Имя Горького звучит в Ростове часто:

опыт работы библиотеки по популяризации личности и творчества писателя

1.	Штендер с горьковской символикойКак известно, имя библиотеки – это ее безусловный бренд, социокультурный ресурс, определяющий во многом содержание библиотечной работы, формирующий имидж библиотеки среди местного сообщества.

Многолетняя, интересная  работа с именем писателя  –  отличительный знак центральной городской библиотеки  им. Горького города Ростова-на-Дону. В год 145-летия Алексея Максимовича Горького можно подвести некоторые итоги этой деятельности.

Именем культового пролетарского писателя центральная городская библиотека была удостоена в далеком тысяча девятьсот двадцатом –  в год своего основания.

Хочется особо отметить, что присвоение этого имени библиотеке оказалось не только данью моде. Дело в том, что личность Алексея Максимовича  непосредственно связана с историей южной столицы.  

В 1891 году будущий писатель работал грузчиком в Ростовском порту (на этом месте на набережной Дона сегодня возвышается его памятник). Как отмечают некоторые исследователи-краеведы, странствия по донским степям в те годы  стало источником вдохновения для создания неповторимых цыганских образов ранней горьковской прозы.

2.	Горьковские герои на «Библионочи -13».Пребывая в зените славы, Алексей Максимович дважды посетил столицу Дона  в конце 20-х годов. В Ростове-на-Дону есть немало памятных мест, связанных с именем писателя или названных в честь него: мемориальная доска на доме, где жил молодой Пешков, памятник писателю на набережной Дона, главный городской парк, драматический театр, одна из центральных улиц города и т. д.

С первых лет библиотека активно работала с именем пролетарского писателя. Об этом свидетельствует, например, такой реликт библиотечного музея, как  областная газета  «Молот» от 30 июня 1938 года. В этом периодическом издании есть посвященная ростовской  центральной библиотеке небольшая статья, где мы можем прочитать следующую любопытную информацию о популярности в те годы творчества «буревестника революции»: «Книги любимого писателя не залеживаются на полках – они в беспрерывном движении. В среднем за день читателям выдается от 115 до 120 книг Алексея Максимовича».

Пик библиотечной активности в работе с именем писателя пришелся, пожалуй,  на 50-70-е годы. В библиотечном фотоархиве сохранилось немало фотографий, на которых отразились многочисленные книжные выставки, литературные часы, вечера, посвященные Горькому. Неповторимая атмосфера царила на тех литературных вечерах, в которых принимали участие  артисты главного ростовского театра. Многие из подготовленных ими театральных мизансцен представляли горьковскую тематику.

2.	Горьковские герои на «Библионочи -13».Новым витком работы с именем Горького стало празднование в 2010 году 90-летнего юбилея центральной библиотеки. Было решено организовать областную научно-практическую конференцию  «М. Горький – писатель совершенно необходимый сегодня». Без преувеличения можно сказать, что этот форум стал ярким событием в жизни Ростовской ЦБС. (О резонансе, который вызвало мероприятие, можно судить по тому факту, что по настоятельным просьбам библиотекарей конференцию пришлось провести дважды).

Конференция состояла из трех тематических блоков.

Первый из них был посвящен самобытному творчеству писателя.

4.	Куклы, изображающие горьковские персонажиО парадоксах горьковского художественного мира, незаурядной личности прозаика рассказала главный библиотекарь организационно-методического отдела  ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону Марина Валерьевна Кравченко. Основой ее доклада стало столь же любопытное, сколь провокационное утверждение известного писателя Дмитрия Быкова: «Горький – «писатель великий, чудовищный, трогательный, странный». Докладчик попыталась дать представление о многогранности, противоречивости личности того, кто по праву вошел в «первую десятку русских прозаиков 20 века», о возможностях неожиданного толкования его творений. Например,  в контексте  выступления было предложено взглянуть на пьесу «На дне» как на экзистенциальную аллегорию, роман «Мать» прочитать как «авторское Евангелие», а также обратить внимание на острую современность затронутых в горьковских произведениях проблем этнической толерантности, феминизации, национальной идеи и т.д. В заключение докладчик заметила, что «радикальный пафос Горького звучит сегодня удивительно свежо, ново и призывает к переосмыслению окостеневших стереотипов». Данный доклад вызвал дискуссию. Несмотря на ряд аргументов выступающего, некоторым из присутствующих нелегко было соотнести уничижительный эпитет «чудовищный» с именем русского классика.

