Ундров Константин Вла­ди­ми­ро­вич

10 ноября Ундров Константин Вла­ди­ми­ро­вич

60 лет со дня рождения Константина  Вла­ди­ми­ро­вича Ундрова (1957-2012), автор и исполнитель песен, музыкант.

Родился в городе Ростове-на-Дону. Известен песнями про Ростов-на-Дону, созданными в соавторстве с Иваном Кононовым, а также как исполнитель казачьих песен, песен про донских рыбаков. Получил первую известность в конце восьмидесятых годов, когда его песни распространялись на магнитоальбомах. Самая знаменитая песня  - «Левый берег..»

Источники:

  1. Оленев, А. Московский шансонье воспел Ростов, казаков и рыбаков // Вечерний Ростов. -  2012. - 14 дек. -  С. 2
  2. Черноштан, А. П. "Левый, левый, левый берег Дона": [интервью с генеральным директором ЗАО "Навигатор" (Ростов-на-Дону), другом и соратником К. Ундорова по созданию песен морской тематики об авторе и исполнителе песни] // Речник Дона. -  2013.  - № 4-5 (март).  - С. 6
 

Асмаев Виктор Карпович

16 ноябряАсмаев Виктор Карпович

70 лет со дня рождения  Виктора Карповича Асмаева (1947 – 2002), заслуженный мастер спорта по конному спорту (1980), чемпион XXII Олимпийских Игр в командном зачете (1980). Участник и призер международных соревнований, чемпион СССР (1980) и неоднократный призер всесоюзных соревнований по преодолению препятствий.

Родился в городе Ростове-на-Дону. Выступал за ДСО "Урожай". С 1984 по 1986 работал тренером сборной команды СССР по конкуру в Ростовской области. С 1987 года - завуч областной детской юношеской школы олимпийских резервов (ныне Ростовская школа высшего спортивного мастерства).

На доме № 90 по улице Лермонтовской, в котором В. К. Асмаев жил с 1983 по 2002 год, установлена мемориальная доска.

 

Авилов Михаил Александрович

21 ноябряАвилов Михаил Александрович

110 лет  со дня рождения Авилова Михаила Александровича (1907 – 1974) , поэта.

 Михаил Авилов родился в станице Цимлянской на Дону. Любовь к поэзии проявилась у него еще в то время, когда он учился в трудовой школе: зачитывался стихами, заучивал их наизусть.  Его первое стихотворение появилось в школьной газете.

Стихи М. Авилов писал всегда: когда работал грузчиком в Новочеркасске, помощником врубмашиниста на Луганщине, когда по окончании Новочеркасского зооветеринарного института в 1931 году стал сельским ветврачом, когда был в плену.

Летом 1941 года был призван в действующую армию. Его часть попала в окружение. И начался плен:   Бухенвальд. Ордуф. Гравинкель. Берген-Бельцен… «Я видел нечеловеческие страдания военнопленных в фашистских концлагерях, сам и испытал их и не мог об этом молчать.   В феврале 1945 года меня, как потерявшего способность работать, фашисты направили в Берген-Бельцен для уничтожения.  Но гитлеровские палачи  не успевали сжигать даже трупы умерших от голода, болезней, пыток. Это спасло немногих смертников, оставшихся в живых, и меня в том числе.  День освобождения – 15 апреля 1945 года – я запомнил на всю жизнь.» После длительный период восстановления в госпитале.

Вера в человека советской закалки, способного вынести адские муки и устоять, любящего жизнь и ненавидящего фашизм, - такова главная тема творчества Михаила Авилова.

Умер поэт 31 июня 1974 г.

Источники:

  1. 1.        Писатели Дона  : биобиблиографический указатель / [сост. Г. Г. Тягленко]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1986. – 413, [1] с.- С. 39- 41. - Библиография до 1986 г : С. 41;
  2. Поэзия Дона: антология, XX-XXI. -  Ростов-на-Дону, 2014. -  С. 3-4
  3. Моложавенко, В. С. Костры памяти / В. Моложавенко.  - Ростов-на-Дону, 1985. - С. 177-190
  4. Сивашов, Н. П. Он воспел свой край в стихах и прозе: [о М. А. Авилове, уроженце станицы Цимлянской, поэте] // Они прославили Цимлу. -  Цимлянск, 1999.  - С. 20-21
  5. Галустян, В.   Михаил Авилов - поэт и человек : [о жизни и твоpчестве, с публ. стихотворения]  /В. Галустян // Молот. – 1998. - 5 февp.
  6. Попова, А. Истоки современной ростовской поэзии. Экскурс в прошлое - 6: Поэзия первого послевоенного десятилетия / А. Попова // Донской писатель. Ростов-на-Дону. - 2011.  - № 5 -. С. 1 -  2. -  Ростовская ЦБС : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donlib.ru/page/gazeta-donskoj-pisatel.html
  7. Золотько,  А. Поэт мужества: [о донском поэте М. А. Авилове] / А. Золотько// Донской писатель. Ростов-на-Дону.  - 2011. -  № 10.  - С. 7. -  Ростовская ЦБС : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donlib.ru/page/gazeta-donskoj-pisatel.html
 

Донской казачий кавалерийский корпус

19 ноября

75 лет назад приказом Ставки Верховного Главнокомандующего был образован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус (1942), который внес весомый вклад в боpьбу с немецко-фашисткими захватчиками. В состав корпуса вошли 11, 12 и 63я кавалерийские дивизии и отдельные корпусные части. Командиром корпуса был назначен генерал-майор А. Г. Снливанов (15 ноября 1942 - 4 мая 1944), генерал-майор, позднее Горшков Сергей Ильич, генерал-майор. За боевые заслуги удостоен почётного наименования «Будапештский» (апр. 1945), награждён орденом Красного Знамени; около 32 тыс. его воинов награждены орденами и медалями, 11 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Источники:

  1. Пятый Донской : воспоминания ветеранов 5-го гвардейского Дон. казачьего кавалер. краснознам. будапешт. корпуса. -  Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1979.  - 160 с.;
  2. Овчаренко, И. В. Пятый Донской.  - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1968.  - 104 с.;
  3. Советская военная энциклопедия. Т. 1.  – М. - С. 615;
  4. Минкус, Н. Рожденный в пламени войны / Н. Минкус // Военный вестник Юга России. - 1997. - 10-16 нояб. - С. 11, 12, 13. – (См. прил. : Доблесть);
 

Горшков Сергей Ильич

21 сентябряГоршков Сергей Ильич

115 лет со дня рождения Сергея Ильича Горшкова  (1902-1993), советский военачальник, командир 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

Родился на хуторе Ольшанка станицы Урюпинской Хопёрского округа области войска Донского в семье донского казака.

Окончил кавалерийские курсы (1921), кавалерийскую школу, штабное отделение кавалерийских курсов усовершенствования комсостава (1933), высшие академические курсы при Военной академии РККА имени К. Е. Ворошилова (1946).

В Красной Армии с июля (фактически — с августа) 1920. Участник Гражданской войны, участвовал в разгроме банд Антонова и Колесникова.

С началом Великой Отечественной войны в качестве командира  206-й стрелковой дивизии участвовал в приграничном сражении и в обороне Киева. Вышел с группой бойцов и командиров из окружения в обмундировании, с оружием, документами и орденами, был тяжело ранен, вынесен адъютантом и медсестрой.

В ноябре 1941 был назначен командиром 15-й казачьей кавалерийской дивизии СКВО. В июле 1942 дивизия была включена в состав Северо-Кавказского фронта, затем Черноморской группы войск Закавказского фронта и участвовала в Битве за Кавказ. За успешное выполнение заданий командования, героизм личного состава она была преобразована в 11-ю гвардейскую.  В боевой характеристике от 1 декабря 1943 подчёркивалось: «Гвардии генерал-майор Горшков Сергей Ильич в боях проявил себя грамотным, смелым, решительным, настойчивым и вёл полки в бой, преодолевая сопротивление превосходящих сил противника…». С мая 1943 — заместитель командира 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса  Южного фронта. В октябре корпус принял участие в освобождении Левобережной Украины и вышел к Днепру у города Цюрупинска. С декабря того же года — заместитель командира 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Во время Одесской операции был тяжело ранен. В мае 1944 тяжело заболел командир 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса А. Г. Селиванов, и Горшков был назначен его командиром. Корпус в составе конно-механизированной группы под его командованием участвовал в Ясско-Кишинёвской и Будапештской наступательных операциях, в освобождении городов Европы. За отличие при освобождении Будапешта корпусу было присвоено почётное наименование «Будапештский».

После войны С. И. Горшков продолжал командовать корпусом. С марта 1946 он учился на Высших академических курсах при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С ноября того же года — в отставке по болезни.

Жил в городе Ростове-на-Дону, вел большую военно-патриотическую работу, возглавлял научное общество СКВО, был депутатом горсовета. В 1979 удостоен звания почетного гражданина города Ростова-на-Дону за личный вклад в освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года и активное участие в военно-патриотическом воспитании ростовчан.

В рассказе Константина Симонова «Сын Аксиньи Ивановны» выведен под именем полковника Вершкова.

В Ростове-на-Дону именем Горшкова назван проспект.

