наверх


Вино, достойное царского стола...

изменена 2019-05-20 19:14

Вино, достойное царского стола,

или работа библиотеки с  «щекотливой» темой

 

Израиль — как виноград.

Виноград топчут ногами, но вино

удостаивается позже царского стола.

Талмуд

 

1.	Городской фестиваль «Народов Дона дружная семья» (слева – зав. БИЦ им. Тургенева В. Г. Волочкова, справа – представитель еврейской диаспоры).Проблема этнической толерантности  приобретает в последнее время острую актуальность. Конечно, это не случайно. Нельзя закрывать глаза на то, что недоверие к представителям  иной национальной принадлежности  и даже открытая враждебность к ним, соседствующая с экстремизмом,  – это те деструктивные настроения, которыми, к сожалению, больно наше общество.

О недопустимости подобной ситуации очень точно сказала известная писательница Людмила Улицкая: «...если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома».

И тем не менее, очень часто мы бываем крайне нетерпимы, интолерантны к своим ближним, только потому что они являются носителями другой культуры, другого языка.

Особенно странным, почти необъяснимым, на мой взгляд, является русский антисемитизм, представляющий собой проблему более серьезную, чем кажется на первый взгляд.

Мемориал «Змиевская балка».Самым удивительным (и вместе с тем очевидным) является то, что пренебрежительно-ироническое отношение к «богоизбранной» нации, настолько укоренилось в нашем сознании, что успешно проявляется на самом обыденном, повседневном уровне. Мы порою даже не замечаем, сколько презрительной снисходительности, а порой даже подспудной враждебности в «безобидных» анекдотах «про евреев», в  саркастичных  высказываниях, закрепленных в некоторых пословицах и поговорках… Все эти фольклорные образы –  часть нашей речевой действительности. А язык, как известно, во многом определяет мышление. Корни российской юдофобии, конечно, нужно искать в далеком прошлом, прежде всего – в   многовековой непримиримой позиции христианской церкви по отношению к народу, «погубившему Спасителя».

С другой стороны, русские евреи давно уже стали частью «восточнославянского менталитета». (Стоит вспомнить, какой бесценный вклад внесли они в развитие российской культуры, науки.) Об этом очень интересно рассуждает А. Кончаловский в своей книге «Возвышающий обман»: «Та замечательная идишистская культура, которую они создали в свое время, культура, давшая Тевье-молочника, особый неповторимый стиль юмора, могла родиться только в среде евреев России, Украины, Белоруссии».

Драматические перипетии пребывания евреев в славянском мире нашли, как известно, свое художественное воплощение в ярких произведениях Шолом-Алейхема, И. Зингера, А. Рыбакова, Л. Улицкой, Д. Рубиной.

3.	День памяти на мемориале «Змиевская балка»Евреи Ростова-на-Дону – это особая тема, которая изобилует яркими фактами и деталями. Сохранившиеся в архивах областного Краеведческого музея документы свидетельствуют об огромном вкладе представителей этой нации в экономику и общественную жизнь города, а также всего Донского края на протяжении последних двух с половиной столетий…

Дату первого появления евреев на Дону точно установить трудно. При археологических раскопках в низовьях Дона, на месте античного города Танаис, форпоста Боспорского царства, на надгробных плитах, насчитывающих около 2 тысяч лет, были обнаружены несколько имен семитского происхождения. Очередной наплыв евреев в эти края, по свидетельствам специалистов, пришелся на средние века. В XIV- XV веках особенно много евреев было в богатом, процветающем, торговом Азове –  одном из крупнейшем в то время европейском  городе. Наиболее активно стали заселяться евреи на Дону, в том числе в Ростове, в конце XVIII века.

Уже к началу XX столетия евреи не только составляли значительный процент населения Ростова, но и вносили весомый вклад в формирование национально-культурного облика города.

4.	Мероприятие в рамках программы «Я люблю тебя, жизнь»Ростов-на-Дону не входил в черту оседлости, и здесь жили евреи, наиболее «продвинутые», социально активные, образованные. Даже внешне ростовский еврей сильно отличался от своих сородичей из западных губерний. Это был, прежде всего, городской еврей, в обязательной шляпе-котелке, в европейском костюме, визитке или сюртуке. У ростовских евреев были синагоги, школы, склады, магазины и даже больница. Ростовская еврейская община отличалась зажиточностью и влиятельностью. Евреи занимали большинство мест в правлении банков, им принадлежало внушительное число домов на центральной улице города –  Большой Садовой. Одно из крупнейших в Ростове промышленных предприятий АО «Донской табак» своим экономическим расцветом в предреволюционные годы обязано братьям Ною и Борису Гордонам. Они также контролировали типографское дело в регионе: газета «Приазовский край», одна из самых популярных в начале века, издавалась благодаря этим известным в России промышленникам, включенным в список представителей финансовой олигархии Российской империи.