6.	Выставочный комплекс «Нашей истории строки».Почти все из нас знают горьковское высказывание: «всем лучшим в своей жизни я обязан книгам». Однако немногие осведомлены о том, насколько пестрым был читательский диапазон Горького. Алексея Максимовича в равной степени  восхищали  А. Дюма и О. Бальзак, Г. Филдинг и  А. Франс, А.Ф. Писемский и И. С. Тургенев. Писательский талант Горького выглядит особенно многогранным в контексте литературных параллелей. Как известно, на становление горьковского мировосприятия, творчества большое воздействие оказали многие отечественные и зарубежные мастера художественного слова. С другой стороны, горьковские тенденции, тематика, мотивы, образность также нашли преломление в произведениях многих писателей. Например, драматический конфликт патриархально-общинного уклада жизни с новыми буржуазными законами, талантливо представленный в горьковских произведениях, с той же беспощадно-объективной интонацией встречается в социально-бытовых повестях болгарского реалиста и сатирика Елина Пелина. А  гениально разработанная в ранних горьковских произведениях тема непростого взросления юной души оказывается созвучной проблематике повести донского писателя Б.В. Изюмского «Алые погоны». Важной и интересной проблеме литературных параллелей был посвящен доклад зав. сектором ростовской библиотеки им. Куприна Бориса Михайловича Федина «Круг читательских предпочтений М. Горького. Горьковские темы, мотивы, образы в творчестве отечественных и зарубежных писателей».

«Писать – это значит петь!»  – так называлось выступление ведущего библиотекаря музыкально-нотного отдела ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону Галины Владимировны Жамойтук. 

7.	Экспонаты выставкиИзвестно, что М. Горького отличало особо восторженное отношение к «прекраснейшему из искусств». Сотрудник библиотеки рассказала о ряде малоизвестных фактов из жизни Алексея Максимовича. Например, о том, что обладая неплохим тенором и исключительной музыкальностью, он семнадцатилетним юношей был принят в хор Казанского оперного театра. Горький горячо любил и тонко чувствовал музыку. Именно поэтому она обретала в его произведениях новую жизнь, становясь «соучастником» происходящих событий, существенным дополнением к характеристике действующих лиц. Стоит хотя бы вспомнить «Детство», «Дело Артамоновых». Любимыми композиторами писателя были Бетховен, Эдвард Григ. Особым светом озарила жизнь Горького дружба с Федором Ивановичем Шаляпиным.

Второй блок конференции назывался – «Работа библиотек по популяризации имени и наследия М. Горького».

8.	Экспонаты выставкиНа конференции был представлен подготовленный отделом справочно-библиографической и информационной работы ЦГБ им. Горького интерактивный библиографический указатель «Живое, зримое слово». Также работники абонемента центральной ростовской библиотеки представили анализ проведенного ими среди читателей социологического исследования «Писатель совершенно необходимый сегодня». В результате анкетирования работники библиотеки выяснили немало полезной информации. Так, наибольшую осведомленность о писателе проявили, как того и следовало ожидать, читатели зрелого возраста. Для большинства респондентов личность Горького ассоциируется с «буревестником революции» и «великим пролетарским писателем». Самыми популярными творениями писателя оказались роман «Мать», пьеса «На дне», «Песня о Буревестнике». Вместе с тем большой пробел в знаниях читателей творчества Горького обнаружился, когда нужно было ответить на вопрос «Какие высказывания М. Горького, впоследствии ставшие афоризмами, Вы можете назвать?». Лишь немногие (около 30%) вспомнили такие хрестоматийные фразы, как «Человек – это звучит гордо!» и «Буря! Скоро грянет буря!». В общем, анализ опроса неоднозначно показал, что библиотекарям предстоит немало работы для возрождения имени выдающегося писателя.

9.	Экспонаты выставкиДостаточно любопытный опыт деятельности по пробуждению читательского интереса к творчеству Горького представила на конференции горьковская центральная городская библиотека Батайска (города-спутника южной столицы). Начальник отдела обслуживания Раиса Анатольевна Гречишкина рассказала о небольшом эксперименте. Библиотекарями был распечатан малоизвестный рассказ М. Горького «Маленькая». В качестве буклета этот анонимный текст (без автора и названия) предлагали взять читателям для прочтения. Чего добились этим библиотекари? Конечно, пробуждения читательского интереса к горьковскому творчеству. Многие из тех, кто познакомился с рассказом, были искренне поражены захватывающей фабулой, драматизмом образов. Практически  все были заинтригованы: кому же принадлежит это произведение? В процессе  индивидуальных бесед после прочтения библиотекарям удалось убедить читателей взять и другие творения классика. К тому же эта небольшая акция стала своеобразной прелюдией к целому циклу мероприятий горьковской тематики.

Оживленный интерес у присутствующих вызвал третий  блок конференции –  «Памятные места, связанные с именем М. Горького».

Среди российских прозаиков, подлинно талантливых и просто популярных,  немного найдется таких мастеров художественного слова,  о которых с полной уверенностью можно было бы сказать – «европейски знаменитый писатель». Не будет преувеличением утверждать, что творчество А. М. Горького широко признано по сей день не только в Европе, но и во всем мире. Об этом свидетельствует удивительный факт. Согласно исследованиям одного из крупнейших издательств Индии, самым читаемым в стране произведением русской литературы является роман Горького «Мать»(!). 

10.Экспонаты выставкиЯрким моментам жизни писателя в Чехии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Италии, Англии, Германии, Америки был посвящен доклад заведующей отделом литературы на иностранных языках ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону Татьяны Германовны Радионовской.

Интересно, что сегодня писатель Горький за рубежом, пожалуй, более популярен, чем у себя на родине. В Праге в честь него названа улица, в Финляндии  –  небольшой городок, в Герингсдорфе (Германия) в доме, где он жил, организован музей. В центре Берлина на улице Унтер ден Линден находится самый маленький театр в Германии, которому в 1952 г. присвоено имя Максима Горького. Кроме того, на сцене другого берлинского театра «Берлинер ансамбль» и в наши дни проходят постановки излюбленной немцами пьесы «На дне» и других произведений Горького.

Об органической вписанности Горького в культурный европейский контекст свидетельствует и то, что он регулярно вел переписку с французскими писателями Роменом Ролланом и Анатолем Франсом.

11.	Экспонаты выставкиЛюбовью всей жизни для Алексея Максимовича  была Италия. Здесь писатель  провел около 15 лет. Солнечная южная страна стала для Горького фактически вторым домом.  Он обожал итальянскую природу, искусство. Именно здесь были созданы многие горьковские произведения, являющиеся частью наследия русской культуры. Примечательно, что во время пребывания на Капри Горький спас Чертозу (средневековый картезианский монастырь) от сноса, предложив создать в нем библиотеку и школу. Близко к сердцу, как если бы это была его настоящая родина, Горький принимал беды Италии. Так, когда в декабре 1908 года в южной Италии произошло землетрясение, Горький немедленно откликнулся:  вместе с профессором В. Мейером за несколько недель он написал книгу «Землетрясение на Калабрии и Сицилии», гонорар от которой поступил в пользу пострадавших от землетрясения.

Италия платила Горькому взаимной любовью. Портреты писателя итальянцы вешали рядом с изображениями Гарибальди. На сюжет «Макара Чудры» итальянскими композиторами было написано несколько опер.      В 2008 году общественной Ассоциацией «Премия Горького» была учреждена одноименная премия, целью которой является поощрение взаимодействия между Россией и Италией в области культуры.

12.	Экспонаты выставкиДоклад Т.Г. Радионовской сопровождался демонстрацией созданного работниками отдела ролика «По горьковским местам за рубежом». Это придавало выступлению необходимую экспрессивность, позволяло присутствующим  окунуться в атмосферу горьковского зарубежья.

Тему «Горький-путешественник» продолжила ведущий библиограф отдела справочно-библиографической и информационной работы ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону Ирина Геннадьевна Воронина. Ее доклад был посвящен горьковским местам в Ростове.

13.Экспонаты выставкиВпервые Горький попал в Ростов весной 1891 года. Это было страшное, голодное время. В Ростове, как и в других российских городах, царила безработица. Труд крайне скудно оплачивался. За 15 часов каторжной, непосильной работы артельные старосты платили грузчикам по полтиннику в день. Портовые грузчики прозвали Пешкова «Алешей-Работящим». Не особо отличаясь физической силой, он таскал с турецких пароходов сырые кожи, многопудовые тюки табака. Уважали двадцатитрехлетнего  парня местные работяги за грамотность. Некоторое время   Горький жил недалеко от порта  в ночлежке старухи Леонтьевны (не здесь ли будущий писатель накапливал житейские впечатления, наблюдал картины городских трущоб?). В  1961 году на донской набережной на  месте старого городского порта был открыт памятник писателю. Бронзовый Алексей Максимович стоит с непокрытой головой, взгляд его устремлен в задонскую степь, а ветер с Дона распахнул полы его пальто. Авторами изваяния  являются скульптор М. С. Алексеенко и архитектор Я. А. Ребайн.   

