наверх
23 июля
70 лет со дня рождения Александра Кайданосвкого (1946-1995) советского и российского актёра, режиссёра, сценариста.
Он родился в городе Ростове-на-Дону в семье инженера. С раннего возраста Александр познал, что такое свобода. После того как его родители развелись, Саша жил сначала с матерью, а потом - в новой семье отца.
Кайдановский поступил в Ростовское училище искусств. Однако вспыльчивый характер Александра и его порывистость привели к разрыву с режиссером. Заканчивал курс он уже у Михаила Бушнова. «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. У нас с Сашей за весь период обучения не произошло ни одного скандала. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» - необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое», - рассказывал о своем ученике М. Бушнов.
В 1965 году, окончив Ростовское училище, вместе с женой Ириной (к тому времени он уже был женат) уезжает в Москву. Там первоначально поступил сначала во МХАТ. Но потом, благодаря все той же необузданности, переходит в театральное училище имени Щукина, где и завершил свое обучение.
Еще, будучи студентом, снялся в ряде эпизодов, а после окончания училища Кайдановского принимают в труппу Театра имени Вахтангова. Александр Леонидович вспоминал: «Вахтанговская "корпорация" отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».В те дни никто не верил в Кайдановского. Редкие роли, которые он играл в фильмах, оставались не замеченными зрителями. Михаил Ульянов даже советовал ему возвращаться обратно в Ростов и пытаться устроить свою судьбу там. Но молодой актер поступил по-своему - в 1973 году он ушел в армию.
После армии киноматографическая судьба изменилась. Уже к концу 70-х Кайдановский был достаточно известным актером советского кино. В 1979 году он сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Загадочный образ Сталкера стал вершиной его актерского пути, вместив в себя всю многосложность и трагедийность Кайдановского-художника, Кайдановского-человека. Своей феноменальной игрой актер просто завораживал зрителя. От него словно исходил какой-то магнетизм, не позволяющий ни на секунду расслабиться и оторваться от экрана.
Кто-то считал, что режиссура убила в нем актера. Но разве можно было вжиться в созданный образ больше, чем это делал Кайдановский-режиссер?. Все его фильмы были проникнуты духом богоборчества и философскими поисками смысла. Последний «Восхождение к Эрхарду» (о борьбе между любовью к богу и любовью к человеку) так и не был закончен - этому помешали жизненные коллизии и смерть…
В результате трех инфарктов Александра Кайдановского не стало.
На фасаде дома № 32/76 в переулке Газетном установлена мемориальная доска актеру и режиссеру Кайдановскому Александру Леонидовичу
В города Ростова-на-Дону реализуется проект по открытию в культурного центра имени Александра Леонидовича Кайдановского
Источники: