наверх


Чалхушьян Хачатур Христофорович

изменена 2019-05-20 22:15

1 январяЧалхушьян  Хачатур Христофорович

130 лет со дня рождения архитектора Чалхушьян Хачатура Христофоровича

(1889-1980)

Сегодня в городе трудно найти архитектора, анализируя творчество которого, можно сказать: «Он понимает и любит Ростов». Эти слова с полным правом можно отнести к Хачатуру Христофоровичу Чалхушьяну — архитектору незаслуженно забытому сегодня. Он жил и творил в нашем городе. Хачатур Христофорович не мог представить свой южный город без скверов и бульваров, разряжающих напряженное пространство перекрестков и улиц; без проспектов — открытых перспективе задонья; без зеленых партеров-газонов, организующих простор площадей. Он не мыслил Ростов без его исторического наследия, дающего ориентиры будущих архитектурных творений.

Он родился в 1889 г. в Нахичевани на Дону, окончил ростовское Петровское реальное училище. Стремление получить высшее образование в столице было традиционным для его семьи. Семья не могла помочь старшему сыну, понимая это, Хачатур все же едет в столицу и поступает по конкурсу в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Через три года ему приходится оставить учебу и зарабатывать на жизнь самому. Но и это обстоятельство оборачивается в его пользу. Он работает в проектных бюро таких мастеров, как академик М. М. Перетяткович, Л. Н. Бенуа и др. Именно в эти годы складывается его пристрастие к гармоничным формам классицизма, архитектуре эпохи Возрождения; формируется представление о здании как об элементе единого градостроительного организма. Финансовые затруднения семьи заставляют его вернуться в Нахичевань перед началом гражданской войны, тогда кажется, что дальнейшая возможность учебы полностью потеряна. В начале 1923 г. появляется возможность поехать в Ленинград закончить учебу в институте. Диплом о высшем образовании он получает спустя год. Проработав несколько лет в «Стройкоме» ленинградского Губоткомхоза, в августе 1928 г. он с женой и сыном возвращается в Ростов.

В эти годы в Ростове развернулось кооперативное жилищное строительство. Опыт дипломированного столичного архитектора оказывается востребованным в городе, где он родился.

Наиболее значительными из первых ростовских построек Х. Х. Чалхушьяна стали: дом-гигант № 2 на Профсоюзной улице, комплекс 18-ти жилых домов на улице Мечникова, гостиница «Ростов» в соавторстве с архитекторами И. Е. Чаркесианом и Л. Л. Эбергом

На рубеже 1920-30-х гг. в архитектуре определяется стремление к большей архитектурной выразительности фасадов и объемов зданий.  В Ростове он проявился в строительстве целого ряда многоэтажных домов северной части Буденновского проспекта.

Его авторству так же принадлежит многоэтажный дом специалистов на углу Буденновского проспекта и ул. Катаева (1934-1935 гг.) и дом начальствующего состава СКВО на углу Буденновского проспекта и ул. Варфоломеева (1934-1940 гг.).

Была в предвоенные и послевоенные годы в творчестве Хачатура Христофоровича заветная тема. Случай — в виде закрытого конкурса межгородских проектных организаций — предоставил ему возможность начать работу над проектом Государственной краевой научной библиотеки им. К. Маркса в Ростове. Впервые в 1935 г. он выполнил конкурсный проект здания библиотеки, располагавшейся на углу Буденновского проспекта и ул. Энгельса. Второй раз он составляет проект по конкурсу 1937 г. для библиотеки с книгохранилищем на 2 миллиона книг на площади им. Кирова. Его проект вновь был выбран для строительства и разработки. В 1951 г. Х. Х. Чалхушьян вновь участвует в подобном конкурсе, где здание библиотеки размещается на площади Культуры и Искусств, образованной вокруг памятника С. М. Кирову. Но строительство в те годы так и не было начато. Во всех трех проектах здание библиотеки олицетворяло собой храм науки и было исполнено в сдержанных формах советской неоклассики.

Послевоенная реконструкция Ростова вновь призвала опыт и знания зодчего, которому уже было за пятьдесят. Он активно участвует в реконструкции старых зданий и строительстве новых в центре города.

Одним из ярких примеров профессионального содружества ростовских зодчих конца 1940-х — начала 1950-х гг. стала реконструкция застройки перекрестка Буденновского проспекта и Б. Садовой улицы. Разрушенные строения на всех четырех углах перекрестка заставили искать его новое государственное решение. На восточной стороне проспекта два многоэтажных здания с башенными объемами (здание с магазином «Золотой колос», архитектор Г. А. Петров; реконструкция доходного дома Пустовойтовых — ныне универмаг) сформировали своеобразные пропилеи города размещенные на въезде в центр города от железнодорожного вокзала. На западной стороне проспекта организовали небольшие скверы. За ними поднялись два новых здания: Управление сельского хозяйства (архитектор Х. Х. Чалхушьян, 1953 г.) и Дом книги (архитектор Л. Л. Эберг, 1956).

Здание Управления сельского хозяйства спустя два года было передано музыкально-педагогическому училищу, преобразованному вскоре в музыкально-педагогический институт. В облике этого административного здания Х. Х. Чалхушьян остается верен пристрастию к классическому наследию, сформировавшемуся в молодости. Классические и ренессансные мотивы, органично соединяясь на фасаде, образуют живописную композицию, которая органично существует с пространством сквера, с доходным домом начала века, к которому примыкает с ордерными композициями на фасадах пропилеи города.

Однако проектировать и строить ему приходилось не только на Большой Садовой. В 1947-1950 гг. он автор реконструкции учебного корпуса механического факультета РИИЖТа, в 1948-1950 гг. — здания общежития Горностроительного техникума на Пушкинской улице № 2, в 1953-1956 гг. — жилого дома «Севзаготстроя», в 1951-1954 гг. — жилых домов электроремонтного завода и ряда других.

В послевоенные годы ему пришлось немало проектировать и строить в ближайших и дальних городах Юга: в Таганроге, Новочеркасске, Сальске, Хосте и др. Но при этом он остается очень ростовским зодчим, хорошо понимающим внутренние законы развития города в каждой его, казалось бы, рядовой постройке. Это подтверждает его последняя работа, связанная с планировочным решением Комсомольской площади (1962-1966 гг.). Согласно его решению, на площади был организован круговой газон и в последствии сооружена 15-метровая стела, которая стала ориентиром проспекта и сходящихся улиц. Мемориальный зеленый круг в центре площади был поддержан рядом газонов по ее периметру.

Однако разговор о творческом пути Хачатура Христофоровича был бы неполным, если не сказать о его педагогической деятельности. Началась она еще в Ленинграде в 1927 г., Преподавал он рисование для рабочих на курсах треста «Ленинградодежда».  Однако с годами, в связи с накопившимся опытом и знаниями, появилась потребность рассказать современникам об архитектуре несоветской эпохи. В конце 1940 — начале 1950-х гг. он читает курс «История архитектуры» в Новочеркасском политехническом институте на строительном факультете. В 1956 г. преподает на строительном факультете РИИЖТа, в конце 1960-х — на архитектурном факультете РИСИ. Может поэтому стремится уже в преклонном возрасте поделиться профессиональным опытом, что видит впереди опасность для архитектуры со стороны индустриального типового домостроения, которое слоновой поступью входит в исторический центр Ростова.

Его творческая жизнь прервалась неожиданно. Преждевременно ушла из жизни жена — Зинаида Алексеевна. В начале 1970-х дочь увезла отца в Москву, где он и скончался в возрасте 91 года 30 августа 1980 г. В родной город его прах был перевезен в 1981 г. и подзахоронен в могилу жены на Северном кладбище Ростова.

Источники:

   1. Волошинова Л.Ф. Он понимал и любил Ростов (Х.Х. Чалхушьян) // Донской временник: Год 2004-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов- на-Дону: Донской издательский дом. – 2003. – С. 6-9.

   2. Донская Армения. Вып.1. - Ростов –на -Дону, 2007.

   3. Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т.5. - Ростов-на-Дону, 1999