Во второй раз Горький побывал в Ростове только через 40 лет, уже будучи известным всему миру писателем, – 18 июля 1928 года.

В третий раз Горький посетил  Ростов в 1929году. Тогда он посетил одну из значимых социалистических строек  того времени – Сельмаш. Приезд Горького вдохновил рабочих не только на присвоение ударным бригадам его имени, но и на создание литературной группы.

База курносыхСегодня  в   Ростове-на-Дону с  именем М. Горького связано многое. О пребывании писателя на Донской земле напоминают установленные на набережной и на доме, где жил Алексей Максимович, мемориальные доски.  Одна из центральных  в городе улиц еще при жизни Горького в 1932 году к сорокалетию литературной и общественной деятельности была названа в его  честь.

Интересной городской достопримечательностью, название которой связано с одним из знаковых горьковских образов, является кинотеатр  «Буревестник», расположенный в здании двухзального дореволюционного синематографа «Колизей». Кинотеатр этот примечателен тем, что здесь в июле 1920 года выступал с чтением своих стихов великий русский поэт Сергей Есенин. А интеллектуалы поздне-советского времени почитали это место за то, что здесь можно было посмотреть авторское, элитарное кино, которое обычно  не идет на широких экранах.

Драматический театр им. Горького в г. Ростове-на-ДонуС именем Горького напрямую связано и еще одно учреждение культуры – главный театр Ростова-на-Дону, построенный в 1935 году (он, кстати, считается самым большим провинциальным театром в мире). В свое время Ростовский академический театр драмы им. М. Горького стал стартовой площадкой для таких мэтров, как Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Владислав Ветров. Знаменит ростовский театр и своим внешним обликом. Это самое настоящее архитектурным достоянием города. Театр поражает гармоничным сочетание мрамора и стекла, мощными стеклянными выносными галереями, гигантской белой стеной, которую уже с первых лет после постройки театра использовали на праздники в качестве гигантского киноэкрана.

Многое в этом здании несет в себе отблеск драматизма. Особенного внимания заслуживают горельефы на фасаде театра, автором которых является скандально известный  «донской Роден» Сергей Корольков, скульптор, чьи  жизнь  и судьба могли бы послужить основой для остросюжетного романа.  (Сергей Корольков  активно работал как художник и скульптор в 30-е годы в СССР, а во время войны ушел с немцами из Ростова; в дальнейшем в  США он стал признанным мастером, одним из лидеров американской ассоциации скульпторов).

Театральное здание, имеющее форму гусеничного трактора, (подобные конструкции были чрезвычайно популярны в 30-е годы и соответствовали духу тотальной индустриализации) до сих пор является непревзойденным образчиком архитектурного искусства: макет театра представляет российское зодчество в Лондонском музее истории архитектуры.

17.	Памятник М. Горькому в г. Ростове-на-ДонуИменем М. Горького назван и самый старый парк  г. Ростова-на-Дону, которому исполняется в этом году 200 лет. Это самое посещаемое место в Ростове. Парк  им. М. Горького имеет два яруса парковых зон, на которых уютно раскинулись аллеи, игровые площадки, городок аттракционов, кафе и др. Здесь сохранены памятники городской архитектуры почти вековой давности: ротонда, семь фонтанов.

Более 90 лет имя М. Горького носит Центральная городская библиотека, чья  история богата драматическими событиями.

«Максим Горький на подмостках Ростовской сцены»  –  так называлось завершающее конференцию выступление зав. сектором по организации массовой работы читального зала ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону  Юлии Михайловны Новиковой, человека, известного своей особой любовью к театру.

27.	Театр М. Горького в ГерманииИмя М. Горького самым тесным образом связано с историей главного ростовского театра. На протяжении столетия горьковские произведения  занимали почетное место на  ростовской сцене. Интересно, что в начале прошлого века злободневные пьесы «буревестника революции» ставились в ростовском театре одновременно с постановками МХАТа. Например, доподлинно известно, какой в 1902 году оживленный резонанс у ростовской общественности вызвали спектакли «Мещане», «На дне», «Дачники». С последней пьесой связан особый случай, свидетельствующий о нарастающей предреволюционной  атмосфере. Об этом инциденте писала даже столичная пресса. Во время третьего акта спектакля откуда-то сверху полетели в публику какие-то листочки. Это оказались прокламации революционного содержания. Естественно, после этого эпизода спектакль «Дачники» был запрещен властями. Пьесы Горького в Ростове проходили при полном аншлаге. Об этом писала газета «Приазовский край», отмечающая, что во время спектакля «был занят публикой даже оркестр».