5.	Мероприятие в рамках программы «Я люблю тебя, жизнь»Однако далеко не все ростовские евреи  принадлежали к «сливкам общества». Среди них в основном преобладали  представители так называемого «еврейского пролетариата» (в Ростове было даже сильное отделение партии СЕРП – Социалистической Еврейской Рабочей Партии). Также тогдашние евреи без всяких послаблений служили в царской армии. Одна из ростовских синагог, сохранившаяся до сих пор,  называлась  «Солдатская».

         Как известно, столица Дона славится своими знаменитостями. Среди них особое место занимают представители еврейской нации. На весь мир известны уроженцы нашего города: врач-психоаналитик А. О. Бухановский, известный дирижер Семен Коган.

Ростов-на-Дону является родиной женщины, вызывающей сегодня во всем мире огромный интерес. Голливуд даже недавно снял о ней фильм, в котором блистают американские кинозвезды. Речь идет о Сабине Шпильрейн, ученице З. Фрейда и К. Юнга. Она была одной из основоположниц российского психоанализа, родоначальницей целого направления – детского психоанализа. Ей приписывают романтические отношения с К. Юнгом. А великий Зигмунд Фрейд, по мнению некоторых исследователей, даже заимствовал некоторые ее научные идеи. Жизнь Сабины Шпильрейн была полна драматических коллизий и окончилась трагически: она оказалась в числе расстрелянных в Змиевской балке.        

Тема «Евреи Ростова-на-Дону», поистине, неисчерпаема и продолжает привлекать к себе внимание. Недавно в административном центре Южного федерального округа был открыт новый экскурсионный маршрут «Еврейские места Ростова-на-Дону». Более чем двухчасовая экскурсия, которую проводит специалист Ростовского областного музея краеведения, позволяет составить целостную картину истории и современной жизни еврейской общины в донской столице.

6.	Фестиваль еврейского танцаВ аспекте краеведческой деятельности и работы по формированию толерантного мышления  тема «Евреи города Ростова-на-Дону» оказалась интересна нашим библиотекам. Особенно целенаправленно занимается этой проблемой библиотечно-информационный центр им. Тургенева, который вот уже второй год сотрудничает с Еврейским благотворительным фондом «Хесед  Шолом Бер» г. Ростова-на-Дону.

Почему же для библиотеки семейного чтения стало актуальным именно это направление работы?

Имеется, по крайней мере, две причины.

Прежде всего, немаловажным является то, что между сотрудниками библиотеки и представителями фонда сложились доверительные дружественные отношения, основанные на творческом сотрудничестве. Значим и тот факт, что у библиотекарей и читателей БИЦ им. Тургенева давно уже сформировался искренний интерес к культуре народа, занимающему значительное место в кругу донской многонациональной семьи.

Деятельность библиотеки с Еврейским фондом ведется по нескольким тематическим направлениям.

Главным из них является патриотическое воспитание.

Фестиваль еврейского танцаНа протяжении пяти лет библиотека им. Тургенева совместно с фондом «Хесед  Шолом Бер» осуществляет проект «Уроки Холокоста». В рамках этой деятельности ежегодно в феврале (ко дню освобождения Ростова) и в августе (в канун трагической даты расстрела ростовских евреев) библиотекари и читатели (среди них немало молодежи) совместно с представителями фонда посещают Мемориал «Змиевская балка». Они знакомятся с экспонатами музея Мемориала, возлагают цветы к Вечному огню. Особенно торжественно проходит День памяти жертв ростовского Холокоста. Традиционно в этот день на месте расстрела  двадцати семи тысяч ростовчан фашистскими оккупантами собирается общественность города. Среди участников траурного митинга  – представители Администрации г. Ростова-на-Дону, городского Управления культуры, Ростовской Еврейской общины и других организаций города. Во время мероприятия проходит обзорная экскурсия по музею Мемориала «Змиевская балка», возложение цветов и камней (согласно еврейской традиции) у Вечного огня, чтение поминальных молитв.

Несколько слов необходимо сказать о трагедии  Змиевской балки.

Тема Холокоста особенной болью отзывается в сердцах ростовчан. Катастрофа, произошедшая в Змиевской балке, сопоставима по чудовищности с такими преступлениями немецких фашистов, как белорусская Хатынь, киевский Бабий Яр, польский Освенцим.

Змиевская балка  –  самое большое в современной России место захоронения жертв Холокоста.

8.	Выступление главного раввина Израиля Исраэль Мэир Лау на траурном митинге, посвященном 70-летию  Змиевской балки.Трагические события произошли 11 августа 1942 года во время второй оккупации Ростова. По приказу городского немецкого командования представители еврейского населения явились на сборные пункты, откуда якобы евреев должны были вывозить в отдаленный район для жительства. Однако машины с евреями, среди которых преобладали женщины, старики и дети, остановились неподалеку от Ростова, возле поселка 2-я Змиевка. Здесь мирных жителей ожидала безжалостная расправа: взрослых расстреливали, уничтожали в душегубках, детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом. Те жители поселка, которые вопреки приказу немецкого командования не покинули свои дома, став свидетелями казни евреев, свидетельствуют, что еще через 2-3 дня после расстрелов из-под земли слышали стоны заживо погребенных людей. Необходимо заметить, что среди жертв тех страшных августовских дней  были и русские военнопленные, а также члены еврейских семей другой национальной принадлежности.

О масштабах ростовской катастрофы говорит тот факт, что до 1941 года по численности еврейская община Ростова находилась на 3 месте после Москвы и Ленинграда. После войны еврейское население донской столицы уменьшилось вдвое.

Мемориальный комплекс «Змиевская балка» был воздвигнут в 1975 году, к 30-летию победы. Его авторами стали архитекторы Н. Нерсесьянц, Р. Мурадян, скульпторы Н. Аведиков, Е. Лапко, Б. Лапко. Мемориал включает в себя выполненную в бетоне многофигурную скульптурную группу с находящимся перед ней Вечным огнем, а также пять пилонов, соответствующих годам войны. В центре скульптурной композиции – фигура женщины, которая является символом Родины-матери. Справа и слева от нее – двое мужчин, еще одна женщина и ребенок. Они ждут расстрела, но их лица полны не страха, а ненависти к врагам и мужественной уверенности в предстоящей победе. У входа в мемориал оборудована смотровая площадка. Оттуда лестница ведет в зал скорби из черного мрамора, где развернута экспозиция о зверствах фашистов в оккупированном городе. Напротив входной ниши в траурный зал – укрепленные на стене строки из стихотворения Роберта Рождественского «Реквием»: «Помните! Через века, через года – помните!». Недалеко от Змиевской балки, на ведущей к мемориалу улице Зоологической установлен «въездной» памятный знак «Никто не забыт, ничто не забыто».

9.	Мемориальные мероприятия к 70-летию  Змиевской балкиВ этом году исполнилось 70 лет со дня чудовищной катастрофы. 12 августа состоялись мемориальные мероприятия, посвященные 70-летию трагедии Холокоста в Змиевской балке Ростова-на-Дону. Траурную церемонию открыл Марш «Дорога живых». Сотни ростовчан, желая почтить память погибших, прошли четыре километра того пути, который стал когда-то последним для тысячи невинно загубленных людей. Именно эта акция показала то духовное единство, которое, вопреки политическим разногласиям и социальному расслоению, все же существует  между верующими и атеистами, евреями и русскими. Позже состоялась траурная церемония у Мемориала «Памяти жертв фашизма», которая открылась  православными и иудейскими поминальными молитвами, совершенными у Вечного огня Мемориала. Церемония продолжилась митингом, в котором приняли участие такие  высокие гости, как   главный раввин Израиля Исраэль Мэир Лау, временный поверенный по делам Израиля в России Рои Розенблит, руководитель Международного фонда Холокост А. Гербер.

Еще одно важное направление работы БИЦ им. Тургенева с Еврейским благотворительным фондом «Хесед  Шолом Бер»  –  деятельность по популяризации традиций еврейской культуры.

Сотрудники и читатели библиотеки совместно с фондом ежегодно принимают участие в еврейском национальном празднике Шавуот (День  дарования Торы). Нередко этот праздник проводится  в живописном уголке на левом берегу Дона. Библиотека для участников мероприятия проводит обзор художественной словесности,  где отражены традиции еврейской культуры.  Немаловажно, что в мероприятии принимают участие не только еврейские, но и русские семьи. Многие приходят с детьми, для которых библиотекарями и представителями фонда «Хесед  Шолом Бер»  организовываются познавательные викторины, развивающие игры и конкурсы. Значение подобных мероприятий сложно переоценить: живое, непосредственное общение представителей различных национальностей способствует формированию подлинного толерантного мировоззрения.

У Вечного огня мемориала «Змиевская балка»Другое крупное мероприятие, в котором каждый год участвует БИЦ им. Тургенева, – Городской Фестиваль еврейского танца и музыки, который называют праздником Добра, Радости и Миротворчества. В этом мероприятии, проходящем в большом комфортабельном зале  ДК Строителей,  участвуют хореографические коллективы, вокалисты, инструменталисты г. Ростова-на-Дону. Отличительными особенностями этого яркого, запоминающегося действа являются красочные костюмы, колоритная музыка, особая атмосфера зрительского восхищения и доброжелательности.

В процессе работы БИЦ им. Тургенева с  фондом «Хесед  Шолом Бер» выявилось еще одно перспективное направление – здоровый образ жизни.

Например, этим летом БИЦ им. Тургенева принял участие в выездном семинаре «Озеро надежды», состоявшемся в живописном уголке на берегу Дона в рамках программы «Я люблю тебя, жизнь», осуществляемой  еврейским благотворительным  фондом. Активными участниками мероприятия стали представительницы библиотечного клуба «Берегиня». Семинар был посвящен проблемам женского здоровья. Почетными гостями мероприятия стали врачи, психологи, социологи. Они обсуждали вместе с присутствующими вопросы профилактики онкологических заболеваний, психологической поддержки женщин группы риска. Специалисты также провели с присутствующими практические занятия. Так, психолог Г.В. Кондрат, член Президиума Региональной общественной организации психологов и социальных работников  «Анима» г. Новочеркасска,  организовала для женщин тренинг «Как правильно адаптироваться в незнакомом социуме». Она же  продемонстрировала комплекс физических упражнений для профилактики остеохондроза и стимуляции умственной работоспособности. Редактор приложения «Здоровье»  газеты «Аргументы и факты-на-Дону» А.Б. Полежаева предложила участницам мероприятия анкетирование «Что я делаю для профилактики рака груди». Неформальная обстановка позволила плодотворно соединить консультации  приглашенных специалистов с активным отдыхом и живым общением женщин разных возрастов, вероисповеданий и социальных слоев. Волонтеры фонда «Хесед  Шолом Бер» представили для участников семинара большую концертную программу, а также презентовали творческую мастерскую «Новая жизнь старой шляпки». В завершении мероприятия всех участниц ждал приятный сюрприз –  памятные призы: книги и косметические наборы компании «Эйван».

11.	Кира Найтли в роли Сабины Шпильрейн в к/ф Дэвида Кроненберга «Опасный метод».Значительной вехой в творческом сотрудничестве БИЦ им. Тургенева и благотворительного фонда «Хесед  Шолом Бер»  стала Международная конференция «Старшее поколение: общество и политика», состоявшаяся 17-18 октября 2011 г. в г.Москве. Заведующая БИЦ им. Тургенева В. Г. Волчкова вместе с заместителем руководителя фонда М. Е. Кулишовой (по  совместительству также работником библиотеки) стали участниками этого мероприятия. Организаторами представительного форума, на котором присутствовали ученые и общественные деятели из Германии, Великобритании, Украины, Беларуси и России, стали Немецкий федеральный фонд «Память, Ответственность и Будущее» и Международное общество «Мемориал».  В рамках  тематического блока «Участие гражданского общества в диалоге поколений – практический опыт реализации проекта «Место встречи – диалог» М. Е. Кулишова представила опыт  работы фонда «Хесед  Шолом Бер»  по двум проектам. В 2011 г. ростовский Еврейский благотворительный фонд при поддержке Министерства информации и внутренней политики Администрации Ростовской области осуществлял программу «Я люблю тебя, жизнь», направленную на социо-культурную реабилитацию пожилых людей. Этот проект занял 3 место в III Всероссийском Фестивале социальных программ «СоДействие» в номинации «Качество жизни людей пожилого возраста». 30 сентября 2011 г. за данную проектную деятельность представители фонда «Хесед  Шолом Бер» были чествованы в мэрии г. Москвы и получили наградной знак. Вторым значительным достижением, о котором рассказала  М. Е Кулишова., стал проект «Театральная студия «Дети войны», который в 2010 г. получил грант от трех фондов: федерального немецкого фонда «Память, Ответственность и Будущее», Международного общества «Мемориал» и фонда «Взаимопонимание и примирение». В осуществлении этих двух проектов принимал непосредственное участие  БИЦ им. Тургенева.

