наверх
Поэт, писатель, композитор, художник и просто талантливый человек.
Дата и место рождения: 9 февраля 1970 г. – город Ростов-на-Дону.
Творческая линия: стихи, проза, юмористические миниатюры, публицистика, музыка (песни), игра на гитаре, дружеские шаржи-картинки. Жизненное и творческое кредо:
Творчество везде!
Творчество во всём!
Чистота сердца, ясность разума, новизна и оригинальность, творческий эксперимент.
Направления в творчестве: славянская народная самобытность, интеграция русской национальной культуры с мировыми. Творчество как неотъемлемая часть жизни с 16 лет. Литературно-поэтические пристрастия: поэзия и проза Эдгара Алана По, русские народные сказки, древняя ирано-таджикская и тюркская поэзия, творчество А.С.Пушкина, И. С.Никитина, Н. Клюева, поэтов серебряного века, Музыкальные пристрастия: классика, фольклор, отеч. рок.
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Я родился в 1970 году, в Год Собаки 9 февраля, прямо под знаком Водолея. Неправда ли, смешно: Собака-Водолей? Ну прямо так и стоит анекдотический образ перед глазами. Местом рождения стал для меня город моей мечты – маленький провинциальный городок с исконно русским таким названием – Ростов-на-Дону. Я сразу же полюбил этот город и одновременно возненавидел его, ибо несмотря на всё своё очарование, это город многим испокон веков несёт не только море счастья, но и массу несчастий: народец здесь разномастный, не однородный, противоречивый, со своими достоинствами и недостатками.
Несмотря на то, что, родившись в Ростове, я мог бы запросто и прожить в нём всю свою жизнь безвылазно, судьба в лице моих родителей подкинула мне шанс побывать в разных уголках нашей великой советской Родины, этим шансом, я, конечно же, тут же воспользовался, хотя и не по своей воле. С детства мне пришлось пожить и в Челябинской области, и в Одесской области (город Арцыз), и по Ростовской области поездить: в Целине я был, в азовском Кагальнике, в целинских Ольшанке и Головановке. Но всё же большую часть жизни я провёл в своём родовом гнезде, в ростовском доме моего родного деда-болгарина Чербаджи Михаила Ивановича и бабушки урало-сибирского русского происхождения Королёвой Елизаветы Петровны. Кроме деда-болгарина и бабушки Елизаветы, а так же деда Ивана Васильевича Кострикина и бабушки-молоканки Анастасии, матери моего отца, урождённой Кунаковой, у меня с детства были отец Александр Иванович Кострикин, мама Неля Михайловна, тёти Любовь Михайловна Королёва и Тамара Ивановна Кострикина, дяди Юрий и Владимир Кострикины и родная сестра Виктория Александровна, которая младше меня чуть больше, чем на пятилетку. Естественно, всегда были и есть родственники и свояки близкого и дальнего плавания.
Что бы не слишком затягивать речь о своей судьбинушке, тем более, что сие пишу я с несколько иной целью – рассказать о моём творческом пути, я пожалуй и перейду к рассказу о нём родимом.
Итак, насколько я себя помню, абсолютно не помню того мгновения, когда же меня сподобило написать моё первое творение в рифму. Вероятно это случилось где-то лет в восемь, а может быть и раньше, тем более, что родители утверждают, что едва начал открывать рот для членораздельного произнесения звуков. Так я кроме чавканья и всевозможных «варвариных» расспросов, вроде бы чего-то там тявкал (не забывайте, что я родился в год собаки) в рифму, причём достаточно сносно, поскольку мне это очень даже понравилось, хотя и несколько раздражало окружающих. Особенно я сильно досаждал своими рифмами деду Ивану, отцу моего отца, поскольку именно ему была посвящена моя первая «туристическая песенка» со словами: «Еду к деду Людоеду». Я пел её по дороге из Ольшанки в Головановку, когда меня тащили зимой по снегу на санках.
Исходя из описанного (от глагола всё-таки «писать» с ударением на втором слоге) выше, сразу же хочу перейти к наиболее важному периоду своего творчества, параллельно с которым мне исполнилось 16 лет. Именно в это время я осознал значимость творимого мною для меня же любимого, кроме того именно тогда я понял, что авторучка и бумага являются особыми частями моей жизни, т. е. кроме рук, ног, того, что у нас принято называть головой и прочих частей тела, у меня, как и любого подобного мне, появились авторучка, белый листок бумаги и непреодолимое желание что-то писать.