Источники

  1. Горшков Сергей Ильич [Электронный ресурс] // Памятники Дона . – (Они прославили Донскую землю). –Режим доступа:  http://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/38-2009-06-01-07-00-23/2615-2012-09-08-11-21-09
  2. Десять лет без комкора Горшкова [Электронный ресурс] // Ростов - город, Ростов - Дон . – Режим доступа:  http://ростовгород.рф/18-ulitsy-i-ploshchadi/1717-gorshkov-sergej-ilich
  3. Давыдов, А. С. Он шел по дорогам военным... /А. С. Давыдов [Электронный ресурс] // Ростов регион . – (Люди земли донской). –Режим доступа:  http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st048.shtml
 

Куликов Борис Николаевич

28 августа

80 лет со дня рождения Б.H. Куликова. Куликов Борис Николаевич, Член Союза писателей СССР, России с 1969 года, поэт, прозаик, публицист.

Родился  в станице Семикаракорской в семье потомственного донского казака. Вскоре после начала Великой Отечественной войны отец будущего поэта уходит на фронт.  Когда немецко-фашистские войска подошли к Семикаракорской, мать была смертельно ранена осколком бомбы. Осиротевшие дети остались с бабушкой. Вместе с ней они пережили оккупацию. Похоронка на сына, пришедшая вскоре освобождения станицы, окончательно подорвала ее силы, и вскоре она умерла. После этого сестру Бориса Эллу забирает сестра матери Анна и увозит на Дальний Восток, а Борис остается с тетей Екатериной Филимоновной, у которой было четверо своих детей. Память о ней Борис Куликов пронес через всю жизнь, посвятив ей повесть «Память сердца». После окончания Великой Отечественной войны из фашистского плена возвращается отец и женится на тете Ане, вернувшейся вместе с Эллой с Дальнего Востока. Так воссоединилась их семья.

Борис Николаевич еще во время учебы в школе публиковался в местной газете, писал в «Пионерскую правду».

После окончания школы Борис Куликов поступает на исторический факультет Ростовского государственного университета. Во время учебы участвовал в постановках созданного им вместе с друзьями студенческого театра «СТИФ». В это же время в газетах и журналах Ростовской области появляются его первые стихи.

Куликов долгое время жил и работал в старинной казачьей станице Семикаракорской Ростовской области. Он  хорошо знал деревенскую жизнь, специфику сельского труда людей многих специальностей: прежде чем стать писателем, он сам был комбайнером, слесарем, каменщиком, асфальтобетонщиком, мастером камнедробильного цеха. Словом, в литературу он пришел «бывалым человеком», которому было о чем рассказать людям.

Творческая биография Б. Куликова началась в конце 50-х годов, когда молодой поэт, тогда еще студент Ростовского университета, начал публиковать свои стихи в различных газетах и журналах. Они рассказывали о донском крае и его людях, которые выписаны были поэтом любовно и зримо.

За книгу «Вербохлёст», вышедшую в 1968 году в издательстве «Советский писатель», Куликова принимают в Союз писателей СССР.

Затем он обращается к прозе, написав ряд рассказов и повестей, но не оставляет и поэзию.

В 1973 году в Ростовском книжном издательстве вышел сборник повестей и рассказов Б. Куликова «Родные и далекие».

Тема земли и крестьянской жизни, которую развивает писатель Куликов, органично вбирает и тему природы, идею защиты живого на земле от посягательств цивилизации.

После распада Советского Союза, Союза писателей СССР и разделения Союза писателей РСФСР на Союз писателей России («почвеннического» направления) и Союз российских писателей («демократического» направления), Куликов вошёл в первый из них.

Жил в Семикаракорске. Умер 5 марта 1993 года.

С 2007 года в Семикаракорске каждый год проводится праздник «Куликовская осень».

Источники:

  1. Мирошниченко,  М. М. Поле Бориса Куликова / М. М. Мирошниченко // Шолоховское притяжение. - Ростов н/Д, 1991.  - С. 207-213;
  2. Воронов, В. А. Житие Куликова // Сюжеты о писателях. -  Ростов-на-Дону, 2012. - С. 75-82;
  3. Котовсков, Владлен    Человек с распахнутой душой  / Владлен Котовсков // Наше время. - 2007. - 28 авг. - С. 2;
  4. Смирнов,  В. В каждой строчке любовь к милому Дону // Вечерний Ростов. - 2014. - 1 июля. - С. 3;
  5. Кулинич,  Т. "Помнишь мельничный жернов...?" // Семикаракорские вести: Общественно-политическая газета. -  2015.  - № 98 (27 авг.).  - С. 3.
 

Змиевская балка

1 августа

rn75 лет  назад в Змиевской балке Ростова-на-Дону было расстреляно фашистами свыше 27 тысяч человек (1942). Это самая страшная трагедия  города, произошедшая за всю Великую Отечественную войну (1941-1945).

rn

Когда немцы второй раз захватили Ростов 24 июля 1942 года,  в район Змиевской балки были посланы пленные красноармейцы. Они  рыли  большие ямы и рвы глубиной три метра. 8-го  августа - 300 военнопленных было расстреляно в вырытых ими ямах.

rn

9-го - немцы развесили на заборах и стенах домов воззвание совета старейшин: всем евреям явиться к 8 часам утра 11 августа на шесть сборных пунктов. Предписывалось взять с собой документы, деньги и ценности, ключи с биркой, на которой написать адрес квартиры... Объясняли, что их переселят не в гетто, что будет работа, и даже заводили отдельные карточки профессорам, ученым. Ценности и золото требовали сдать для собственной безопасности.

rn

11 августа толпы людей со сборных пунктов вывозили на машинах и пригоняли колоннами по 200-300 человек в Змиевскую балку. Жители окрест должны были покинуть дома под страхом расстрела, чтобы не осталось свидетелей. Людей, выстроенных вдоль рва, расстреливали из пулеметов. В целях экономии пуль по полсотни человек загоняли в душегубки. И травили газом. Маленьких детей, размещенных в боксах гаража дома отдыха Ростовского управления НКВД, отравляли, смазывая им губы быстродействующим ядом. В эксперименте участвовал изобретший этот метод убийства доктор Герц. Потом его применили в Краснодаре. Трупы вывозили машинами в карьер до середины дня 12 августа.

rn

Змиевская балка - самое масштабное захоронение жертв Холокоста в России и одна из самых многочисленных братских могил. Там расстреляли также плененных красноармейцев. Там убивали душевнобольных людей, вывезенных из психиатрической больницы. Напротив, через дорогу, тоже убивали.

9 мая 1975 года здесь открыт мемориальный комплекс «Памяти погибших в Змиёвской балке» (архитекторы Н. В. Аведиков, Н. Н. Нерсесьянц, Р. А. Мурадян; скульпторы и Лапко).Источники:

Источники:

  1. Змиевская балка /  фонд «Вернуть достоинство»; профессор Юрий Домбровский. -  Ростов н/Д . – 2013. - (Российская библиотека Холокоста);
  2. Книга памяти  / ред.-сост.  Инна Шварцман . - Ростов-на-Дону,  2015;
  3. Мовшович, Е. В. Холокост в Ростовской области : уничтожение евреев на Нижнем Дону и в Восточном Приазовье // Донской  временник. Год 2002-й. - С. 81-85;
  4. Ионова,  Л. Мучительный август / Л. Ионова // Российская газета. -  2012. - 10 авг.- С. 10;
  5. Чевеля,  Я. Змиевская балка: вопреки / Я. Чевеля // Ростов официальный. - 2013.  - 30 окт. - С. 3.
 

Казакова Людмила Михайловна

15 июляКазакова  Людмила Михайловна

80  лет со дня рождения Людмиле Михайловне Казаковой (1937-2017),  археологу, ученому, писателю.

Она была старшим научным сотрудником и руководителем археологической лаборатории Южного федерального университета, ученым секретарем  археологического музея-заповедника «Танаис».

Людмила Михайловна была первым археологом Азовского краеведческого музея (1960‑1965). Она участник раскопок уникального экспоната музея ‑ трогонтериевого слона.

Заведующая Недвиговским филиалом Ростовского областного музея краеведения «Танаис» (1965‑1971).

В конце 1971 г. Людмила Михайловна стала сотрудником исторического факультета РГУ. Она занялась организацией археологической лаборатории, ведущей исследования памятников разных эпох в зонах строительства по всему региону, и возглавляла ее более 30 лет. Под ее руководством  работали на раскопе IV студенческие  экспедиции РГУ с 1977‑1995 годы .

Ныне существующая экспозиция Музея истории Танаиса – тоже дело её рук. Как старший научный сотрудник заповедника, Людмила Михайловна до последнего вела руководство реставрационно-консервационными работами на городище, почти 10 лет была ученым секретарем. 

Казакова Л. М. автор книг «Танаис» (1968) и «Курганы Миусского полуострова» (1988, в соавт. с Л. С. Ильюковым).

23 апреля 2017 года ушла из жизни Людмила Михайловна, удивительный человек, до самого конца живший археологией и музеем-заповедником Танаис.

Источники:

  1. К юбилею Л. М. Казаковой // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1995‑1997 гг. Азов, 1998. Вып. 15. С. 5-6.
  2. Прощайте, Людмила Михайловна! (археолог Казакова) [Электронный  ресурс] / О. Лукьянченко// Ростовский словарь.  – Режим доступа: http://rslovar.com/content/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
 

Чекан Станислав Юльянович

2 июняЧекан Станислав Юльянович

95 лет со дня рождения Станислава Юльяновича Чекан (1922-1994), заслуженного артиста РСФСР, уроженца Ростова.