В настоящее время фонд «Хесед  Шолом Бер»  приступил к реализации проекта «Zusammen» («Вместе»), который близок по своим целевым установкам к двум предыдущим. Спонсором этого проекта выступает федеральный немецкий фонд «Память, Ответственность и Будущее». Целями данной проектной деятельности является объединение пожилых ростовчан, чьи детство и юность пришлись на годы Великой Отечественной войны, обеспечение им полноценного в интеллектуальном, духовном, эмоциональном отношении досуга. Необходимо заметить, что участником проекта может стать пенсионер не только еврейской национальности. Площадкой для  творческих встреч, литературно-музыкальных гостиных, вечеров будет являться БИЦ  им. Тургенева. 

Участие в Московской конференции дало импульс дальнейшей деятельности БИЦ  им. Тургенева  в данном направлении.

Так, в ближайшее время библиотека планирует расширение состава семейного клуба «Берегиня». На его заседания будут приглашаться еврейские семьи, династии (врачи, учителя, юристы, строители), почетные ростовчане, с которыми будут проводиться вечера национальной культуры и профориентации. На одно из таких мероприятий, например, в ближайшее время будет приглашен наш заслуженный земляк  – М. А. Уманский, герой труда, проработавший  полвека на знаменитом Ростсельмаше.

Солдатская синагога в Ростове-на-Дону (ныне действующее культовое сооружение).В работе библиотеки по популяризации еврейской культуры также предполагается расширение координационных связей. В ближайшее время планируется наладить сотрудничество с еврейской гимназией «Ор Авнер» (Свет знаний)  –  единственным на Юге России национальным образовательным  заведением.

 В культурно-досуговой и информационной деятельности (разработка электронных презентаций, рекомендательных списков литературы, информационных часов, книжных выставок, уроков толерантности, создание электронных папок) намечается расширение тематического диапазона. Библиотекарям представляется интересным затронуть с читателями такие  проблемы, как

 

v «Ростовчане-евреи  –  мировые знаменитости». 

 

v «Знаменитые ростовчане-евреи: возвращенные имена».

 

v «Змиевская балка: память о жертвах нетленна».

 

v «Сгоревшим в огне 20 столетия.»:  цикл кинолекториев, посвященный  художественным кинофильмам Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», Романа Полански «Пианист», а также документальным фильмам «Свободны от евреев» (о ростовском Холокосте), «Арифметика свободы» (о подвиге ростовчанина Александра Печерского в годы Великой Отечественной войны).

 

v Встречи со знаменитыми ростовчанами, представляющими еврейскую культуру: краеведом Е. В. Мовшовичем, автором известной книги «Очерки истории евреев на Дону», ростовскими поэтами И. Хентовым, писателем В. Лившицем, А. Мацановым и др.  

 

v «Еврейские топонимы в г. Ростове-на-Дону».

 

v «И пройдет над ними ветер»: еврейская тема в художественной литературе».

 

v «Неугасимый светильник памяти» (о жертвах ростовского Холокоста).

        

 Еврейский народ издавна называют «Народом Книги», имея в виду, что главное его национальное богатство – Тора (Пятикнижие), являющее собой свод духовных, нравственных, бытийных, законов. Образ Книги как главного вектора и фактора существования, как символа некоего творческого сопряжения человека и Мирового Разума, бытующий в сознании иудеев, является близким, генетически родственным и для современных библиотек. Поэтому именно библиотеки, обладая исключительным информационным потенциалом, имея за плечами богатый опыт работы по развитию гуманистического развития личности, способны донести до своих читателей осознание всей ценности вклада еврейского наследия в мировую культуру.

                                                                

 

Кравченко Марина Валерьевна,

главный библиотекарь

организационно-методического отдела

Центральной городской библиотеки им. Горького

МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.