наверх
ХРОНИКА ЛЕТАЮЩЕЙ КОБРЫ
Детство Василия Дрыгина в селе Чечелиевка, что на юге Украины, не было безоблачным и счастливым. Он родился в 1921 году, когда в Советской России, изнуренной двумя войнами - мировой и гражданской, - разразился страшный голод, унесший миллионы жизней. Рано оставшись сиротой, Василий был отправлен в детский дом. После окончания семилетки пошел разнорабочим на металлургический завод, а по вечерам учился в фабрично-заводском училище на слесаря. Самой популярной в то время была профессия летчика. В 1938 году Василий поступил в аэроклуб. Успешная учеба в аэроклубе открыла ему доступ в Качин-скую школу военных летчиков под Севастополем.
Василий Дрыгин окончил летное училище 20 июня 1941 года. А через два дня, 22 июня, в 3 часа 15 минут утра немецкие самолеты бомбили Севастополь. Война началась! Личный состав училища был поднят по боевой тревоге. В тот же день летчиков-выпускников, даже не заменив им курсантскую форму, направили на границу с Румынией в только что сформированный 298-й истребительный авиаполк Одесского военного округа. Войны «на чужой территории и малой кровью», о которой говорилось на политзанятиях, не получилось. Армия отступала и двигалась на восток. Почти ежедневно вылетал молодой летчик Василий Дрыгин на штурмовку вражеских колонн, на разведку. Казалось, чуть ли не вчера он прикрывал переправы на реке Южный Буг, а сегодня под крылом самолета - тоненькая змейка степной речки Миус.
Василий за короткий срок приобрел огромный боевой опыт, стал отлично разбираться в тактике воздушного боя. Командиры уже именовали его «мастером штурмовых ударов», его истребитель И-16, «ишачок», вооруженный двумя пушками, неутомимо атаковал танковые, автомобильные и пешие колонны немцев, нанося ощутимый урон наступающему противнику.
...Тот октябрьский день, как часто бывает на Дону, выдался теплым и солнечным. Группа наших истребителей взлетела с аэродрома в Свердловске и пошла на запад. Вскоре в районе села Генеральского обнаружили на дороге большую колонну немцев. Василий Дрыгин, стремясь максимально использовать момент внезапности, бросил самолет в крутое пикирование. Падающий с неба, ревущий мотором истребитель, мчавшийся буквально по головам и стреляющий одновременно из двух пушек, производил ошеломляющее и парализующее действие. Первый заход был удачен. Но снаряды еще оставались. Василий набрал высоту, чтобы повторить штурмовку.
Вновь самолет бешено мчался к земле. Отчетливо видны горящие танки и автомашины, мечущиеся вокруг них гитлеровцы. Вновь Василий открывает огонь из пушек. Но немцы отвечают плотным огнем.
Вдруг рев мотора смолк, двигатель истребителя остановился. Высота 70 метров. Внизу немцы. Выброситься с парашютом невозможно. Попасть в плен - такая мысль невыносима. Да и размышлять некогда: оставшееся время измеряется даже не секундами, а мгновениями. Василий перекладывает руль и направляет самолет на поле у дороги. Тянет, сколько возможно. Спланировал и посадил истребитель на фюзеляж. Выскочив из машины и укрываясь за самолетом, Василий побежал в поле неубранной гречихи. Наткнулся на куст шиповника, упал в него спиной и осмотрелся. На дороге, в двух-трех километрах, горят машины и танки. Наши самолеты улетели. Взвод немцев, рассыпавшись в цепь, начал прочесывать гречишное поле в поисках летчика.
Василий понял, что убежать невозможно. Он улегся в куст шиповника и приготовил наган, решив отстреливаться до последнего патрона, но живым в плен не даться. Молодой немец, держа «шмайсер» наизготовку, приблизился к кусту и остановился, чтобы внимательно его осмотреть. Напряженные взгляды Василия и немца сошлись. Немец вздрогнул. Василий плотнее прижал палец к курку нагана. И тут произошло невероятное. Немец не выстрелил, не закричал. Он медленно двинулся мимо куста и пошел дальше.
Пролежав еще часа полтора-два и дождавшись, когда наконец стало смеркаться, Василий осторожно выбрался из куста и спустился в ближайший овраг, которых много в придонской степи. По балке он пошел в сторону станицы Большекрепинской. Но для летчика такая ходьба оказалась чересчур тяжелой: сусличьи норы, промоины, бесконечные кусты, сгущавшаяся темнота. Наконец ему удалось выйти на дорогу за станицей.
Не успел он порадоваться легкой ходьбе по твердому грунту, как его окликнули. Василий наткнулся на немецкий сторожевой пост. Бежать? Поздно! Василий смело подошел к группе, он смекнул перейти на местный украинский говор и ответил, прикинувшись простоватым парнем-механизатором. Немцы тут же отпустили Василия. Вероятно, нетолько говор, но и одежда Василия -демисезонный комбинезон - внушили им доверие. Не веря в удачу, летчик двинулся по дороге. И тут Василий услышал шум мотора догонявшего его автомобиля. Машина остановилась. И опять спросили по-русски:
-Тебе куда?
- Да Аграхвэновкы.
-Лезь в кузов.
Неожиданная удача прибавила уверенности. Уже к утру Василий был на аэродроме родного полка. Искренний рассказ молодо го пилота о невероятных приключениях показался офицерам из особого отдела весьма подозрительным, но через несколько дней он все же летал на новом самолете.
Но знаменательным для него стал 62-й боевой вылет. Это было 3-го ноября. Командир полка Алексей Ткаченко решил лично слетать на разведку, на втором самолете летел Василий Дрыгин. Им повезло: вскоре обнаружили колонну немецких войск. И командир решил израсходовать свой боезапас на цель. Вслед за ним намеревался обстрелять немецкую колонну и Василий. И тут он увидел, что в небе над ними появились одна за другой две пары истребителей «Хейнкель-113». «Хейнкелю» лучше не попадаться на прицел, а тут сразу три самолета атаковали Василия. Увернуться от их огня было сложно. Тем временем Ткаченко с разворотом заканчивал набор высоты, и четвертый «хейнкель» пристроился ему в хвост. Василий не мог оставаться безучастным свидетелем гибели своего наставника, недавнего командира его эскадрильи. Он открыл огонь сразу из двух пушек. Попадание было точным. Это был первый немецкий самолет, сбитый Василием Дрыгиным. Потом два русских самолета оторвались от преследования и вернулись на аэродром.
Уже после войны этот бой и самоотверженность Василия Дры-гина оценит Главный маршал авиации К.А. Вершинин в книге «Четвертая воздушная армия». Летчики, как и все военные люди, свято чтут принцип «Сам погибай, а товарища выручай!»
...Немцы продолжали наступать на южном крыле фронта. Авиаполк сменил дислокацию, переехав под Зверево, а уже потом - и в Белую Калитву. Но вскоре пришел и первый праздник: был построен весь 298-й ИАП, и начальник штаба зачитал сообщение Совинформбюро о том, что с 28 на 29 ноября части Южного фронта под командованием генерала Харитонова, прорвав укрепления немецких войск и грозя им окружением, ворвались с северо-востока в Ростов и заняли его. В боях за освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков полностью была разгромлена группа генерала Клейста в составе 14-й и 16-й танковых дивизий СС «Викинг». Ликовали все: и летчики, и техники. Ведь это была первая долгожданная победа - предвестница новых побед Красной армии. За успешные боевые действия Василию Дрыгину приказом наркома было присвоено звание младшего лейтенанта.
К концу 1941 года Василий Дрыгин с группой однополчан был направлен в Баку, чтобы освоить новый американский истребитель «Ааэрокобра».
...Март 1942 года. Раннее утро. Летчики-истребители в полной боевой готовности ждут команду на взлет с аэродрома Лисичанска, чтобы нанести массированный удар по скоплениям немцев у Краматорска. Наконец команда поступила, но с запозданием: мессеры уже начали охоту на тяжелые СУ-2. Советские истребители смело бросились в схватку, отвлекая их и уводя в сторону от бомбардировщиков.
Самолет Василия Дрыгина выполнял головокружительные фигуры, стремясь поспеть в самые угрожающие места, его пушки и два пулемета стреляли с самых коротких дистанций. Увлекшись погоней за мессером, Василий не уловил опасный момент, когда сам попал под прицел. По лицу, изрезанному осколками, текла кровь, чудовищная боль пронзила ноги, но самолет, хоть и плохо слушался, продолжал лететь. Василий старался найти ровную площадку, чтобы сесть на своей территории. Самолет, охваченный огнем, с длинным шлейфом густого дыма неудержимо терял высоту. Василий потерял сознание, истребитель рухнул на землю и взорвался, взрывной волной бесчувственное и обгоревшее тело летчика выбросило в сторону от горящей машины.
Пролежав несколько часов без сознания, Василий пришел в себя, когда уже стемнело, но из-за боли в ногах и общей слабости встать не смог, также болели обожженные лицо и руки. Василий решил двигаться, перекатываясь с боку на бок. Сколько километров прокатился таким образом Василий, он никогда не узнал. На пятый день его подобрали красноармейцы-разведчики. То ли от радости, а вернее - от полного упадка сил, Василий потерял сознание надолго и пришел в себя только в медсанбате во время перевязки. Там же Василий встретил своего однополчанина Алексея Луканцева, но тот не узнал голоса перевязанного с ног до головы летчика. Конечно, от таких переживаний и потрясений, что выпали на долю Василия Дрыгина, могут не только волосы поседеть в одночасье, но и голос измениться.
В июле того же 1942-го года Василий Дрыгин снова отступал со своими друзьями-однополчанами. На этот раз пешим порядком.
Сталинградская битва определила перелом в войне. Началось изгнание немцев с родной земли. 56-я армия генерала А.А. Гречко изготовилась к прорыву линии обороны немцев, чтобы очистить от врага низовья Кубани и Таманский полуостров.
Шестерка наших «аэрокобр» барражировала на высоте 3-4 тысяч метров, прикрывая войска в районе станицы Крымской. Вдруг в воздухе появилась стая немецких истребителей-«мессершмиттов». Они прибыли, чтобы проложить дорогу своим бомбардировщикам. Василий Дрыгин в паре с Василием Александровым тут же погнались за одним «мессершмиттом» и решили взять его в «клещи». Прием этот требует ювелирного пилотажа и отчаянной смелости. Два Василия резко взмыли в небо и вернулись к месту основного боя. И вовремя. Со стороны Анапы двигались девять бомбардировщиков «Юнкерс-87». На них немедленно набросились «аэрокобры» двух Василиев. Дрыгин точными выстрелами поджег один «юнкере». Остальные побросали бомбы, не долетев до цели, и, отстреливаясь, кинулись удирать. В это время подошла вторая волна из девяти бомбардировщиков. Пара «аэрокобр» смело врезалась и в эту стаю. И вновь Василию Дрыгину улыбнулась удача - он зажег второй «юнкере». Погнался за очередным и не уберегся. Немецкий мессер поджег его самолет. Василий решил дотянуть до своих, и только когда огонь подобрался к кабине и стало совсем невмоготу, он выбросился с парашютом. Приземлившись в лес, думал, что попал к немцам, но увидел, что к нему пробираются наши солдаты. Когда они пришли на командный пункт, там в это время были Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, Главный маршал авиации А.А.Новиков и группа генералов. Они видели бой с земли. Маршал Жуков объявил о награждении Василия Дрыгина за мастерское и эффективное ведение воздушного боя орденом Александра Невского и о внеочередном присвоении воинского звания капитан. В авиаполк «свежеиспеченного» капитана отвезли на легковом автомобиле. 24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР летчику Василию Дрыгину было присвоено звание Героя Советского Союза.
А вскоре Василий стал гвардейцем. Его авиаполк получил новое почетное наименование - 104-й гвардейский. В августе полк перелетел с Кубани на полевой аэродром под Новочеркасском. Начался штурм Миус-фронта. Бои шли напряженные и кровопролитные. Последняя пядь донской земли была освобождена.
...Этот августовский день особенно памятен Василию Дрыгину. Двадцать тяжелых немецких бомбардировщиков в сопровождении целого роя мессеров пытаются нанести удар по наступающим советским войскам. Шестерка наших «аэрокобр» смело бросается в бой с численно превосходящим противником. Василий вступил в схватку сразу с двумя «Ме-109» и сравнительно легко разогнал их пулеметным огнем. Но тут им на выручку кинулся третий мессер. Атаковал он сбоку, из неудобной позиции, открыл огонь с дальней дистанции, и сам Дрыгин не принял такую атаку всерьез, но осколок разворотил щеку Василию и вонзился под глаз. Лицо тут же залилось кровью. Василий резко направил самолет к земле, стремясь успеть посадить машину. Перед самой землей он потерял сознание. Как приземлился, Василий не помнил. Очнулся он в медсанбате в селе Алексеевка. Потом лечился в авиационном госпитале. Догнал свой авиационный полк уже за Мариуполем. Но зрение полностью не восстановилось. Врачи запретили летчику боевые полеты на год. И Василий Дрыгин сменил штурвал на парту - стал слушателем Военно-воздушной академии. Потом были учеба в Академии Генерального штаба и долгие годы службы на командных должностях. Когда пришла пора уйти в запас и определить постоянное место жительства, Василий Михайлович без колебаний выбрал Ростов-на-Дону, потому что донскую землю и небо над ней знал буквально вдоль и поперек, успел сродниться с ними и полюбить их в тяжелые военные годы.