Ростовский театр стремился работать и над горьковскими произведениями, не имевшими широкой известности. В разные годы были поставлены спектакли по таким произведениям, как «Трое», «Варвары», «Последние». Горьковские герои продолжают жить на ростовских подмостках и по сей день: одна из громких премьер последнего времени – спектакль «Васса Железнова».

21.	Конференция 2010 г. Завершая конференцию, все, и организаторы, и приглашенные, единодушно отметили успешность творческого диалога, перспективность подобных встреч, а главное, высокий профессиональный потенциал, большую исследовательскую работу, проведенную сотрудниками ЦГБ им. Горького г. Ростова-на-Дону.

Конференция не стала, к счастью, фрагментарным мероприятием. Напротив, она послужила стимулом для развития проектной деятельности.  В отделах центральной ростовской библиотеки были созданы следующие проекты: «Горький за рубежом» (отдел литературы на иностранных языках), «Музыка в жизни и творчестве М. Горького» (музыкально-нотный отдел), «Читая Горького сегодня» (абонемент).

25.	Экспозиция в отделе литературы на иностранных языкахСамым ярким результатом проектной деятельности можно считать создание на абонементе центральной библиотеки мемориального комплекса «Нашей истории строки» (об истории ЦГБ им. Горького).

Особое место в этой композиции занимает блок, посвященный Максиму Горькому.

Музейная витрина «Всегда своевременный Горький» состоит из четырех полок, каждая из которых раскрывает определенный аспект жизни и творчества писателя.

Так, на первой полке расположены экспонаты, которые помогают создать первое впечатление о писателе. Прежде всего, это статуэтка М. Горького (изделие Ленинградского фарфорового завода) и статуэтка самого узнаваемого из его образов – Буревестника. Колорит горьковской эпохи воплощают такие экспонаты, как подсвечник, старинные часы. Неповторимые приметы времени запечатлены в экспонатах второй полки. Это аксессуары старины, символизирующие писательское творчество: чернильница с пером, а также писчая бумага старого образца, на которой размещен отсканированный текст рукописи Горького с его автографом.            

Горький был знаковой фигурой советской эпохи. Его имя до сих пор носят бесчисленные библиотеки, школы, театры, улицы. Образ «основоположника социалистического реализма» отражен в фалеристике и филателии. Рядом с еще одной статуэткой писателя (изделие Ленинградского фарфорового завода), позолоченным барельефом, юбилейной монетой с его изображением находится коллекция значков и созданный дизайнером центральной библиотеки отрывной календарь с цветными репродукциями марок.

М. Горький, как известно, много лет провел за пределами России и пользовался заслуженным авторитетом у зарубежных собратьев по перу. Об этом напоминает  расположенный на этой же полке фотоколлаж «М. Горький и корифеи западной словесности», где можно увидеть репродукции фотографий русского писателя с Р. Ролланом, С. Цвейгом, М. Твеном, Г. Уэллсом. Здесь же представлены фотографии ростовских горьковских мест.

Третья полка музейной витрины посвящена горьковским  художественным образам. Здесь находятся видеокассеты, DVD-диски со спектаклями и кинофильмами по мотивам произведений классика, фотографии знаменитых актеров в образах горьковских героев. Важное место занимает буклет «Горький на подмостках Ростовской сцены»  –  информационное пособие, подготовленное сотрудниками читального зала центральной библиотеки. Обращает на себя внимание фото довоенного здания Ростовского академического театра драмы им. Горького.