Родители воевали в Гражданскую войну у Буденного, а сам Семен Михайлович держал маленького Стасика на руках. Маму Стаса знали все, она работала  диетсестрой и подкармливала полрайона города Ростова-на-Дону. Когда Станиславу было 15 лет, его отца Юльяна Егоровича, арестовали как врага народа, сославшись на то, что он, будучи поваром, собирался отравить советских солдат. Вскоре забрали и маму, Матильду Ивановну. Немка и поляк, как раз «подходящие» национальности для врагов народа в те страшные годы. Станислава отправили в трудовую колонию. Воспитательницей в колонии была бывшая актриса, она и разглядела в Стасе талант. Зазвала его в драмкружок, но он, получив паспорт, из колонии сбежал на завод жестянщиком.
Через два года выпустили Матильду Ивановну, а Юльяна Егоровича вызволял из «плена» сам Буденный. Семья вновь собралась в Ростове-на-Дону.
Станислав поступил в театральный ВУЗ, набирал курс Юрий Завадский (1938-1941). Рядом со Стасом вертелся чернявый паренек и от волнения дергал себя за нос. Это был Сергей Бондарчук, так они и познакомились. Оба были уверены, что не пройдут, но из 200 человек взяли именно их двоих. Они называли себя брат Степа (Бондарчук) и брат Слава (Чекан). Всегда были вместе, бегали обедать в ресторан к отцу Стаса.
В сорок первом началась война. Станислав Чекан ушел рядовым солдатом. После тяжелого ранения под Новороссийском его списали во фронтовой ансамбль.

С 1945 года  он артист Одесского театра Советской Армии,  затем его пригласили работать в Центральный Академический театр Советской Армии.
В первые послевоенные годы Чекан   начал сниматься в кино.. Роли у Станислава Юльяновича разноплановые, от комедии до трагедии. На артиста обрушилась всесоюзная слава после роль милиционера, Михаила Ивановича, в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».

Но в жизни артиста бывает все. В последние годы Станислав Чекан много болел, сказалось ранение, полученное на войне. Отказывали ноги. Его стали редко приглашать на съемки, да и в театре он не был занят в спектаклях. Ездил по стране с творческими вечерами, встречался с однополчанами.

Станислава Юльяновича не стало 11 августа 1994 года в Москве. Похоронен актер на 47-м участке Ваганьковского кладбища Москвы.

Источники:

  1. Наши. Т. 1.  / Сост. Л. А. Суркова.  – Ростов н/Д, 2009.   - С. 86-87;
  2. Фролов,  Г. Станислав Чекан: Добрый и строгий, как советский закон/ Г. Фролов // Моя семья. -  2013. - № 35 (сент.). - С. 12;
  3. Медведев, С. Ростов - родина слонов / С. Медведев  // Кто главный. -  2014. - № 99. - С. 88-93;
  4. Российские актеры и актрисы [Электронный  ресурс] // Кино-театр.Ru. - Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/4711/bio/ ;
  5. Станислав Чекан [Электронный ресурс] // Кинозал. ТВ. - Режим доступа: http://kinozal.tv/persons.php?s=%D1%F2%E0%ED%E8%F1%EB%E0%E2%20%D7%E5%EA%E0%ED
 

Завод «Рубин»

15 мая Завод «Рубин»

90  лет ростовскому заводу «Рубин» (1927).  Адрес - Красноармейская, 157. Персонал более 600 сотрудников. 

Он основан  как Русско-Австрийское акционерное общество «Жесть-Вестен».Промышленно-паевые товарищества «Жесть» (Ростов-на-Дону) и австрийское акционерное общество «Вестен».

Сейчас профиль завода – это производство продукции машиностроения, средств пожаротушения, производство и переработка силикатных эмалей, переработка пластмасс, изготовление эмалированной посуды, урн, автозапчастей, огнетушителей, сельхозтехники, проектирование и изготовление инструмента и штамповой оснастки, нестандартного оборудования, столярно-плотницкие работы. Завод располагает собственной аккредитованной испытательной лабораторией. Кроме постоянного контроля качества выпускаемой продукции, лаборатория выполняет испытания посуды других производств.

Завод является поставщиком огнетушителей предприятиям машиностроения, в том числе ОАО «Ростсельмаш», а также официальным поставщиком огнетушителей и доверенным предприятием Российского Речного Регистра.

В 2003 году освоен выпуск электрочайников с автоматическим отключением. Проект выиграл конкурс, проводимый администрацией Ростовской Области и ассоциацией «Высокие технологии» (2000). К 75-му юбилею завода был открыт супермаркет «Торговый Дом «Рубин», в котором представлен широкий ассортимент посуды отечественного и зарубежного производства.

«Рубин»  оказывает постоянную спонсорскую и благотворительную помощь детским дошкольным учреждениям, детскому дому №10, военному госпиталю и госпиталю инвалидов ВОВ.

Активы предприятия были переданы в госкорпорацию « Ростехнологии» в порядке имущественного взноса Российской Федерации в 2009 году. По данным «Ростехнологии», к этому времени завод фактически находился в предбанкротном состоянии: за 2009 финансовый год предприятием был получен убыток около 45 млн. руб., чистые активы имели отрицательное значение, все зарегистрированное имущество было арестовано либо заложено.  В 2010-м привлеченная для оценки состояния предприятия аудиторская

компания сделала вывод о крайней неэффективности работы завода, было принято

решение о замене единоличного исполнительного органа предприятия и необходимости

принятия мер по недопущению банкротства.

В этом же году был выдан кредит ростовскому заводу "Рубин" для его развития и оборонный завод получил финансовую помощь от госкорпорации.

Источники:

  1. Лавров К. Москва решила: "Рубину" быть. // Вечерний Ростов. -  2010.- 9 июля. - С. 2
  2. Сербина Т. "Рубин" выехал на Ростехнологиях // Коммерсантъ: Юг России. - 2010. -  16 июля. - С. 8
  3. Джумайло А. "Рубин" ликвидируют // Вечерний Ростов. -  2011. 28 сент. С. 3

 

 

Геращенко Антон Иванович

2 мая

80 лет со дня рождения Антона Ивановича  Геращенко (1937 -2012), писателя-прозаика, член Союза писателей СССР, Союза писателей России.

Родился  в Ташкенте в  семье машиниста - железнодорожника и учительницы, потомственной кубанской казачки. Раннее детство прошло на станции Отар Турксибской железной дороги, в плоской и серой степи, где росли лишь полынь и «перекати-поле», ползали змеи и прыгали тушканчики. И потому вместо природы отрадой  для  него стали книги. Самая  запомнившаяся из первых книг - «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова

Отец ушел на фронт Великой Отечественной войны. Погиб он в феврале 1944 года при освобождении Керченского полуострова.  О героической гибели отца написан рассказ "Сто первый".

В 1948 семья обосновалась в станице Каневской. «Мама моя, надорвавшись в войну, став трудовым инвалидом, в декабре 1951 года умерла и меня с братишкой отвезли в Ново-Украинский спецдетдом под городом Кропоткиным. В детдоме я пробыл до окончания седьмого класса. Осенью 1952 года меня направили трудовым воспитанником в колхоз станицы Гулькевичи. Трудовую жизнь я начал чабаном, затем табунщиком, объездчиком трехлетних лошадей. В январе 1954 года по трудовому призыву я оканчиваю трехмесячную школу ФЗО и со специальностью штукатура». Был направлен на строительство «Ростсельмаша» затем работал в  Грузии,  в Северной Осетии. В 1956 году завербовался рабочим на строительство города Волгодонска, где, окончив десятилетку в вечерней школе, проработал до 1958 года.

Затем Геращенко проходит действительную военную службу. Служил я в военно-строительных частях, работая на строительстве научно-исследовательских институтов новосибирского Академгородка. Первые рассказы «Шумит  тайга» и «Трудное  счастье» были опубликованы осенью 1959 года в газетах «Академстроевец» и в ростовском «Комсомольце». После демобилизации , работая строителем на заводе Ростсельмаш до 1965 года , в 1962 году поступает на заочное отделение в Литературный институт имени А. М. Горького.

Антон Иванович переходит на журналистскую работу в газету Северо-Кавказского управления гражданской авиации «Воздушный путь», работает литературным сотрудником в журнале «Дон». (1968-1982)

Геращенко долго не мог пробиться в печать со своими произведениями, но его поддержал известный донской писатель Анатолий Калинин.

в августе 1969  года  в еженедельнике «Литературная Россия» напечатали рассказ «Улица Стачек» с добрым напутствием Анатолия Вениаминовича Калинина, после чего все  его рассказы, повести и романы стали печататься на страницах журнала «Дон».

В 1976 году Геращенко принимают в Союз писателей СССР.

Работа над романом «Ярь»  о  строительстве  Ростовской АЭС на берегу Цимлянского водохранилища  резко изменила его последующую жизнь. Геращенко А. И. превратился в общественного деятеля, который принялся организовывать «круглые столы» общественности для сбора правдивой информации об  атомной энергетике и ее влиянии на здоровье человека. В 1987 году он был, избрали председателем межрегионального экологического комитета по спасению Дона, который к середине девяностых годов прекратил свое существование.

В 2000-х годах он продолжает писать, выпускает автобиографический роман «Ростов-папа», обрисовав в нем жизнь Ростова с 1960-х по 1990-е годы и создав образы многих донских писателей, в том числе миллионера Махоркина, а также представителей партийной номенклатуры и членов банды братьев Толстопятовых.

