наверх
2 февраля
130 лет со дня рождения Михаила Фабиановича Гнесина (1883 —1957) — русский композитор, педагог, общественный деятель.
Родился в городе Ростове-на-Дону. Сын ростовского казенного раввина, гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер. В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в композиции. Ему не было еще и восьми лет, когда он написал первое свое произведение. После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1900-1909 гг. учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, вначале в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.
Принял в 1905 году активное участие в забастовке студентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с Глазуновым и Лядовым покинули консерваторию в знак протеста)
Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Михаил Фабианович продолжил как творческую, так и просветительскую работу. С 1911 года преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре (сейчас Краснодар). В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны. 1920-1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.
Первую бесплатную музыкальную школу Ростову подарил Михаил Гнесин.
С 1923 г. в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сестрами. С 1925 – в Московской консерватории; в 1935–1944 работал в Ленинградской консерватории; в 1944–1951 заведовал кафедрой композиции в Институте им. Гнесиных. Михаил Фабианович был очень авторитетным педагогом (среди его учеников – А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников); он автором новой методики обучения композиторов, изложенной в книге «Начальный курс практической композиции» (1941); до сих пор сохраняет значение его книга «Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове» (1956).
Раннее творчество Гнесина было связано с новаторскими течениями в русском искусстве начала 20 в. – поэзией символизма (вокальные циклы на стихи Бальмонта, Блока, Иванова) и театром (музыка к постановкам античных трагедий и разработанная Гнесиным в этой связи система ритмического чтения); известностью пользовался также его Симфонический дифирамб памяти М. А. Врубеля. Кроме того, Гнесин был одним из деятелей еврейского музыкального движения (в частности, совершил несколько поездок в Палестину и в начале 1920-х годов создал оперу Юность Авраама) и изучал еврейский фольклор (впоследствии также фольклор многих других народов).
Общая педагогическая методика Гнесиных была основана на классических принципах русской музыкальной педагогики; в частности, примечательной чертой всех учреждений, было сохранение памяти о музыкантах, покинувших Россию после событий 1917: в педагогическом репертуаре всегда были широко представлены сочинения Рахманинова, Метнера, Гречанинова и других.
Михаил Фабианович заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, лауреат Сталинской премии (за сонату-фантазию для фортепианного квартета).
Умер 5 мая 1957 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ростовчанка Людмила Рыбальченко сняла документальный фильм о ростовском периоде жизни композитора М. Ф. Гнесина. Он был показан и в Москве.
Источники: