наверх


Нестерова Елена Васильевна

изменена 2019-05-20 18:16

Родилась 13 июня 1938 г. в Ростове-на-Дону. В СП СССР принята в 1976 г.

В 1955 году Е. Нестерова окончила среднюю школу, в 1959-м — Ленинградский институт культуры. Несколько лет потом работала методистом Ростовской областной научной библиотеки. Занима­лась в литературном объединении «Дон», выступала со стихами в местной печати.

В 1964 году в Ростовском книжном издательстве вышел первый поэтический сборник Нестеровой «Весла».

В 1965—1967 годах она в составе экипажа теплохода дальнего плавания «Иван Франко» участвовала в рейсах к берегам Европы, Северной Африки, Латинской Америки. Лирические репортажи Е. Нестеровой с борта теплохода печатались в «Комсомольской правде», «Литературной России», «Комсомольце», в коллективных сборниках издательства «Молодая гвардия», звучали по молодеж­ным радиостанциям «Юность» и «Парус».

Член КПСС с 1964 г.

В 1968 году Е. Нестерова возвратилась на работу в областную библиотеку имени К. Маркса, продолжала сочетать работу мето­диста с творчеством; некоторое время работала в Ростовском культпросветучилище. Стихи ее в это время печатались в журна­лах «Юность», «Москва», «Смена», «Советская женщина», «Ого­нек», «Дон», в коллективных сборниках Москвы и Ростова.

В 1975 году в Ростовском книжном издательстве вышла ее кни­га «Второе слово».

В 1979 году Е. Нестерова перешла на творческую работу — Ростовский обком ВЛКСМ и правление писательской организации утвердили ее руководителем областного литературного творческого объединения «Дон».

В конце 70-х — начале 80-х годов вышли в свет три поэтические, книги Е. Нестеровой: «Апрельская буря» (1979) и «Рассветные ок­на»(1982)в Ростовскомкнижномиздательстве,«Следволны» (1984)—в издательстве «Современник».

Лирическая героиня стихов Е. Нестеровой — современная жен­щина, несущая человеческую и гражданскую ответственность за мир, в котором живет, труженица, ищущая счастья в любви к близ­ким, в полноте творчества. Сборники стихов Елены Нестеровой от­ражают духовное возмужание героини, рождавшееся в напряжен­ной, полнокровной жизни.

Большое место в поэзии Нестеровой занимают стихи о людях Атоммаша, которые публиковались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Дон», вошли в сборники «Апрельская буря», «Рассветные окна».

В книжке «Рассветные окна» Е. Нестерова выступила в новом для себя жанре поэмы. «Алена Арзамасская» — поэма о легендар­ной предводительнице мятежных крестьян.

Перу поэтессы принадлежат переводы с языков народов Север­ного Кавказа, с болгарского языка.

Некоторые ее стихи положены на музыку.

В 1976 году Е. Нестерова за активную общественную деятель­ность по итогам девятой пятилетки награждена орденом «Знак Почета».

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯЕ. В. НЕСТЕРОВОЙ

Отдельные издания

Стихи

Весла.-Ростов: Кн. изд-во, 1964.—47 с, портр.

/Стихи./ —Ростов:Кн.изд-во,1968. — 23 с,пор'тр.— (Поэзия Дона). Второе слово. — Ростов: Кн. изд-во,1975.— 39 с. Апрельская буря. — Ростов: Кн. изд-во,1979.— 109 с, портр. Рассветныеокна:Стихиипоэма/«АленаАрзамасская»/..— Ростов:Кн. изд-во, 1982.— 79 с, портр.

След волны. — .VL, Современник,1983. — 78 с.— (Новинки «Современника»).

 

Мама Лена

 

За исключением великих Чехова и Шолохова крайне редко кто из донских писателей и поэтов (зачастую вполне достойных) удостаивался венка стихов в свою честь и изданных воспоминаний. К 70-летию Елены Нестеровой, поэта и (без преувеличения!) гражданина, в Ростове-на-Дону увидела свет книга под названием «Венок Елене».

Сегодня не принято писать о поэтах и поэзии. Не принято говорить в эпоху массовых выходов мало кому интерес­ных поэтических сборников и о том. что молодым необходимо помогать: мол, если есть деньги, сами донесут себя до читателя. Но почему же тогда многие ныне известные донские литераторы пожелали вспомнить человека, кото­рый чуть ли не главным делом своей жизни поставил эту самую помощь?

Она вела занятия в литератур­ном объединении «Дон», создан­ном по «велению партии», решив­шей, что творческой молодежью все-таки нужно заниматься. Но благодаря по-отечески нежному отношению и каждому пишущему (ибо знала, знала, что такое редак­торский деспотизм!) ей удалось со­здать такую экологическую нишу, где каждый - от ветерана войны до надменного юного «гения» - чув­ствовал себя комфортно. И это в те застойно-удушливые времена, когда подозрение вызывала каж­дая мало-мальски стоящая мысль или неординарная рифма!

Она учила бережному отношению к каждой появившейся на свет строч­ке. А сколько сил было ею приложе­но, чтобы в «Молоте» появлялись подборки молодых поэтов?! Слушать, как она ведет Пушкинские праздни­ки в Танаисе, собирались толпы, и только после уж очень настойчивых «советов» вышестоящих «товари­щей» она перестала приезжать в за­поведник в начале каждого лета.

О Елене Васильевне вспомина­ют в книге более чем взрослые люди, тогда называвшие ее «мамой Леной». Таких замечательных сти­хотворений, посвященных женщи­не, «шагнувшей в вечность», давно читать не доводилось. Но еще бо­лее удивляют и восхищают напеча­танные в книге стихи самой Елены Нестеровой, которые в свое время издать ей не удалось. Сегодня они стали доступны всем. Так не озна­чает ли их приход в наше время то самое бессмертие, которое доста­лось этой тонкой и ранимой душе за её подвижническое служение?!

Вера ВОЛОШИНОВА