наверх
Руководитель литературного объединения «Ростсельмаш», прозаик, поэт, сатирик, литературный критик, публицист, историк.
Родился 1 декабря 1957 года в г. Ростове-на-Дону. По отцу – донской казак. К литературному творчеству пристрастился с 8 класса под влиянием писателя Леонида Пантелеева («Республика Шкид» и др.). Стихи сочинял, подражая Владимиру Маяковскому и Владимиру Высоцкому. После восьми классов ушёл в ГПТУ, которое окончил в 1975 г., получил специальность машиниста экскаватора. Служил в Группе советских войск в Германии. После армии работал грузчиком-водителем на заводе «Ростсельмаш», водителем маршрутного автобуса, троллейбуса, учился в РГУ на отделении журналистики, был корреспондентом аксайской районной газеты «Победа». В 1995 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве (семинар прозы Н. С. Евдокимова), стал профессиональным литератором. Работал редактором в издательствах «Орфей», «Пегас», «АКРА», ответственным секретарём журнала «Орфей». Сотрудничал в юмористическом журнале «Солянка». Женат, имеет трёх детей.
Павел Бойчевский – лауреат двух Дипломов призёра Международного Литературного конкурса «Вся королевская рать» и Диплома призёра литературно-издательского проекта «Мы все в одной лодке», проводившихся в Интернете Международным Союзом писателей «Новый Современник». Главный редактор литературно-художественного альманаха «Вдохновение», юмористического журнала «Репейник», составитель двух коллективных сборников («У огонька» и «Синедонье»). Состоял в областной общественной организации «Шолоховский круг», был депутатом первого съезда казаков Всевеликого Войска Донского. Печатался в Москве, на Северном Кавказе, в Ростове-на-Дону, Ростовской области: в московском литературном альманахе «Истоки», в журналах «Дон», «Орфей», «Ковчег», в юмористическом журнале «Солянка», в коллективных сборниках «У огонька», «Синедонье», «Судьба и слово». Издал три сборника стихов («На распутье», 1996 г., «Последние дни», 2001 г., «Исповедь идеалиста» 2009 г.), два сборника афоризмов, два сборника авторских анекдотов, драму в стихах «Иван Грозный», книгу духовной прозы «Свой крест», повесть из времён застоя «Бурсаки», сатирическую повесть о жизни обитателей городского «дна» «Дети Капитана Флинта», остросюжетные криминальные боевики «Конец банды Седого» и «Один на льдине», повесть об афганской войне «Борт» на Кабул», иронический роман о ростовской литературной богеме «Провинциальные гении». Произведения разных жанров размещены в Интернете на сайтах: Proza.ru, Zhurnal.lib.ru, Litkonkurs.ru, Stihi.ru.
Павел Бойчевский написал 17 занимательных повестей и романов. Готовятся к печати роман-фантасмагория «Чудь», сатирический роман «Басурманская война», криминальный роман «Берберовка», исторический роман о донском казачестве «За веру, царя и Отечество», роман о Несторе Махно «Против всех», историческое повествование об яицких казаках «Яик-Горынович» и другие.
Завещание терского казака
Схороните меня на кургане у быстрой реки,
Чтоб избранницу-степь из своей усыпальницы видеть,
Чтобы мимо меня отправлялись в поход казаки
Потрепать татарву, и врагам отомстить за обиды.
Постелите под ноги косматую бурку мою:
Согревала она, словно мамка, в крутые морозы.
Положите на грудь шашку ту, что добыл я в бою
У мюрида чеченского в сабельной рубке под Грозной.
Отпустите на волю бродягу степного коня,
Он мне верно служил и спасал сколько раз от погони.
Помолитесь-ка, братцы, при свете лампад за меня,
За пропащую душу склонитесь в смиренном поклоне.
Приглядите за жинкой: блюла чтобы мужнюю честь, –
Чтобы сын-бедолага не вырос лихим вертопрахом.
В изголовье не ставьте мне грубо сколоченный крест,
А повесьте-ка лучше на пику казачью папаху.
Нацедите горилки в корчагу до самых краёв,
Помяните меня диким хмелем степным, односумы.
Сберегите к России неласковой нашей любовь, –
И о воле несбыточной злые и горькие думы...
Земляк
Прости, земляк, я не попал в Афганистан,
Ведь я служил в иные времена.
Я никогда, я никогда не буду там,
Где столько лет свирепствует война.
Летит с дороги в пропасть «бэтээр»,
И высыхает кожа на лице.
А я служил, а я служил в СССР,
Меня в горах не брали на прицел.
Печёт от солнца пыльная броня,
Бронежилет от пуль хранит, как бог,
Но не меня, но не меня, но не меня, –
Я ни черта бы, может, здесь не смог.
Висит на небе месяц-талисман,
Кровь на «хэбэ» потёртом – словно мак.
Я бы пошёл, я бы пошёл в Афганистан...
А ты бы в горы взял меня, земляк?
Я убит в Дагестане
«Я убит подо Ржевом...»
А. Твардовский
Я убит в Дагестане
При чеченском налёте.
Полегла там костями
Наша славная рота.
Полегла не геройски,
Не пропала без вести:
Нас порезали горцы,
Как баранов, из мести.
А в Москве генералы
Обмывали победу.
И звенели бокалы
На кремлёвском обеде.
А в горах наши кости
Догрызали шакалы,
И на сельском погосте
Наши плакали мамы.
Нам прислали медали
С орденами посмертно.
Нам жилплощади дали –
Два кладбищенских метра.
Жили мы не тужили,
Повзрослели не рано.
Так за что ж положили
Нас в горах Дагестана?
Мы в шеренги не встанем,
Не сомкнём скорбно строя...
Пусть потом наболтают,
Что погиб я героем.
Пусть настрочат в газетах
О том подвиге нашем.
Мы, валяясь в кюветах,
Ничего уж не скажем...
Плач по России
В этом мире пустом я, как перст, одинок:
Нет ни друга, ни свата, ни брата.
Человек человеку не брат здесь, а волк,
И у каждого – крайняя хата...
Тут как в сказке живут, водку вёдрами пьют,
Книжек умных вовек не читают.
Тут гадюками сплетни по сёлам ползут,
Тут о волюшке вольной мечтают.
Гой ты, Русь, – забубенная доля моя,
Колокольная мати Россия!
За понюх табаку загубили тебя,
Свято место дотла разорили!
Сколько можно терпеть и о прошлом скорбеть,
От холодного месяца греться?
Полюбилась холопам боярская плеть –
И куда ж от судьбы своей деться?
Вот опять к топору подбивают тебя
Христолюбцы, поэты, витии,
Чтоб залился кровавой слезой Октября
Бедный люд подъярёмной России.
Чтоб зудело плечо, чтоб махала рука,
Чтоб наломано дров было вволю.
Не на жизнь, а на смерть чтобы два дурака
В поединке сошлись в чистом поле...
И намокнут от крови густой ковыли,
Побредут по дорогам калеки.
И не будет уже христианской любви
В одичавшем от бед человеке!
Исповедь идеалиста
«Пусть впереди большие перемены –
Я это никогда не полюблю!»
В. Высоцкий
Я не люблю большие перемены,
Безумству храбрых песен не пою.
Претит мне грязь супружеской измены,
Я женщину и мать боготворю.
Я презираю суетность шакалов
И лизоблюдов дрязги не терплю,
Я восхищаюсь смелостью Икара,
Я жертву Сына Божьего люблю.
Противны мне приспособленцев своры,
По ветру нос держать я не могу.
Не нравятся мне стенки и заборы,
И пулю я врагу не берегу.
Мне тёпленьких не жаль и равнодушных,
Кто не пылает яростным костром,
Кто прячет за семью замками душу,
Жизнь оставляя скупо на потом.
Мне не по нраву шлягер: «Мани-мани»...
Меня тусовкой в рай не заманить.
Свистит сквозняк, как соловей, в кармане,
И родину не хочется любить.
Чёрный и белый
Говорят мне, что жизнь – как цветное кино,
Столько красок – собьёшься со счёта!
Будто чести и принципов нету давно,
А в чести беспринципное что-то...
Загудит на эстраде раскрашенный рой –
Не поймёшь, то ль мужчин, то ли женщин.
И любовь называют, как карты, игрой,
Дон-Кихотов всё меньше и меньше.
Не увидишь, мол, ныне живого лица,
Больше маски, всё больше личины.
И никто не осудит в глаза подлеца,
Если будет подлец этот в «чине».
И судачат поэты, что время не то,
Не прокормят «идеи» детишек.
И меняют идеи, как будто пальто,
И стишки безыдейные пишут.
Это на руку тем, у кого дальтонизм,
Многоцветье бездарность сокроет.
И уже опошляют дельцы коммунизм,
За который заплачено кровью!
Я не верю, что жизнь лишь цветное кино,
Нет палитре оттенков предела...
Мир на две половины поделен давно,
На два цвета: на чёрный и белый!
Откровение
Нет, как Есенин, не покончу
Я счётов с миром горьких слёз.
Уйду в поля глубокой ночью
Тропою узкой, как Христос.
Оставив мысли о спасенье,
От искушений тяжких слаб, –
Пойду искать святую землю,
Я – принц и нищий, царь и раб.
И пусть рождается эпоха,
Крича под скальпелем, как зверь,
Я в мир непознанного Бога
Найду спасительную дверь.
При свете брезжущем лампады,
В скиту монашеском молясь,
Вдруг обрету благую радость
И с Богом родственную связь.
Паду на слабые колени
Во власти сладких райских грёз
С душой ранимой, как Есенин,
И чуждый миру – как Христос.
* * *
Не пиши мне, любимая, письма,
Коль не любишь – скорее забудь!
Я лишь рад буду этому...
В смысле:
Всё – о,кэй!
Проживём как-нибудь.
У меня ведь железная воля.
Стиснув зубы, молчу, чуть дыша.
Лишь кричит, стервенея от боли,
Окровавленным зверем
Душа.
На распутье
Только выйду в степь – всё припомнится:
Отчего душа грустью полнится,
Отчего тоска – словно к горлу нож.
Сто дорог кругом, да куда пойдёшь?
Сто дорог кругом – по одной идти.
Прямиком пойдёшь – прямо нет пути.
Влево коль свернуть – потерять коня.
Только что терять? – нет коня у меня!
Нет коня, ну что ж, велика ль печаль?
Коли нечего – и терять не жаль.
А направо – стоп. Здесь ты смерть найдёшь.
Только что мне жизнь, коль цена ей грош!
Коль цена ей грош – что мне жизнь беречь?
Всем нам Бог судил в эту землю лечь.
Оттого в душе грусть шевелится.
Вот и жизнь прошла,
Да не верится.
Русская песня
Отшумели годы, молодость сгорела.
Позабылись песни, те, что мать мне пела.
Заросли тропинки, не найти дороги,
По которым бегал детством босоногим.
Здесь, в краю родимом, я не нужен боле.
Бесы в наших душах поселились, что ли?
Волки ль за деревней рыщут наудачу?
Или в чистом поле ведьмы злые плачут?
Что, скажи, случилось? Что же с нами сталось?
В кабаке упиться намертво осталось!
Бросить шапку наземь, разорвать рубаху
И башку хмельную положить на плаху!
Фразы
Литературно-художественный альманах «Вдохновение»
Очередной, тринадцатый номер литературно-художественного альманаха «Вдохновение», несмотря на «не счастливое» число, – традиционен. В нём как всегда опубликованы новые произведения участников литературного объединения «Ростсельмаш», которыми они хотят порадовать читателей, – своих знакомых, друзей, близких. Ведь для кого мы и пишем, если не для них, своих постоянных читателей. И пусть нас не издают в Москве многотысячными тиражами, как Дарью Донцову, Данила Корецкого, Бориса Акунина и прочих, мы скромно довольствуемся тем, что имеем. А имеем мы не мало – свой литературный альманах, где можем печатать свои произведения, заявлять о своей общественной позиции, критиковать недостатки современной буржуазной экономической системы и литературного процесса, во многом подверженного влиянию загнивающей западной массовой культуры. И вовсе не мировой финансовый кризис виноват в том, что мы так плохо живём, а мы сами. Ведь кризис этот не где-то там, за тридевять земель, он – в наших головах! Чтобы не было кризиса – нужно по иному взглянуть на мир, а этому и служит Русская Литература, которой мы беззаветно служим и традициям которой пытаемся неукоснительно следовать. А иначе нельзя, иначе мы все вскоре превратимся в Иванов – родства не помнящих, в современных псевдопродвинутых компьютерных маргиналов, в разжиревших безмозглых дебилов по американскому образцу. Я думаю, – хватит бежать оголтелой толпой впереди «паровоза современности», нужно наконец-то остановиться и задуматься: «А куда, собственно, бежим?»
Для желающих напечатать в альманахе «Вдохновение» свои стихи, поэмы, песни, рассказы, повести, афоризмы, очерки, заметки, рисунки, а также рекламные объявления или поздравительные открытки тел.: 2-35-42-36 (гл. ред. Бойчевский П. Г.).
«Провинциальные гении»
В январе 2008 г. увидела свет очередная книга Павла Бойчевского. Это иронический роман о литературных сообществах Ростова, о богеме, профессиональных писателях, прочих персонажах, окружающих главного героя. Действие протекает на фоне значительных событий современности. Почти все фамилии героев изменены, но в них легко можно узнать прототипов. Книгу можно приобрести у автора. (Конт. тел.: 2-35-42-36).
