.) –  литературный калейдоскоп.

-«Одним дыханием живут в тебе Восток и Запад…» (М. Горький, Н. Бердяев, В. Соловьев, А. Солженицын – о России) – читательская конференция.

- «Образы Горького, переложенные на язык кино», «Кинопутешествие по страницам горьковских произведений» – киноэкскурсы.

- «Экранизации и театральные постановки как второе рождение горьковского слова» – круглый стол с привлечением искусствоведов, киноведов, театроведов, актеров, литературных обозревателей.

 

Библиография

 1. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т., Гослитиздат, М., 1949-1950.

2. Горький М. Собрание сочинений: в 8 т. –  М.: Сов. Россия, 1988.

3.Быков Д. Л. Был ли Горький?  –  М.: АСТ, 2009.  –  348 с.

4. Труайя А. Максим Горький. Изд-во «Эксмо», 2005. – 320 с.

5. Чуковский К. Две души М. Горького // Чуковский К. Сочинения в 2-х томах, том 2. – М.: 1990. – с. 335-390.

6. Баранов В. И. Как быть с М. Горьким в школе? // Литература в школе.  –2006.  – № 7. – с.18-22.

7. Березин В. Быкостернак и Горькасинский // Книжное обозрение.  – 2005. – № 41. – с. 19.

8. Грачева А. М. Русский народный характер и судьба России в прозе М. Горького 1910 годов // Литература в школе.  – 2008. –  № 7. – с. 15-17.  

9. Егоров О. Г. Духовный кризис русской интеллигенции в пьесах М. горького «Дачники» и «Варвары» // Литература в школе.  –2006.  – № 7. – с. 2-5.

10. Иващенко В. Горький оставил свой след и в душах донских цыган // Вечерний Ростов. – 2010. – 2 июля. – с. 4.

11. Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…» // Литература в школе.  – 2008. –  № 7. – с. 18-24.

12. Примочкина Н. Н. Личность и творчество М. Горького в восприятии А. Блока // Литература в школе.  – 2010. – № 8. – с. 8-10.

13.  Примочкина Н. Н. Горький сегодня// Литература в школе.  – 2008. –  № 7. – с. 2-6.

14. Сарычев В. А. «Люди и человеки» // Литература в школе.  – 2008. –  № 7. – с. 7-14.

15. Спиридонова Л. Максим Горький без мифов и домыслов // Литературная газета. – 2007. – № 12. – с. 6.

16. Шустов М. П. «Мудрая» старуха М. Горького // Литература в школе.  –2006.  – № 7. – с.6-11.

парики и хвост искусственный купить

Опубликовано 04.04.2014