Источники:

  1. Писатели Дона: биобиблиогр. указ. / О. И. Кузина [и др.]. — изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986. — С. 85. — 416 с. 
  2. Каджуни, Н. Г. Заметки о прозе молодых / Н. Г. Каджуни // Штрихи к портрету. - Ростов н/Д, 1973. - С. 175-198
  3. Вельяминов, В.   Техническое озорство донского писателя /В.  Вельяминов // Молот. – 2001. -  3 апр.
  4. Назарчук, Ж. П. Так жили поэты… / Ж. Назарчук// Город N. — 2003. - 15-21 янв.
  5. Тартынский, Л. Мудрость от Антона Геращенко/ Л. Тартынский // Молот. -  2012. - 18 дек. - С. 7
  6. Геращенко А. И. Утверждаться мужеством и правдой:[интервью донского писателя] // Культура Дона. -   № 12 (дек. 2012) ; 1-3 (март 2013).  - С. 3

 

 

Зубков Виктор Алексеевич

24 апреляЗубков Виктор Алексеевич

80  лет со дня рождения  Виктора Алексеевича Зубкова  (1937-2016), заслуженного мастера спорта СССР, Олимпийского чемпиона.

Родился  он  в  городе Ростове-на-Дону. Отца, воевавшего, попавшего в окружение, а затем сосланного за Урал, Виктор потерял рано. Его мать осталась одна с двумя детьми. В 1957 году Виктор Зубков окончил Первый Ростовский автомобильно-дорожный техникум, по специальности техник - строитель. С 1963 по 1968 года был студентом Государственного Центрального ордена Ленина института физической культуры, по окончании которого получил специальность преподаватель физической культуры.

В спорт Зубков пришел довольно поздно, в 15 лет, когда, переступив порог баскетбольной секции ростовского «Буревестника», выступавшего в классе «Б».

Ростовчанин Виктор Зубков вошел в историю отечественного баскетбола как один из один из лучших центровых. Более того, баскетболист ЦСКА признавался лучшим центровым Европы и мира. Александр Гомельский называл десятилетие, начиная с 1956 года, эпохой Виктора Зубкова.

В 1952 году высокорослых игроков в отечественном баскетболе было немного, и именно отсутствие «гигантов» помешало сборной СССР обыграть американцев на Олимпиаде в Хельсинки. Глядя на этого худого, не атлетичного вида юношу, тренер отметила про себя в качестве главного достоинства новичка — его рост.

В 1956 году тренер сборной РСФСР Георгий Тихонович Никитин включил 19-летнего Зубкова в состав своей команды, и ростовчанин отлично проявил себя на Спартакиаде народов СССР.

На молодого, перспективного центрового обратил внимание старший тренер сборной страны Степан Суренович Спандарян. Он пригласил его в главную команду страны, готовившуюся в тот момент к Олимпийским играм-1956 в Австралии.

Несмотря на то, что в Мельбурне Зубков появлялся на площадке эпизодически, стало ясно, что, спустя пару лет, он станет одним из лучших центровых мирового баскетбола. Очевидно, это понимал и великолепный центровой олимпийской сборной США Билл Рассел, чей подарок  (кроссовки) стал своего рода напутствием. Виктора ждет блестящее будущее, он оправдает свое имя и добьется больших побед. Зубков вернулся из Мельбурна с серебряной медалью на груди и мечтой о «золоте».

На чемпионате Европы 1957 года в Софии Зубков был уже основным игроком сборной СССР. В том же 1957 году Виктора призывают в армию, и он, перебравшись в Москву, начинает играть за команду ЦСКА. С армейским клубом связаны лучшие страницы баскетбольной жизни Зубкова. Он провел в ЦСКА 9 лет, став за это время восьмикратным чемпионом СССР. По его мнению, в конце 1950-х — начале 1960-х годов в ЦСКА сложился уникальный ансамбль игроков, противостоять которому не могла практически ни одна команда страны. Алачачян, Вольнов, Зубков, Семенов, Бочкарев, Травин, Липсо, Корнеев и их коллеги по команде были готовы решить любую непосильную задачу, поставленную тренером.

После триумфального клубного сезона в ЦСКА последовал неудачный чемпионат мира-1963 в Бразилии. Заняла третье место. По возвращении в Москву, на правах капитана сборной, Виктор Алексеевич написал в журнале «Спортивные игры» известную статью «Сор из избы», допустив критику работы тренерского штаба. Реакция Александра Гомельского не заставила себя ждать, и национальная команда лишилась уникального центрового, которому было всего 26 лет — расцвет для игроков этого амплуа.

Затем 4 года Зубков с успехом играл только за ЦСКА до 1967 года, пока не принял решение завершить карьеру в возрасте 29 лет. Конечно, он мог бы поиграть еще пару лет, но чувствовал — лучшие годы позади.

За годы своей карьеры Виктор Зубков - двукратный серебряный призер Олимпийских игр, бронзовый призер чемпионата мира, трехкратный чемпион Европы, двукратный обладатель Кубка европейских чемпионов, восьмикратный чемпион СССР, победитель Спартакиады народов СССР.

Расставшись с большим баскетболом, выпускник Института физкультуры стал работать старшим преподавателем Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, затем был заместителем начальника кафедры, короткое время проработал тренером в Мозамбике и вновь вернулся в академию. И здесь он не забыл о баскетболе, тренировал сборную этого учебного заведения, которая под его руководством стала сильнейшей среди военных коллективов. Он проработал в академии до 1994 года, пока не решил уйти на заслуженный отдых.

Виктор Алексеевич не пропускал  матчей  родного ЦСКА. Сам он долгие годы принимал участие в играх ветеранов. 24 апреля 2012 года, в день 75-летия Виктора Алексеевича, под своды арены УСК ЦСКА поднялась символическая игровая майка с его именем.

Источники:

  1. Зубков Виктор Алексеевич (1937-2016)  [Электронный ресурс]// Международный объединенный биографический центр. – Режим доступа: http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/2/1417-zyubkovva
  2. Кулжинский И. П. Путь к рекордам : спортсмены Дона на олимпиадах / И. П.  Кулжинский,   Э. Красиловец. - Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1979. - 96 с.
  3. Годы, люди и команды: [из истории ростовского баскетбола: 50-60-е годы XX века] // Футбольный курьер. -  2010.  - 25-28 февр.  - С. 10-11
 

Корольченко Анатолий Филиппович

12 апреляКоролченко Анатолий Филиппович

95 лет со дня рождения Анатолия Филипповича Корольченко (1922‑2010), военный, журналист, писатель.

Родился в Ростове-на-Дону. Первая юношеская публикация была в газете «Ленинские внучата» в 1936 году. По окончании десятилетки в 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Солдатскую службу проходил в Монголии.

Закончив досрочно обучение в пехотном училище, в ноябре 1941 года, в звании лейтенанта получил назначение в Сталинград, в воздушно-десантные войска. Командуя боевой ротой, а затем батальоном, не раз водил солдат в атаку на Карельском, 3-м и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в Сврско-Петрозаводской, Балатонской, Венской, Пражской операциях. Награжден четырьмя боевыми орденами, многими медалями.

После войны окончил Военный педагогический институт. Служил в войсках на различных должностях. Последняя должность – военный советник в Генеральном штабе армии одной их стран Африки.

Уволившись в запас, работал помощником председателя Совета Северо-Кавказского научного центра высшей школы.

Во время сотрудничества в военных газетах «Красная звезда», «Красное знамя», «Комсомольская правда», в мае 1963 года был принят в Союз журналистов СССР.

Первая документальная повесть была  напечатана в двух номерах журнала «Звезда» в 1969 году. Там же появилась подборка рассказов, а затем путевые очерки.  По увольнении из армии занялся литературной работой.

Анатолий Филиппович Корольченко принимал активное участие в популяризации истории Великой Отечественной войны, традиций донского казачества, в военно-патриотическом воспитании молодtжи.

Перу Анатолия Корольченко принадлежат более полутора десятков книг военно-исторической тематики, в том числе: «Миусские рубежи» (1971), «Сокрушение Миус-фронта» (1978), «Десантники атакуют с неба» (М., 1980), «И умер в Таганроге» (1995),  «Генерал Скобелев», «Казак Бакланов», «Атаман Платов» и др.

Источники:

  1. Памяти Анатолия Корольченко // Молот. -  2010. - 29 июня. - С. 6
  2. Терещенко, Н. Встречи с Анатолием Корольченко // Приазовская степь. -  2012.  - 25 апр. 
 

Молот - газета Ростовской области

17 апреляМолот - газета Ростовской области

100  лет со дня образования областной газеты  «Молот» (1917).

С 1917 по апрель 1918 газета называлась «Наше знамя». С 1918 по 1921 называлась «Рабочая правда». С 1921 по 1924 годы называлась «Трудовой Дон».

Первый номер прародительницы «Молота» — газеты «Наше знамя» — появился на свет 17 апреля 1917 года. Мы не знаем его сотрудников (их имена зачастую скрывались под псевдонимами и инийциалами), известно лишь имя главного редактора — Семен Васильченко, его именем сегодня названа одна из улиц Ростова.

Популярность издания росла: уже в июне ее тираж составлял более 10 тысяч экземпляров. В октябре газета первой сообщила о том, что власть в Петрограде взяли большевики, что неудивительно, — ведь она была органом Ростово-Нахичеванского комитета РСДРП(б).

Типографии, где печаталось «Наше знамя», казаками Каледина 2 декабря 1917 года. Но уже в марте 1918-го газета снова начала выходить в Ростове — под названием «Рабочая правда».