Подлинным эксклюзивом всей горьковской экспозиции являются куклы, изображающие горьковских героев.  В их создании приняла участие творческая группа методистов, дизайнеров и читателей ростовских библиотек. Для воплощения бессмертных образов Вассы Железновой, Клима Самгина и Старухи Изергиль были использованы обычные «барби», которые до неузнаваемости преобразились благодаря фантазии креативного коллектива. Для кукол, изображающих  Вассу Железнову (она, кстати, получилась очень похожей на героиню И. Чуриковой в одноименном фильме), Клима Самгина, были изготовлены костюмы и аксессуары, соответствующие моде российского среднего класса начала прошлого века. Также куклы были тщательно загримированы. Особенно пришлось потрудиться над Старухой, потому что обезобразить юную красотку-«барби» оказалось совсем не простой задачей. Труды коллектива не прошли даром. Самой интересной и эксцентричной фигурой получилась именно она – героиня популярного горьковского рассказа. Облаченная в разноцветные, ветхие лохмотья, кукла, изображающая Старуху Изергиль, в своем отталкивающе-притягательным облике таит некую темную загадку. Значимо, что в создании образа этого харизматичного персонажа учитывалась ее портретная характеристика, данная в тексте произведения: седые космы, выбившиеся из-под красной косынки, старческое осунувшееся лицо, черные провалы подслеповатых глаз…

На четвертой полке горьковской экспозиции представлены редкие книги Горького из фондов центральной библиотеки. Среди раритетных изданий здесь можно увидеть трехтомник писателя, подаренный центральной библиотеке старейшим библиотекарем Дона И. П. Кисляковым, два  романа «Дело Артамоновых»  (один выпущен в печать в 1938 году, другой –немецкоязычное издание). Важными  экспонатами этой полочной экспозиции являются также копия горьковского членского билета Союза советских писателей, очки старинной модели, похожие на те, которые носил Алексей Максимович. Бесценным свидетельством горьковской эпохи можно считать и представленную здесь газету «Правду» 25 сентября 1932 года, посвященную сорокалетнему юбилею литературной деятельности писателя.

Важно заметить, что процесс создания горьковской экспозиции всецело захватил коллектив библиотечных работников. Благодаря творческому энтузиазму заведующей организационно-методическим отделом Антонины Анатольевны Поповой на  сайте антикварных вещей Молоток. ru были приобретены настольная медаль, юбилейный рубль, скульптуры Ленинградского фарфорового завода, коллекция значков и т.д.

Составляющей частью мемориальной выставки «Всегда своевременный Горький» явилась размещенная в оконном проеме трехмерная композиция «Песня о Буревестнике» (по мотивам хрестоматийного горьковского произведения).  Образ Буревестника выбран не случайно, потому что именно он является в поэтике Горького самым узнаваемым и наиболее полно отражает художественно-философскую концептуальность горьковского творчества. Макет птицы, прикрепленный в оконном проеме, выполнен в технике папье-маше. Задрапированная в  виде волн двухцветная ткань (на ней можно увидеть «брызги морской пены»  – результат использования аэрозоля «Сухой снег») окружает макет скалы. В целом, композицию можно считать яркой иллюстрацией к известным строкам: «Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный».

29.	Фото центральной библиотеки им. Горького в г. Ростове-на-ДонуГорьковская символика отражена и в переносной рекламной конструкции, установленной у входа в библиотеку. На центральном щите трехстороннего штендера изображены графический портрет писателя и силуэт Буревестника, окруженные облаками, сквозь которые пробиваются лучи солнца. Общее цветовое решение иллюстративного щита штендера (преобладает романтическая бирюзово-бежевая гамма) намекает на возможность нового осмысления «забронзовелых» образов.

Центральная библиотека им. Горького всегда являлась благодатным пространством для самопрезентации творческих личностей. Третья музейная витрина –  «Автографа таинственная вязь» посвящена донским мастерам художественного слова. Здесь  можно увидеть их книги с автографами. Этот блок экспозиции тоже непосредственно связан с Горьким.

Наибольший интерес представляет первая полка, экспонаты которой снова возвращают нас к имени Горького.  Не будет преувеличением сказать, что культовый пролетарский писатель непосредственно стоял у истоков современной ростовской литературы. Приехав в очередной раз в Ростов в 1929 году, Алексей Максимович с большим удовлетворением отметил тот заметный творческий потенциал, который угадывался в представителях молодой литературы  южного города. (С одним из ростовских начинающих писателей – Павлом Максимовым – Горького связывала многолетняя переписка). Максим Горький побывал на Сельмашстрое  (ныне – знаменитый завод Ростсельмаш). Приезд писателя послужил импульсом к активности молодых талантов. Вскоре после отъезда Горького  при заводе возникла литературная группа «Ростсельмаш», которая существует и по сей день. Ее участниками были такие знаменитости, как Анатолий Софронов, Даниил Долинский, Борис Примеров. Обо всем об этом рассказывают представленные экспонаты: книга П. Максимова «Воспоминания о Горьком», сборник произведений поэтов литературной группы «Ростсельмаш» «Мы жили в этом городе…», копия фотографии «Горький с группой ростсельмашевцев в цеху завода».

Выставочный комплекс «Нашей истории строки» вызвал большой интерес у городской общественности. О нем писали такие ростовские  периодические издания, как «Вечерний Ростов», «Антенна-«Ростов-на-Дону». Высокую оценку выставочному комплексу дала начальник управления культуры г. Ростова-на-Дону  Л. П. Лисицына. По ее мнению, мемориальная экспозиция «Нашей истории строки» явилась чрезвычайно актуальным и своевременным событием в преддверии осуществления долгожданного для культурного сообщества города проекта – открытия  музея истории Ростова-на-Дону.

В день юбилея Алексея Максимовича Горького 28 марта 2013 г. на абонементе центральной библиотеки был проведен день творческого общения «Музейно-мемориальный компонент библиотечной деятельности: актуальность, тематика, методика», где состоялась презентация экспозиции для работников ЦБС.

М. Горький с пионерамиНеожиданной кульминацией этого мероприятия стало выступление заведующей библиотекой им. Куприна Анны Николаевны Рысистовой. Воистину, ее рассказ явился для работников Ростовской ЦБС маленькой сенсацией.

Анна Николаевна рассказала потрясающую историю, в которой удивительным образом оказались сплетены судьбы простых русских людей и великого писателя.

Предтечей исследовательской работы А. Н. Рысистовой стал ее интерес к собственной родословной.

Бабушка Анны Николаевны – Варвара Петровна Толстикова в 30-е годы являлась участницей литературного кружка иркутских пионеров «База курносых». Активисты этого литературного объединения были приглашены в 1934 г. в  Москву на открытие Первого съезда писателей СССР  и лично общались с Максимом Горьким.

Почему же пионерам из далекой Сибири была оказана столь высокая честь?

Дело в том, что участники литературного кружка явились авторами первой в СССР книги, написанной детьми. Книга эта называлась – «База курносых. Пионеры о себе». Благословил ребят на такое большое дело  их литературный руководитель – поэт И.И. Молчанов-Сибирский (он, кстати,  впоследствии стал тестем знаменитого писателя – Валентина Распутина). В книге ребята  живо и ярко описали свою жизнь, рассказали о себе, о школе, пионерских лагерях, Сибири. Каждый такой рассказ стал главой книги.
«База курносых.Пионеры о себе»  вышла из печати в Иркутске в 1934 году и вызвала большой читательский интерес. Книга читается с не меньшим интересом и сегодня, через семьдесят лет. Сквозь идеологию, которую сметает всесильное время, проступает вечное: настоящая дружба, взаимная помощь ребят, их стремление к прекрасному в природе, литературе, жизни.

Коллективный труд ребят оказался замеченным самим Максимом Горьким. Известный писатель в статье «Мальчишки и девчонки» (в газете «Известия») высказался так:
«Получил и прочитал вашу книжку «База курносых». Очень интересная книжка, ребята».

Горький пригласил детей и их руководителей  – И.И. Молчанова-Сибирского, пионервожатую Галину Кожевину – на Первый съезд писателей. После съезда они побывали на даче писателя, встретились с С. Маршаком, Л. Кассилем.

Встречу с великим писателем ребята описали в вышедшей после смерти Алексея Максимовича второй книге  – «В гостях у Горького».
   Важно отметить и то, что опыт ребят из Иркутска получил распространение.  Вскоре пионеры из Томска, Свердловска, Челябинска занялись коллективным писательским творчеством.

Как же сложилась дальнейшая судьба пионеров «Базы курносых»?

Все мальчики прошли суровыми дорогами Великой Отечественной войны. Среди «курносых» были и свои знаменитости. Так, Ариадна Манжелес, которой Горький в своё время напророчил судьбу художника, стала известным скульптором.

Самое интересное, что была написана и третья книга. В 1988 году вышло в свет коллективное сочинение «Это в сердце было моем. Рассказывают курносые», посвященное полувековому жизненному и творческому пути легендарных «курносовцев».

Есть во всей этой истории некое загадочное обстоятельство. Почти через четыре десятка лет после смерти Горького юные литераторы из Иркутска  вдруг получили его второе письмо, которое, как оказалось, ещё с 1934 года по неизвестным причинам лежало в архивах. Это послание, воистину, потрясает искренностью, душевностью, затаенной сердечной болью. «Весной этого года у меня умер сын, талантливый парень, – пишет Горький. – Это был весьма крепкий удар по сердцу мне. Но я вытерпел его бодро, потому что знаю: есть немало ребят дорогих мне, любимых мною. Затем приехали вы. Очень вовремя, ребята, очень подбодрил меня ваш приезд, ваши весёлые, умные глаза. Ну ладно. Перестану «объясняться в любви», а то засмеёте старика, вы, сибирские зверюшки».

Память о «Базе курносых» не канула бесследно в Лету. На здании Иркутского профессионального училища-интерната для инвалидов по улице Володарского 13 октября 1983 г. была установлена мемориальная доска из темно-розового мрамора с гравированным текстом: «Здесь в 1933 году под руководством поэта И.И.Молчанова-Сибирского был создан первый в нашей стране пионерский творческий коллектив «База курносых», написавший книги «Пионеры о себе» и «В гостях у Горького». Кружок работал с 1934 г. по 1936 г.». Здесь же, в Иркутске, к пятидесятилетию выхода первой книги «База курносых» на пересечении улиц Ленина и Горького был установлен памятник Максиму Горькому. 

Горьковская тема вплетается красной нитью в канву многих мероприятий центральной библиотеки.

Так, герои произведений Максима Горького стали активными участниками акции «Библионочь-2013». Клим Самгин, цыганка Рада, Босяк – (их сыграли активисты городской общественной организации «Я – волонтер», костюмы были самые настоящие – их взяли в костюмерной драматического  театра им. Горького) раздавали на улице перед библиотекой рекламные буклеты, во время торжественного открытия играли со зрителями в блиц-викторину «закончи цитату», участвовали в буккроссинге, и наконец во время церемонии «Торжественное подведение итогов читательского марафона «Моя book-симпатия» награждали грамотами лучших читателей. Многие гости «Библионочи» с удовольствием  фотографировались с горьковскими персонажами.

«Там, где был и не был Горький»  –  так назывался  вечер   интеллектуального  общения, который в рамках   «Библионочи-2013» организовал отдел литературы на иностранных языках центральной библиотеки. Участники мероприятия, преподаватели и студенты факультетов иностранного языка, совершили виртуальное путешествие  «М. Горький за рубежом», участвовали в электронной викторине «Литературная Европа горьковских времен». Также на этом вечере состоялась презентация дайджеста «Горький и Германия», созданного работниками отдела. Ценность этого издания заключается в том, что оно содержит немало интересной информации, касающейся  писателя: небольшие статьи о пребывании Горького в Германии, список имеющихся в фонде отдела произведений Горького на немецком языке, обзор ресурсов Интернет, связанных с горьковской тематикой (особенно интересна информация о немецкоязычном сайте «Неизвестный Горький»). Пожалуй, наиболее интересная страница издания – цитаты Горького на немецком языке. Дело в том, что сотрудниками отдела незадолго до «Библионочи» был проведен конкурс среди молодых переводчиков и студентов иностранных факультетов. Участникам этого необычного состязания было поручено сделать перевод нескольких хорошо известных  русскому читателю, но не переведенных на немецкий язык горьковских афоризмов. (Трудно представить, но такие хрестоматийные выражения, как «Рожденный ползать, летать не может», «Любите книгу – источник знаний» вовсе незнакомы немецкому читателю). Лучшие переводы были опубликованы в дайджесте.

 Разумеется, работа с именем Максима Горького – это необозримое поле деятельности. В будущем предстоит еще немало сделать.

Прежде всего, необходимо расширять координационные взаимодействия. Это касается установления контакта с областными, российскими библиотеками, носящими имя Горького. В планы центральной библиотеки входит также возрождение взаимодействий с театром Горького с целью проведения совместных мероприятий.

Чрезвычайно важным направлением работы в ближайшем будущем станет создание виртуального мемориального музея  «Открываем Горького» на сайте Ростовской ЦБС (donlib.ru).

 С вершины XXI века, как с высоты птичьего полета, персона «буревестника революции» перестает казаться навязчиво политизированной, напротив, она выглядит притягательно ностальгической в своем трогательном устремлении воспеть красоту человеческого достоинства и внутренней свободы.   И хочется верить, что мы, библиотекари, вносим весомую лепту в непростой процесс возращения Максима Горького к читателю.

 

Кравченко Марина Валерьевна,

главный библиотекарь

организационно-методического отдела

Центральной городской библиотеки им. Горького

МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.



Опубликовано 04.04.2014