О романе
Новый роман Павла Бойчевского «Провинциальные гении» – необычен. Это ироническое повествование о писательском мире Ростова-на-Дону, родного города автора. Фамилии и имена большинства героев и персонажей – изменены, дабы не возбуждать кривотолков. Между тем, некоторые лица даны под их собственными именами, остальные – легко узнаваемы. Жизнь главного героя произведения, Сергея Кресталевского, протекает на фоне знаменательных исторических событий современности: бестолковых ельцинских реформ, беспощадной ломки старых экономических и социальных устоев, жестоких межнациональных конфликтов, повсеместного разгула преступности и кровавой чеченской войны. Основной нитью, пронизывающей весь роман от первых строк до последних, является любовное увлечение Кресталевского. Его неожиданная избранница, Катя Мармеладова, – полна противоречивых чувств: верность супружескому долгу не может перебороть в её душе страсть к флирту во время мимолётных любовных увлечений. Она долго не решается положительно ответить на пылкие признания Кресталевского и лишь в конце романа, после всевозможных мытарств, духовных блужданий, сомнений, кратковременных размолвок и мимолётных встреч, сердце Мармеладовой наконец-то воспламеняется ответной любовью!
«Исповедь идеалиста»
В апреле 2009 г. вышла в свет третья книга стихов ростовского поэта, прозаика, сатирика и проч. Павла Бойчевского. Здесь собрано всё лучшее, что написал автор за время своей творческой деятельности. Впрочем, оценивать достоинства книги – читателям. Сборник объёмный – 92 стр., формат А-5, тираж – 100 экземпляров. Цена умеренная. Приобрести книгу можно только у автора, потому что буржуазные книготоргующие организации не интересуются литературой, в которой нет драк, погонь со стрельбой, животной жестокости, крови, убийств, изнасилований, взрывов, катастроф и прочих «прелестей» современной российской жизни. Единственных «ценностей», которые принесли нам горе-перестройка и преступные реформы ельцинских псевдодемократов, разваливших великую, справедливую страну Советов.
«И смех и грех»
В июле 2009 г. увидела свет очередная, уже 13-я по счёту книга профессионального литератора Павла Бойчевского. В сборнике помещены афоризмы, одностишия, авторские анекдоты и пародии на современную телевизионную рекламу, которая, честно говоря, уже достала не только самого автора, но и всех! Так что, лишний раз поиздеваться над глупыми московскими бизнесменами доставляет автору несказанное удовольствие! Книгу можно приобрести на старом ростовском автовокзале у распространителя, которым является сам автор. Вот такие нынче настали времена…
«Репейник»
В июле 2009 г. вышел очередной, четвёртый номер ростовского юмористического журнала (единственного в городе). Напечататься в журнале можно при одном немаловажном условии: произведения должны быть действительно талантливы и, самое главное, – смешны. В номере, наряду с маститыми писателями – сатириком Б. Козловым, поэтом, издателем В. Рюминым, поэтом, песенником Л. Меласом – опубликованы и произведения начинающих авторов: поэтессы М. Эглит, поэта, прозаика В. Нектарова и др. (За справками обращаться к гл. редактору П. Бойчевскому: 2-35-42-36.)
О журнале
Четвёртый номер юмористического журнала «Репейник» выходит с задержкой, на что были свои причины... Главным образом – экономические. И хоть повсюду в стране свирепствует страшный финансовый кризис, наше юмористическое издание кризис этот, слава Богу, миновал. Сатирики Ростова продолжают творить, в надежде доставить удовольствие благодарным читателям своими новыми смешными произведениями. За материалом для журнала далеко ходить не нужно – юмор буквально рассыпан под ногами, не поленись только нагнуться. И самое смешное у нас сейчас – это цены, за которыми ну никак не могут угнаться наши скудеющие зарплаты и нищенские пенсии. Остаётся одно – смеяться! Ведь смехом, по слухам, даже лечатся (за не имением лекарств!). Так что не будем падать духом (это всё равно не поможет), а лучше взглянем на нашу современную безумную жизнь с доброй улыбкой (она этого заслуживает!). Давно известно: хочешь изменить мир, – измени своё отношение к миру; измени самого себя и изменится мир. Посмотри на себя в зеркало: что ты там увидишь? Кислую, недовольную всем на свете физиономию или весёлое, улыбающееся лицо? Что тебе приятнее видеть? То-то и оно... Мы, зачастую, видим то, что хотим видеть, не пытаясь изменить угол своего зрения. Давайте же почаще улыбаться друг другу, давайте просто радоваться жизни, вне зависимости от денег, вещей, заграничных авто, недвижимости и прочих капиталистических ценностей. Это всё преходящее: сегодня есть – завтра не будет! Главное, всегда оставаться человеком.