История предшественника «Молота» продолжилась изданием 21 февраля 1919 года в Воронеже (Ростов был занят Добровольческой армией) первого номера «Донской правды». В дальнейшем газету печатали в Миллерово и других городах тогдашней Донской области. И опять же, история и газетные полосы не сохранили имен тогдашних журналистов и печатников, однако нельзя не подивиться их упорству и настойчивости.

26 июня 1921 года вышел в свет первый номер прямой предшественницы «Молота» — газеты «Трудовой Дон». Разнообразию предоставляемой ею читателю информации может позавидовать любое нынешнее издание. Появляется отряд внештатников-рабкоров, работающих под лозунгом «Читатель, стань сотрудником газеты!».

В июле 1924 года газета «Трудовой Дон» была реорганизована в краевой орган, поскольку на карте страны появился Северо-Кавказский край. Ее название и содержание нужно было привести в соответствие с новым масштабом. Был объявлен конкурс на новое название, но его автором неожиданно стал Анастас Микоян, приехавший в Ростов по делам реорганизации края. «Назовите газету „Молот“, — сказал он, — чем плохо? Ведь мы с вами новую жизнь куём». Новое имя всем понравилось и был дан заказ нескольким художникам облечь название в соответствующую графику.

По заданию редакции художник Александр Мытников, ставший впоследствии главным художником краевого книжного издательства и известным сценическим художником, придумал новый шрифт для названия газеты. Этот логотип «Молот» сохраняет и поныне. Если повернуть название газеты вертикально, то увидишь молоток — просто, емко и уникально, в общем, по всем современным канонам визуализации. Не один редактор впоследствии задавался целью как-то видоизменить, улучшить шрифт заглавного слова, но потом возвращался к старому начертанию — лучше все равно не получалось.

Осенью 1937 года на карте страны появляется Ростовская область, и «Молот» становится ее ведущим общественно-политическим изданием.

На фронты Великой Отечественной отправились и не вернулись многие журналисты «Молота»: так, был убит под Вязьмой тесно сотрудничавший с «Молотом» писатель Александр Бусыгин. Но издаваться газета продолжала буквально до первого дня первой оккупации донской столицы, а типография «Молота» — издавать плакаты «Все на защиту Ростова!». Первый номер «Молота» в освобожденном в 1941 году городе вышел 30 ноября — на следующий день после того, как фашистов выгнали из Ростова.

Отдельная страница истории газеты 1960–1980-х — знаменитые «молотовские четверги», пользовавшиеся бешеным успехом у коллег (их инициатором и организатором был Соломон Гурвич, работавший в газете внештатно) и воспринимавшиеся как глоток свежего воздуха. Это было удивительно: в официальном органе — и такие встречи с поэтами и писателями, приезжавшими в Ростов на гастроли артистами («Молот» первым написал о Карцеве и Ильченко вкупе со Жванецким) и музыкантами, композиторами, участниками «Донской музыкальной весны» и строителями «Атоммаша», говорившими на этих встречах так свободно, как порой не говорят и сейчас.

В последние два года газета преобразилась, подружилась с интернетом и продолжает вести летопись области.

Источнки:

  1. Волошинова, В. 1920-е: новый быт и старые недостатки // Молот. -  2017. - № 43-44  (31 марта). -  С. 11
  2. Волошинова, В. Газета – на все 100  [Электронный ресурс] // Живой Ростов. -  Режим доступа: http://werawolw.ru/?p=14984
  3. Корнилов, Е. Родом из 1917-го: [об истории создания ростовской областной газеты "Молот"] // Молот. - 2012.  - 27 апр.  - С. 5
  4. Тагирова, И. И дух наш молод...: [из истории ростовской областной газеты "Молот"] // Молот. - 2014.  - 25 июля. - С. 6
 

Ботанический сад ЮФУ

апрельБотанический сад ЮФУ

 85 лет  со дня образования Ботанического  сада  Южного федерального университета   (1927).

Мысль о создании в г. Ростове-на-Дону Ботанического сада возникла у передовой интеллигенции еще в 1915 году, когда в связи с первой мировой войной в Ростов из Варшавы был эвакуирован университет. Однако, сразу это сделать не удалось. Инициаторами создания Ботанического сада стали профессора Ростовского государственного университета В.Ф. Хмелевский и В.Н. Вершковский. По их представлению в апреле 1927 года Президиум Ростово-Нахичеванского Горсовета 9 созыва Рабочих и Красноармейских депутатов вынес решение об отводе под Ботанический сад земельного участка площадью в 74,11 га в северо-западной части города в районе реки Темерник. В 1933 году территория Сада была увеличена до 259 га.

Выбор территории для Ботанического сада был обусловлен тем, что до революции на этом месте находилось успешное цветоводческое хозяйство братьев Рамм - голландцев по происхождению. В пойме глубокой и чистой реки Темерник располагались участки летников, выше - комплекс оранжерей с зимней выгонкой цветов для букетов к Рождеству и Пасхе.

В декабре 1928 года Ботанический сад был передан в ведение Северо-Кавказского государственного университета (позднее Ростовский государственный университет, ныне Южный Федеральный университет) как научно-исследовательская и учебная база. Кроме того, в задачи Ботанического сада входили популяризация знаний в области биологических наук, проведение культурно- просветительской работы среди населения, внедрение новых ценных растений в зеленое строительство и степное лесоразведение в Ростовской области..

Основу Сада составила коллекция древесных растений, в формировании которой выделяется три этапа:

  • проектирование, первоначальная массовая интродукция и освоение территории (1927-1953 гг.);
  • разработка методики массовой биологической оценки интродуцентов, анализ и обобщение результатов интродукции (1954-1968 гг.);
  • реконструкция имеющихся и создание принципиально новых экспозиций, их специализация и изучение отдельных групп растений (с 1969 г. по настоящее время).

Источники:

  1. Ботанический сад ЮФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bg.sfedu.ru/
  2. Путеводитель по ботаническому саду Ростовского унивеpситета / отв. pед. канд. биолог. наук В. В. Федяева. [Ростов н/Д]: Изд-во Рост. ун-та, 1988. 64 с.;
  3. Долженко, Г. П. Пpиpодоведческая тpопа в ботаническом саду / Г. П. Долженко, Л. И. Широчкина. -[Ростов н/Д] : Изд-во Рост. ун-та, 1986. - 80 с.
 

Ростовская студия кинохроники

27 мартаРостовская студия кинохроники

90 лет назад была создана Ростовская студия кинохроники (1927) — одна из старейших в стране.

27 марта 1927 года в газете «Советский Юг» появилось сообщение, что студией выпущен киножурнал «Северный Кавказ» под номером 1. С этого дня и началась Ростовская студия кинохроники, которая обслуживала - освещала события посредством кинохроникальных журналов из жизни Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края, автономных республик в составе РФ: Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия, Дагестан, Адыгея, Северная Осетия.

в 1935 году студия приступила к выпуску звуковых киножурналов (ранее кино было немым).

в 1940 году фильм Ростовской студии кинохроники «ГИГАНТ» был показан на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В связи с событиями на фронтах ВОВ, студия из Ростова-на-Дону в октябре 1941 года переезжает в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Директором студии тогда был Д. Дальский, а главным инженером – Авраам Лазаревич Дербаремдикер (1915-2009), который блестяще руководил технической частью Ростовской киностудии почти до своего ухода из жизни в 2009 году и оставил в памяти многих поколений – не только Ростовских кинематографистов - яркий образ прекрасного человека и выдающегося специалиста своего дела, он был примером настоящего и беззаветного служения своему делу – без остатка, самозабвенно и плодотворно, он посвятил всю свою жизнь кино.

При приближении фронта к Северной Осетии, оборудование и киноархив Ростовской киностудии были вывезены в г. Тбилиси

В эвакуации Ростовская киностудия выпускала кинопродукцию до конца 1945 года – производилось 24 киножурнала и около 5 фильмов в год. Снимали летопись военных событий, освещая как на фронтах, так и в тылу героическую борьбу советского народа за освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Все фронтовые кинооператоры Ростовской киностудии имеют многочисленные Ордена и Медали, которые они получили, выполняя свой долг и за их фронтовые подвиги.

В 1952 году Ростовская киностудия окончательно возвращается в г. Ростов-на-Дону и располагается в здании общежития педагогического института (пр. Ленина, 46/2) и только в 1953 году  переезжает в новое – специально построенное под киностудию современное здание по улице Красноармейская, дом 94.

С 1958 года начала выпускать цветные кинофильмы и отдельные номера цветных киножурналов (спецвыпуски).

Ростовская киностудия, помимо журнальной кинопериодики (кинолетописи) ежегодно выпускала документальные фильмы всех видов и жанров: научно-популярные, образовательные, фильмы-портреты, общеэкранные картины, снимает сюжеты для всесоюзного сатирического киножурнала ФИТИЛЬ, а также производит кинопродукцию по заказу различных министерств, ведомств СССР и РСФСР.

За годы существования Ростовская студия кинохроники выпустила более 300 фильмов и свыше 3 тысяч номеров киножурналов.

В год 80-летия Ростовской киностудии (2007 год), на экраны выходит фильм «Пишем кинолетопись страны». В этом фильме сотрудники Ростовской киностудии разных поколений рассказывают об истории студии, о том, что и как они снимали.

Она стала базой – учебной площадкой и точкой профессионального роста для всех кинолюбителей региона, многие из которых, потом пришли на студию, обучались на реальном кинопроизводстве разным профессиям, получали профессиональную государственную тарификацию.

