наверх


Васильев Анатолий Александрович

изменена 2019-05-20 18:58

4 маяВасильев Анатолий Александрович

75  лет со дня рождения Анатолия Александровича Васильева (1942 -), театрального режиссера, Заслуженного деятеля искусств РФ.

Родился в селе Даниловка Пензенской области. Мир студийных «актеров», мальчишек и девчонок,  Анатолий  увидел в драматической студии Тамары Ильинской во Дворце пионеров города Роствоа-на-Дону.  Ильинская вкладывала в него всю душу. «Мне кажется, Анатолий «заболел» театром именно благодаря Тамаре Ильиничне».

В студенческие годы Анатолий с мэтром студенческой самодеятельности «Мермелем» (Е. Г. Мермельштейн, ныне профессор, декан гуманитарного факультета МХТУ имени Д.И. Менделеева - И.В.) руководил МХЭТом - малым химическим эстрадным театром. Самодеятельность РГУ тогда гремела по всей стране.  А он был один из зачинателей студенческого театра РГУ «Мост-65».

 «Толик казался чудаком: уж очень серьезно он относился ко всему, что связано со сценой. Худенький, в модной тогда клетчатой ковбойке, он повсюду таскал за собой чемоданчик, так называемую «балетку». В ней хранилось все: конспекты, сценарии для МХЭТа, ноты».  На одном из студенческих фестивалей мхэтовцы придумали шоу «Водная феерия». Толик шел через весь зал в трусах, маске, ластах и купальной шапочке, а потом на сцене с репликой: «Чуть не упал!», стал плюхаться в таз с водой. Васильев очень долго выбирал, какую ему надеть шапочку, какого цвета, фасона. Эти детали казались  ему чрезвычайно важны. 

Васильев проявил себя способным студентом Химический факультет Ростовского государственного университета., написал талантливую дипломную работу Его оставляли в аспирантуре. Неожиданно для всех Анатолий отказался от научных перспектив и уехал из родного города.

«Часто у него не было пятака на проезд в метро. Наверно, иначе было нельзя. У Толика, как и у большинства «простых советских людей», финансовой основы не было. И приходилось жизнь «строить из себя» (выражение Васильева - И.В.) - из своих жил, здоровья, нервов. Это огромная цена. Я видела многих талантливых в молодости людей. Большинство разменяло свой дар на сиюминутные ценности».  В реестре потерь Анатолия Васильева отсутствует  и потеря дружбы. «Как только Васильев стал выезжать за границу, сразу же привез ростовским мушкетерам (школьным друзьям)  импортные телевизор и видеомагнитофон. Для того времени это были шикарные подарки». 

В 1973г.  заканчивает  режиссерский факультет ГИТИСа.

С 1973 режиссёр-стажёр МХАТ, где в том же году под руководством О. Н. Ефремова поставил спектакль «Соло для часов с боем. Успех был  на всю Москву.

Однако,  далее столица не радовала, интересными предложениями. Поддавшись на уговоры актеров-земляков, Васильев решил поработать в Ростове-на-Дону. Театр музыкальной комедии встретил столичного режиссера с распростертыми объятиями. Мюзикл «Хелло, Долли», который Васильев предложил поставить, продвигали, как говорится, всем табором.  Изобретательный Васильев выкручивался, как мог. В одном из действий на сцену выезжал большой бутафорский автомобиль. Для зрителей это было в новинку. Сжатые сроки - одна из главных причин провала спектакля. И еще бедность театра. В «Хелло, Долли» должен быть шик. Красивые костюмы, декорации. На все это денег не нашлось. 

    А Васильев уехал в Москву и вскоре прогремел своими спектаклями «Первый вариант "Вассы Железновой"» по М. Горькому (1978), «Взрослая дочь молодого человека».

В 1982 году по приглашению Юрия Любимова переходит в Театр драмы и комедии на Таганке. Ставит "Серсо". По данным опроса, проведенного журналом "Театральная жизнь", спектакль был признан лучшей постановкой сезона.

В восьмидесятые годы, совместно с О. Морозовым, А. Васильев снимает еще два телевизионных фильма. "Не идет"- о репетициях спектакля "Серсо" и "Каштанку".

В 1987 году в Москве открываются шесть новых театров и среди них - "Школа драматического искусства" под руководством Васильева - экспериментальное объединение, стремящееся к обновлению театральной эстетики. С конца 1980-х годов интересы Васильева от собственно режиссуры всё больше смещаются в область лабораторных опытов и педагогики. Режиссёр предложил свою концепцию театра как единого живого эволюционного процесса. В «Школе драматического искусства» велась подготовка актёров и режиссёров в форме практических семинаров и лабораторий, разрабатываются новые театральные технологии.

Первое представление по пьесе Луиджи Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора» критика назвали  "лучшим романом о театре".

Театр  начинает путешествовать по многим странам мира. Васильев  ставит  спектакли в театрах Европы.

С 2004 года руководитель режиссерского курса в Высшей национальной школе театральных искусств (ENSATT) в Лионе.

А. А. Васильева одним из лидеров режиссерского поколения. Он награжден многочисленными премиями, орденами  как российскими так и зарубежными.

В 2001-м «ШДИ» переехала в удивительное здание на Сретенке, выстроенное по проекту Анатолия Васильева и художника Игоря Попова. Впрочем, эта фантастическая утопия большого и светлого театра-лаборатории в центре города закончилась очень быстро — в 2005 году московские власти забрали студии на Поварской и вступили в конфликт с режиссером,  после чего тот переехал работать во Францию. Теперь Васильев ставит за рубежом, монтирует телеверсии своих старых спектаклей, пишет книги и изредка появляется в публичном пространстве Москвы в условной форме «открытых встреч с мастером».

В настоящее время Анатолий Васильев преподает и ставит спектакли во Франции, Греции, Венгрии... Его регулярно приглашают на постановки в крупнейшие театры мира, а театральные школы и институты стремятся заполучить его в качестве преподавателя.

Анатолий Васильев Вечный искатель истины, за годы своей работы в театре он не единожды решительно менял направление, метод и стиль. Его актеры и ученики разных поколений продолжали ходить по тому же отрезку пути, который он уже покинул, двинувшись вперед. Понимание театра как пути, как бесконечного исследования, делало его неуязвимым для возраста и юбилейной стати. Нервный и мудрый, знающий и сомневающийся, рациональный и увлекающийся, созерцательный и страстный, он никогда не равен самому себе и потому - всегда новый.

Источники:

  1. Долженк,о Г.П. По главной улице Ростова-на-Дону: экскурсия в прошлое и настоя- щее. — Ростов-на-Дону: Донской издательский Дом, 2009. — С.108;
  2. Лысяк,  О. И. Театр А. Васильева: библиограф. указ. / О. И. Лысяк. М., 2003.
  3. Наши. Т. 2. С. 18-19;
  4. Каминская, М. Сто лет пролетают быстрее // Наше время. -  2009.  -19 июня.  - С. 8;
  5. KaverinVladimir [Электронный ресурс] : ( 2014-2017). – Режим доступа: http://ростовгород.рф/ludi-abc/130-vasilev-a-a?showall=1