наверх


Гнесин Михаил Фабианович

изменена 2019-05-20 21:19

2 февраляГнесин Михаил Фабианович

130  лет со дня рождения Михаила  Фабиановича Гнесина  (1883 —1957) — русский композитор, педагог, общественный деятель.

Родился в городе Ростове-на-Дону. Сын ростовского казенного раввина, гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер. В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в компози­ции. Ему не было еще и восьми лет, когда он на­писал первое свое произведение.  После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургс­кую консерваторию.

В 1900-1909 гг. учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, вначале в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.

Принял в 1905 году ак­тивное участие в забастовке сту­дентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с Глазуновым и Лядовым покинули консерваторию в знак протеста)

Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Миха­ил Фабианович продолжил как творческую, так и просветитель­скую работу. С 1911 года преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре (сейчас Краснодар). В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны. 1920-1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.

Первую бесплатную музыкальную школу Ростову подарил Михаил Гнесин.

С 1923 г. в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сестрами. С 1925 – в Московской консерватории; в 1935–1944 работал в Ленинградской консерватории; в 1944–1951 заведовал кафедрой композиции в Институте им. Гнесиных. Михаил Фабианович был очень авторитетным педагогом (среди его учеников – А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников); он автором новой методики обучения композиторов, изложенной в книге «Начальный курс практической композиции» (1941); до сих пор сохраняет значение его книга «Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове» (1956).

Раннее творчество Гнесина было связано с новаторскими течениями в русском искусстве начала 20 в. – поэзией символизма (вокальные циклы на стихи Бальмонта, Блока, Иванова) и театром (музыка к постановкам античных трагедий и разработанная Гнесиным в этой связи система ритмического чтения); известностью пользовался также его Симфонический дифирамб памяти М. А. Врубеля. Кроме того, Гнесин был одним из деятелей еврейского музыкального движения (в частности, совершил несколько поездок в Палестину и в начале 1920-х годов создал оперу Юность Авраама) и изучал еврейский фольклор (впоследствии также фольклор многих других народов).

Общая педагогическая методика Гнесиных была основана на классических принципах русской музыкальной педагогики; в частности, примечательной чертой всех учреждений, было сохранение памяти о музыкантах, покинувших Россию после событий 1917: в педагогическом репертуаре всегда были широко представлены сочинения Рахманинова, Метнера, Гречанинова и других.

Михаил Фабианович заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, лауреат Сталинской премии (за сонату-фантазию для фортепианного квартета).

 Умер 5 мая 1957 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ростовчанка Людмила Рыбальченко  сняла документальный фильм о ростовском периоде жизни композитора М. Ф. Гнесина. Он был показан и в Москве.

Источники:

  1. М. Ф. Гнесин: статьи, воспоминания, материалы, / М. Ф. Гнесин, сост. и общая ред. Р. В. Глезер. — М., 1961;
  2. Гурвич, С. С.   Жизнь в музыке / С. С. Гурвич // Люди земли донской. - Ростов н/Д. - С. 284-287;
  3. Гурвич, С. С. Ростовские страницы биографии М. Ф. Гнесина // М. Ф. Гнесин: статьи, воспоминания, материалы. Москва, 1961. - С. 288-298;
  4. Гировский,  Е. Ф. Донская консерватория // Культура донского края: страницы истории: сб. науч. тр.-  Ростов-на-Дону, 1993. -  С. 98-112;
  5. Сычева, Г. С. Михаил Фабианович Гнесин: композитор, педагог и просветитель // Мой народ: литературно-художественный альманах. - [Ростов-на-Дону]. 2015. -  № 1. - С. 114-146;
  6. Брюхович, С.   Композитор - педагог - музыкант / С. Брюхович // Донские страницы. - Ростов-на-Дону. - Вып. 3. - С. 94-102;
  7. Агуренко, Б. Михаил Гнесин, композитор и педагог// Вечерний Ростов. - 2002. - 27 дек. - С. 2.- Режим доступа: http://www.dspl.ru/Opac-Kray/retro/02_12_27.PDF;
  8. Моисеева,  М. Музыка души Михаила Гнесина /М. Моисеева// Ростов официальный. -  2016. - № 41 (5 октября). -  С. 10;
  9. Гиченко, М. Сегодня Михаил Гнесин в городе всем известен!  /М. Гиченко // Вечерний Ростов. - 2016. - 11 мая. - С. 7;
  10. Ткачева, К. Ростовский дом композитора Гнесина// Вечерний Ростов. - 2013. – 4 марта.  - С. 5.