В 1987 году «За заслуги в развитии советского киноискусства» Ростовская киностудия была награждена Орденом «Знак Почета». В этом же году в свет выходит книга «Над фильмом работали» - она посвящена истории Ростовской киностудии.

В последнее годы Ростовская студия кинохроники носила название ОАО «ТПО „РОСТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ“»

В 2015 году здание Ростовской студии кинохроники было уничтожено выкупившими его застройщиками ( угол ул. Красноармейской и пер. Островского).

На областном уровне ведется работа по  воссозданию студии документального кино в городе Ростове-на-Дону.

Источники:

  1. Основоположники. Донского кино, г. Ростов-на-Дону, 1925 год [Электронный ресурс] // Ордена «Знак Почёта» Ростовская киностудии. – Режим доступа: http://rostov-filmstudio.ru/history.html
  2. Розенблит Р. Радуга черно-белого кино: книга воспоминаний и памяти. Ростов-на-Дону, 2006.
  3. Волошинова, В.    Большая улица кино : [из истории ростовского кинематографа, начало которому дала улица Большая Садовая] / В.  Волошинова//Молот.- 2016. -12 февр. -С. 11;
  4. Калугин, Ю. Г.  "Искусство нельзя делать холодными руками" : [интервью известного кинематографиста, мастера документального кино, уроженца Ростова-на-Дону] / Ю. Кулагин // Ростов официальный -  2014. - 26 февр.  - С. 14. – Режим доступа: http://rostovnadonu.bezformata.ru/listnews/kalugin-iskusstvo-nelzya-delat/18058922/ . – С экрана 3.06.16;
  5. Браиловская,  Л. О том, что за кадром// Мой Ростов: только полезная информация. Ростов-на-Дону. 2013. 30 авг. С. 6-7
  6. Тулуманова,  Т. Киностудия по цене квартиры в Москве: [о продаже с аукциона Ростовской киностудии ] // Ростов официальный. -  2011.  - 30 нояб.  - С. 18
  7. Соколов,  М. Разорванная кинолента // Донской журнал. -  2016. -  № 8 (зима).  - С. 50-54
  8. Щербаков,  Ю. Н. Закат киноэпохи // Аргументы и факты. -  2016.  - № 9 (2-8 марта).  - С. 3 (Аргументы и факты на Дону) 
 

Поляничко Виктор Петрович

9 мартаПоляничко Виктор  Петрович

80 лет со дня рождения Виктора Петровича  Поляничко (1937-1993),  государственного деятеля, кандидата исторических наук (1971), члена союза журналистов РСФСР .

Родился Виктор Петрович  в городе Ростове-на-Дону. Его родители - коренные ростсельмашевцы. И сам Виктор с 15 лет трудился на заводе: несо­вершеннолетнего с трудом офор­мили на «Ростсельмаш» слеса­рем-сборщиком на главный кон­вейер. Параллельно учился в школе ра­бочей молодежи, был активным литсотрудником многотиражной газеты. Навсегда сохранил Вик­тор Петрович благодарность заводу и его трудовому коллективу, а еще - родному городу.

   Впереди у него были и учеба в Московском университете, и служба в армии, а затем комсомольская, партийная, государ­ственная работа.  Руководил комсомольскими организациями Орска, Челябинска, работал секретарём Оренбургского обкома партии, занимал ответственный пост в ЦК КПСС, был советником в Афганистане, работал в Азербайджане, Нагорном Карабахе, в должности вице-премьера России возглавлял Временную администрацию в Северной Осетии и Ингушетии. Участвовал в разрешении этнических конфликтов.

Виктора Петровича  погиб пpи исполнении служебных обязанностей главы временной администрации в зоне чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии.

К 60-летию нашего земляка в Ростове вышел сборник воспоминаний о нем «Сын отечества».

Имя В. П. Поляничко носит улица в городе Ростове-на-Дону; на доме, где он родился и жил до 18 лет размещена мемори­альная доск; в школе № 24 создан его музей.

Источники:

  1. Сын отечества : очерк о жизни В. П. Поляничко / сост. Б. Жидков, А. Филатов. - Ростов н/Д : Книга, 1997. - 80 с.: [24] с. ил.;
  2. Оленев А. Миротворец из Ростова погиб за мир на Северном Кавказе: [о В. П. Поляничко(есть фото из музейного архива)] / А. Оленев ; фото автора //Вечерний Ростов. - 2008. - 24 марта. - С. 3.
  3. Цыпкина С. Улица миротворца: [об увековечении в Ростове-на-Дону памяти о вице-премьере правительства России В. Поляничко]  / С. Цыпкина // Вечерний Ростов. 1996. - 8 окт.
  4. Маласай, Борис    Признание следователя Бориса Маласая : [о версии убийства вице-премьера правительства РФ Виктора Поляничко] / Борис Маласай ; беседовал  Валерий Сипетин // Молот. - 2007. – 6 марта. - С. 8.
 

Черносвитов Владимир Михайлович

27 февраляЧерносвитов Владимир Михайлович

100 лет со дня рождения Владимира Михайловича Черносвитова (1917–1991), писателя, кинодраматурга.

Он родился в Петрограде. Трудовую деятельность начал рано, но не по нужде - влекла романтика. Еще учеником старших классов ездил на лето рабочим геологических экспедиций, побывал в междуречье Волги и Дона, на Урале, в Средней Азии. Окончив вечерние геолого-разведочные курсы, работал на Колыме и Чукотке.

В 1938 году поступил в военное училище, а уже в конце 1939-го уехал добровольцем на фронт - шла война с белофиннами. Прошел всю Отечественную. Начал лейтенантом, закончил гвардии майором. Участвовал в битвах под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге.

 С 1949 года в отставке. В 1950 году начал литературную деятельность. В 1953 году в «Воениздате» выпустил первую книжку военных рассказов. Был принят в Литинститут им. Горького. Затем вышла другая книжка, третья... Повесть «Голубая стрела» была экранизирована, а В. Черносвитов выступил как автор сценария. Позднее был написан еще целый ряд сценариев художественных и документальных фильмов. В 1960-1962 гг. его приняли в Союз писателей и Союз кинематографистов СССР.

Владимир Михайлович - писатель «своей», военно-патриотической, темы. Его излюбленные герои - люди отважных и опасных профессий: чекисты, моряки, летчики, пограничники, водолазы.

 Книги В. Черносвитова издавались в Болгарии, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Канаде, Китае и других странах.

Последние годы жил и работал в Ростове-на-Дону.

Источники:

  1. Писатели Дона: биобиблиографический указатель / [сост. Г. Г. Тягленко]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1986. – 413, [1] с. – С. 374-375
  2. Черносвитов,  В. «Постигая тайну приключений» / В. Черносвитов; беседу вел В. Шулепов // Вечерний  Ростов. - 1989. - 24 авг. - С. 3.
 

Ротов Константин Павлович

19 февраляРотов Константин Павлович

115 лет со дня рождения Ротова Константина Павловича (1902-1959) , советский  художник-график, иллюстратор многих известных книг.

Родился в городе Ростове-на-Дону в семье  донского казака.  Окончил Ростовское художественное училище. Уже в 1916 г первые его карикатуры были напечатаны в петроградском журнале «Бич». Рисунки Константина Ротова печатались в журнале «Донская волна» и газете «Ростовская речь» он работал в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата.

В 1921 году Ротов перебирается в Москву. С 1922 по 1940 годы работал в журнале «Крокодил». В те же годы печатался во многих журналах и газетах: «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «30 дней», «Лапоть» и др. В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Нью-Йоркской выставке.

С июня 1940 года начинается самая тяжёлая и трагическая часть биографии Константина Ротова — он был арестован и приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, и пробыл там до 4 января 1948 года. В городе Соликамск где Ротов отбывал свой первый срок, работая художником, его талант получил дальнейшее развитие — им было создано множество живописных полотен, большое количество которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. С таким же талантом, с каким он создавал свои графические образы, он создавал и свои живописные полотна, на которых передал не только суровость и величие северной природы, но и настроение царящее среди заключенных  ГУЛага. 4 января 1948 года Ротов был освобождён без права проживания в ста городах страны. Жил в городе Кимры, Тверской области. Но, в декабре 1948 года, без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное поселение в поселок Северо-Енисейский, Красноярского края, где работал художником в рабочем клубе. В 1954 Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала Ротова.

После освобождения возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Веселые картинки» и «Юный техник».

Он иллюстратор многих известных книг, в том числе: «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч», «Дядя Степа», «Три поросёнка», «Золотой телёнок» и многих других.

Умер Константин Ротов 16 января 1959 года, похоронен в Москве.

Источники:

  1. Свиридова И. А. Константин Павлович Ротов //  Большая энциклопедия. -  М., 1965. - Т. 42. - 111 с. - С. 349
  2. Константин Павлович Ротов // Большая Энциклопедия Карикатуры.
  3. Новоселова, М. Константин Ротов. История одного крокодильца / Маша Новоселова // «Уроки истории. XX век».- Режим доступа: http://urokiistorii.ru/node/52377
  4. Станиславская,  Е. Константин Ротов. Путь к художественной простоте/ Е. Станиславская // Дошкольное воспитание: научно-методический журнал. -  2014. - № 1. - С. 40-46
  5. Кудрявцева Л. С. Константин Павлович Ротов// Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века. -  Москва, 2012.  - С. 76-78
  6. Ротов Константин Павлович  [Электронный ресурс] // Памятники Дона.- Режим доступа: http://www.voopiik-don.ru/main/2009-11-11-10-41-15/2009-06-01-10-23-39/99-2010-09-01-12-59-19/2240-2012-03-02-05-53-21
 

Сорокин Николай Евгеньевич

15 февраляСорокин Николай Евгеньевич

65 лет  со дня рождения Николая Евгеньевича Сорокина (1952-2013 ), народного артиста РФ, творческого руководителя Ростовского академического театра драмы имени М. Горького.

 Родился 15 февраля 1952 на хуторе Казачий Веселовского района Ростовской области.    С ранних лет грезил актёрской профессией, и в 1971 году осуществил мечту детства, поступив на актёрский курс Ростовского училища искусств к прославленному мастеру, народному артисту СССР М. И. Бушнову. В 1984 окончил  Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) актёрско-режиссёрский факультет.  По окончании училища поступил на работу в труппу Ростовского театра драмы им. М. Горького.  

В 1996 был назначен художественным руководителем театра , с 2007 года  директор театра. В том же 1996 году был награжден Орденом дружбы

С 1999-го по 2003 год жил и работал в Москве, являясь членом фракции «Единство», затем политической партии «Единая Россия», депутатом Государственной думы РФ III созыва, заместителем председателя комитета по культуре и туризму, однако совмещал эту деятельность с руководством театра в Ростове-на-Дону. С 2004 года Николай Сорокин занимался преподавательской деятельностью. Профессор Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Был заместителем председателя Ростовского отделения Союза Театральных деятелей РФ

Среди режиссёрских работ – спектакли «Маляр» (Т. Джюдженоглу), «Пока я жива» (Н. Птушкина), «Странная миссис Сэвидж» (Д. Патрик), «Милый друг» (Ги де Мопассан), «При чужих свечах» (Н. Птушкина), «Ловушка» (Р. Тома), «Шут Балакирев» (Г. Горин), «Три мушкетера» (А. Дюма).

За время работы в Театре драмы сыграл более 100 ролей.

Скончался 26 марта 2013 года после продолжительной болезни в г. Ростове-на-Дону.

Источники:

  1. Культура Дона в лицах .- Ростов н/Д, 1997. -  С. 166;
  2. Театральное искусство Дона. – Ростов н/Д,  1998. - С. 18-19;
  3. Простаков, С. Драмтеатр год живет сиротой // Вечерний Ростов. - 2014. - 27 марта. - С. 1
  4. Серебрякова, Е. Есть в Ростове такой театр! // Культура. - 2013. - 15 - 21 нояб. -  С. 14
  5. Сорокин Н.. Е.  [Электронный ресурс] // Кто есть кто.- Режим доступа: http://kekmir.ru/members/person_218.html

 

 

Суница Лев Борисович

11 февраля

130 лет со дня рождения Льва Борисовича Суницы (1887-1943), политического деятеля, преподаватель, публицист.

Родился  в городе Мглин, Черниговской губернии.  Лев Борисович был активный участник революционного движения в России. В 1918 г. в письме в ЦК РКП (б) Р.В. Филиппович отмечал, что «Л. Б. Суница был инициатором создания русской большевистской группы в Вене, которая участвовала в организации австрийской коммунистической партии». 

В ноябре 1918 г. вернулся в Москву. В январе 1920 г. назначен членом Новониколаевского оргбюро РКП (б), в феврале 1920 г. избран председателем Новониколаевского губернского бюро РКП (б). Потом несколько недель работал в составе губернского партийного оргбюро в Томске, был председателем Томского губкома РКП (б).

С мая по сентябрь 1921 г. — член Сибирской областной контрольной комиссии РКП(б), позже редактор газеты «Советская Сибирь» в Новониколаевске. С февраля 1923 по апрель 1926 на Урале, преподаватель и член правления Уральского университета, проректор Уральско-Сибирского коммунистического университета.

Организатор и первый ректор Донского государственного технического университета (1930-1931). С 1931 года – в Москве, преподаватель Международной ленинской школы. В 1935 году  арестован и  в 1939 году сослан на Колыму,  умер в исправительно-трудовом лагере.  Реабилитирован в 1957 году.

Источники:

  1. Без четверти век: время ДГТУ ( 1930-2005) . – Ростов н/Д, 2005
  2. Шрамко, С. Красный Торквемада Набросок на фоне времени / С. Шрамко. - Сибирские огни. – 2010. - № 8
  3. Н. И. Бухарин - Н. К. Крупской: письмо // Известия ЦК КПСС. -  1989.  - № 4;
  4. Баранова Л. Я.  Суница Лев Борисович / Л. Я. Баранова // 37-й на Урале. -  Свердловск, 1990. -  Режим доступа: http://fisechko.ru/yral/1953.html
 

Тартаковер Савелий Григорьевич

9 февраляТартаковер Савелий Григорьевич

130  лет со дня рождения Савелия Григорьевича Тартаковера (1887-1956), международного гроссмейстера и шахматного литератора.

Он родился в городе Ростове-на-Дону в интернациональной семье. Его отец Герман был австрийцем и занимался торговлей, а мать имела польские корни. Первое знакомство с шахматами произошло у Тартаковера примерно в 10 лет. В 1899 году его отправлюту в Автро-Венгрию. По 1904-й год он учился в гимназии в Женеве,  где и получил в возрасте 17 лет аттестат зрелости. После этого Савелий поступает на юридический факультет венского университета. Во время учебы он «каждый месяц получал из дома чек на немалую сумму денег». Хорошая учеба в университете позволила талантливому юристу стать одним из самых молодых докторов права в Вене. Параллельно он увлекся шахматам. И уже в 1906 году Тартаковер принял  участие в одном из шахматных турниров. Одерживает в нем победу и получает звание мастера по шахматам.

Зимой 1911 года в семье Тартаковера произошло трагическое событие. Савелий пишет:

Воротился под утро домой. Взял-открыл

Телеграмму: Родители ваши убиты.

Прилетел. Схоронил. Двух кровавых могил

Налегли мне на совесть железные плиты.

А так об этом сообщала пресса –«хроника ростовских газет за февраль–март 1911 года»:

Весь город вчера с раннего утра был потрясен разнесшимся с быстротой молнии слухом о зверском убийстве известных здесь супругов Тартаковер, владельцев крупного магазина галантерейных товаров «Конкуренция» на Большой Садовой улице, дом № 59. (рядом с городской Думой). Преступники проникли в квартиру Тартаковер, в имении Кукса на Темерницкой ул., близ угла Соборного пер., № 80, находящуюся в третьем этаже здания во дворе. Убийство взбудоражило весь Ростов.

В одной из газет приводиться воспоминания о матери гроссмейстера и приводиться ее фраза, по которой понимаем в какой среде воспитывался Савелий. ―   «Вы не можете себе представить, – говорила Наталья Ефимовна Тартаковер, – как я безгранично рада и счастлива, когда мне представляется случай, как теперь, сделать что-либо хорошее для ближнего. Я полагаю, что каждый должен чувствовать себя в высшей степени нравственно удовлетворенным, когда ему представляется возможным сделать что-либо хорошее».

Савелий приехал в день похорон «с утренним поездом». Ряд исследователей считает, что это потрясение положило начало его одиночеству.

Какое-то время Савелий Григорьевич жил в городе. Об этом свидетельствует вышедший, в этом же году в Ростове-на-Дону  авторский стихотворный сборник. Он состоял из двух частей «Диссонансы» (содержала 22 восьмистишия) и «Аккорды» (13 более крупных стихотворений). В одном из стихов под названием «Еще один, последний диссонанс» он упоминает о трагической гибели родителей.

Свой отпечаток на судьбу  Тартаковера наложила и  Первая Мировая война. Савелий воевал  в знаменитом 4-м полку «Гроссмейстеров Тевтонского ордена». Он сражался в Галиции – можно сказать, в родных пенатах: где-то там есть местечко Тартаков, от которого, видно, и пошла его фамилия. Был тяжело ранен – у него пролом черепа.

После войны Тартаковер выбрал карьеру шахматиста и в результате вошел в число ведущих шахматистов планеты.

В тоже время, Савелий Григорьевич был одним из самых образованнейших шахматистов своего времени, прекрасно разбиравшийся в искусстве. Так,  в Берлине изданы его «Антология современной немецкой поэзии» и  «Певцы человеческого. Хрестоматия немецкого экспрессионизма», с блеском переведенные автором на русский язык.

Благодаря своей феноменальной работоспособности Тартаковеру долгое время удавалось органично сочетать творческую деятельность с игрой в шахматы. В 1931 году уже в Париже вышел второй сборник «Светлое уныние», представлявший собой.

Во время Второй Мировой войны  Савелий Григорьевич принимал участие во французском движении Сопротивления под именем лейтенанта Картье.

После Второй Мировой войны  Тартаковер не захотел возвращаться в Польшу (гражданином которой он был),  а принял французское гражданство в 1950 г. В том же году Савелий Григорьевич был в первой группе шахматистов, получивших учреждённое ФИДЕ звание гроссмейстера.

Тартаковер питал слабость к шахматным парадоксам. Часто избирал дебюты, считавшиеся в то время слабыми, чем немало способствовал их развитию. Работал во многих шахматных журналах; комментировал крупные международные соревнования. Его авторству принадлежит термин «гипермодернизм», обобщающий новое течение в шахматной мысли. Автор крылатых афоризмов: «Только сильный знает, как слабо он играет», «Жертвуй, чтобы не стать жертвой», «Жертвовать лучше фигуры противника». Его шахматная карьера  продолжалась почти полвека. За это время он принял участие в двух сотнях турниров различного уровня, в которых сыграл около 2 тысяч партий. Кроме того, он сыграл 17 матчей, из которых в 9 оказывался сильнее соперника. В 1955 году он сыграл на своем последнем турнире в Париже, одержав свою первую победу в этом городе.

Савелий Тартаковер скончался в Париже 4 февраля 1956 года.

 «Был ли он счастливым человеком? – Нет, этого нельзя сказать. Савелий Григорьевич имел, правда, постоянный адрес в одном из пансионатов Парижа, но своего дома у него никогда не было. Семейный уют, семейное счастье обошли его стороной. Он не был женоненавистником, но жениться так и не решился. Тартаковер был весьма популярен, его все любили, уважали, но жил он все же как бы вечно одиноким в огромном шахматном мире...»

Источники:

  1. Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 396
  2. Линдер В. И. Короли шахматного мира: Жизнь и игра сквозь призму энциклопедии / В. И. Линдер, И. М. Линдер . – М., 2001. – 971 с. - С. 175.
  3. Савелий Тартаковер — шахматист, поэт, писатель, переводчик  [Электронный ресурс] // ChessWood. – Режим доступа: http://chesswood.ru/biography/saviely-tartakower.html
  4. Воронков, Е.Тайна смерти родителей Тартаковера [Электронный ресурс] / Е. Воронков // О chesspro.ru. – 2016. – 30 марта. - http://chesspro.ru/thesaurus/tartakower_tayna
 

Кац Григорий Михайлович

27 январяКац Григорий Михайлович

110 лет со дня рождения Григория Михайловича Каца (1907–1941), поэта и журналиста,  первый редактор ростовского радио.

Григорий Михайлович родился в Ростове-на-Дону. Начал публиковаться с 1924 года. Печатался в местных изданиях, столичных журналах. В 1928 году вышел первый сборник стихов "Распахнувшийся мир", затем появились еще пять книг.

С конца 20-х годов был одним из руководителей Ростовской и Северо-Кавказской организаций Российской ассоциации пролетарских писателей. Был делегатом Первого Всесоюзного съезда советских писателей.

С первых дней Великой Отечественной  ушел добровольцем на войну. Попал на Западный фронт в 19-ю армию. Он стал специальным корреспондентом газеты  «К Победе» Об этом периоде жизни Григория Каца остались сдержанные, но необыкновенно яркие воспоминания современников. Вот что рассказывал поэт-фронтовик, автор песен «Орленок» и «Смуглянка» Яков Шведов:

«Шла война. Кац, как и Бусыгин, был возбужден. Мне запомнились их глаза, глаза фронтовиков, видевших бои. Они, вернее, он, Кац, коротко рассказал мне, что их армия отличилась в боях на Западном направлении, они трое – работники политотдельской газеты, все они совершили что-то такое близкое к подвигу, начальство решило их премировать: их послали на одни сутки в Москву с целым рядом разных поручений. Расплатившись за обед, они трое, сердечно простившись со мной, вышли из столовой, вышли сплоченно, едино – втроем».

Погиб под Вязьмой в октябре 1941 года, пробиваясь из окружения с бойцами 19‑й армии.

Источники:

  1. Гегузин,  И. М. С кpовавых не пpишедшие полей. - Ростов н/Д : Кн. изд‑во, 1981. -  С. 46–98; Гонтмахер М.
  2. Интернет журнал "Лексикон" : войной расстрелянные строки. – Режим доступа: http://www.lexicon555.com/voina2/katz.html
  3. Тихомирова, В. Слово о писателе-воине. Он так и не успел получить свой боевой орден Красной Звезды: пал смертью храбрых / В. Тихомирова// Молот. -  2010. - 13 авг. - С. 11
  4. Петров,  Р.   Владимир Владимирович на Дону / Родион Петров // Ростов официальный. – 2012. -  № 28 (919) от 11 июля. -  С. 14. – Режим доступа: http://www.rostof.ru/article.php?chapter=4&id=20122805
  5. Тартынский, Л.  Поэт-политрук из Ростова в 41-м погиб под Вязьмой / Л. Тартынский // Вечерний Ростов. – 2013. -  С. 3
  6. Попова,  А.  Маяковский в Ростове: [о встречах В. В. Маяковского с ростовскими писателями в период его приездов в город Ростов-на-Дону (1926-1927 гг.)] // Донской писатель. - 2014.  - № 1. - С. 4. –   Ростовская ЦБС : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /page/gazeta-donskoj-pisatel.html
  7. Джичоева, Е. Они погибли под Вязьмой / Е. Джичоева // Наше время. -  2015. - 3 апр.  - С. 12. – Режим доступа: http://www.nvgazeta.ru/news/12389/499013/
 

Алексеев Василий Иванович

7 январяАлексеев Василий Иванович

75 лет  со дня рождения Василия Ивановича Алексеева  (1942-201),  олимпийскому чемпиону, заслуженному мастеру  спорта СССР, заслуженному тренеру СССР, Почетному гражданину города Шахты.

 Василий Иванович  родился в деревне Покрово-Шишкино Рязанской области.

В 1961 году Василий Иванович поступил в Архангельский лесотехнический институт. В 1961 году Алексееву был присвоен первый спортивный разряд по волейболу, также занимался легкой атлетикой Затем начал заниматься тяжелой атлетикой под руководством тренера Семена Милейко. В дальнейшем жил в Тюменской области и в городе Коряжма Архангельской области.

В 1966 году поступил в филиал Новочеркасского политехнического института в городе Шахты, Ростовской области, с этого времени город стал для него родным

Спортом продолжал  заниматься. После ухода от Плюка (прозвище Р.В. Плюкфельдера в команде шахтинских тяжелоатлетов), Василий Алексеев начинает тренировать себя сам. Он сам построил себе систему тренировок, изматывая себя как подопытного кролика. Что-то получалось, что-то - нет. Что-то брал на вооружение, от чего-то отказывался.

Над ним посмеивались, смотрели косо на режим тренировок, пытались учить и указывать. Не принимали его методику тренировок и подготовки спортсмена.

Тем не менее, за его плечами 79 мировых рекордов, он  Олимпийский чемпион (1972, 1976). На XX Олимпийских играх в Мюнхене последнее слово было за Василием Алексеевым. 640 кг. в сумме троеборья! За эту победу В.И. Алексеев был награжден самой высокой правительственной наградой - орденом Ленина.

Кавалер орденов Ленина (1972 г.), "Дружбы народов", "Знак Почета" (1970 г.), Трудового Красного знамени (1971 г.).

Его называют рекордсменом среди рекордсменов. Его результат, в сумме 645 кг., до сих пор не побит!

По мнению В.К. Дорохина, Василий Иванович Алексеев - спортсмен, который в основном, сделал себя сам. И добился всего, чего добился - сам.

С 1980 года – на тренерской работе. Работал главным тренером сборной страны по тяжелой атлетике (1990-1992 гг.). Он единственный тренер, предыдущих и последующих лет, кто всегда выводил команду победителем! Никто из участников, любых рангов, никогда не получил нулевых оценок! На Олимпийских играх в Барселоне (1992 г.) под руководством главного тренера сборной страны по тяжелой атлетике В.И. Алексеева было завоевано 10 медалей - 5 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая.  

30 октября 1996 года В.И. Алексееву было присвоено звание "Почетного гражданина г. Шахты" и на базе города была открыта Областная Комплексная детско-юношеская спортивная школа имени В.И. Алексеева.

В 1999 году в Греции, В.И. Алексеев был признан лучшим спортсменом XX столетия, а в феврале 2000 года признан легендой Российского спорта XX века.

В 2000 году в Москве, был создан фонд развития спорта Василия Алексеева.     

Правительственные награды: орден Ленина (1972), орден Трудового Красного знамени (1971), "Знак Почета" (1970)

9 ноября 2011 года из-за проблем с сердцем Алексеев отправлен из Барселоны (где был членом сборной России на телевизионном спортивно-развлекательном шоу «Большие гонки») в кардиологическую клинику Мюнхена, где 25 ноября 2011 года скончался. Похоронен на центральном кладбище города Шахты.

  • Именем Алексеева В. И. назван самолёт Airbus A321-211 (бортовой номер VP-BDC) компании «Аэрофлот».
  • Именем Алексеева В. И. назван проспект в г. Шахты
  • В.Высоцкий посвятил Алексееву В. И. песню «Штангист»
  • Изображен на почтовой марке Аджмана 1972 года.
  • 25 декабря 2014 года состоялось открытие памятника Василию Алексееву в г. Шахты.

Источники:

  1. Люди земли Донской. - Ростов н/Д, 2008. -  С. 8-9;
  2. Олимпийская энциклопедия. С. 16;
  3.  Кулжинский,  И. П. Спорт на Дону : очерки / И. П. Кулжинский, Э. Н. Красиловец. - Ростов н/Д., 1979. -  С. 35-47; С. 67-71
  4. Кухаренко, К. Живая легенда // Военный  вестник Юга России.  - 2004. - 1-4 янв. - С. 15.
  5. Дегтярев, В. Василий Алексеев - самый сильный человек планеты XX века // Комсомольская правда. -  2014. - 23-30 янв. -  С. 13
  6. Свирский,  А. Сокровища папы Плюка // Донской журнал: ежеквартальное глянцевое издание о Ростовской области. -  2016. - № 11. - С. 38-41