Писал я часто и помногу, но оставлял для себя мало что – остальное, т. е. большую часть просто сжигал. То же, что как мне казалось, было достойно моего авторского внимания, я дорабатывал и зачитывал на творческих встречах в посещаемом мной тогда литературном объединении «Лазоревый Цветок» (меня привела туда моя подруга детства Наташа Хитёва, с которой мы до сих пор дружим. Она, вечная девочка с обликом топ-модели, пишет достаточно неплохие стихи и рассказы, а так же занимается переводами с английского и немецкого языков). Лито руководили тогда такие матёрые поэты-монстры как Игорь Николаевич Кудрявцев и Гарри Ильич Лебедев, поскольку поэтессы Елены Васильевны Нестеровой, организовавшей наше лито, к тому времени к сожалению уже не было в живых (она погибла летом 1986 г.).
В 1987 году я стал обучаться игре на гитаре у своего друга Валеры Щепилова, который учил меня методом: «Смотри как я играю и делай так же». С Валерой мы до сих пор большие друзья, его супруга – преподаватель по классу гитары, а дочь-вундеркинд Алёнушка пошла в школу в 4 года, а в 6-7 лет написала свой первый научно-фантастический роман, далеко не маленький по объёму, но до сих пор не может его издать – нет денег.
В том же 1987-м я написал свою первую песню («Дерево»), которая была о любви, но музыку я заимствовал у одной туристической песни. Вторая же песня («Фью-фью-фью») была полностью моей, она и до сих пор пользуется успехом на моих концертах.
Писать я продолжал и в армии, в Ленинграде и в Павловске, но следующий всплеск творчества всё же пришёлся на период 1990-1995 гг., когда я пришёл в ростовское литобъединение «Дон», а затем в арцызский (см. выше) поэтический клуб «Вдохновение». Здесь появилось множество стихов и песен, вошедших позже в книги «Путь» и «От Тени – к Свету», изданные под общей обложкой – «Навстречу радуге» и в книгу «Небо-Поэзия», изданную в соавторстве с моим другом, интересной поэтессой Марией Манаковой. Кстати, иллюстрации к книге выполнила прекрасная художница, журналист, мой добрый друг Катя Плаксина. В первую книгу был так же помещён рисунок моего хорошего знакомого, директора арцызской художественной школы Владимира Афанасьева, но почему-то в выходных данных его отметили как одного из моих арцызских друзей поэта и художника Сергея Константинова. Ошибка, братцы мои! Досадное недоразумение!.. а ведь может ещё обернуться катастрофой: а что если парни не поймут фокуса?!. Во как бывает!..
Следующий творческий период пришёлся на 1996-2003 годы, когда я стал одним из лидеров в сидоровской «Эоловой Арфе», в смысле в литературно-музыкальном клубе-студии, которым руководила прекрасная молодая ростовская поэтесса, мой друг по «Лазоревому Цветку» Лена Сидорова. А так же вошёл в состав ростовского клуба «Созвучие» и арцызского клуба «Чайка». Но апофеозом всего этого стало создание принципиально нового литературно-музыкального клуба «Окраина», фундамент которого закладывал я совместно с ростовским композитором Сергеем Халаимовым и заведующей библиотекой им. Н. Г. Чернышевского Ириной Петровной Кремнёвой. Сюда же неким боком затесался и журналист Андрей Пересадченко. Этот период помог мне осмыслить своё место не только под луной на улице, но и под солнцем поэзии. У меня родился свой узнаваемый стиль, своя философия жизни, своё видение перспектив будущего. Этот период стал предтечей тех поэтических открытий, которые я сделал для себя в последующие годы, когда писал стихи и песни в славянском стиле, в экологическом ключе, когда исследовал стихи французских поэтов-сюрреалистов и начал переводить с болгарского, сербского, украинского и белорусского языков.
В настоящий период я чётко вижу свой путь и перспективы, тем более, что определена творческая цель этого периода, реализация которой лежит через постоянный труд, через непрестанные усилия над собой, через «не позволяй душе лениться, что б воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»…
КОЕ-ЧТО ЕЩЁ
1. Основные мои сочинения:
Стихи: «Полёт», Цикл «Восточный ветер», «Храм Софии в Константинополе», «Свой путь», «Достучаться»;
Песни: «Навстречу радуге», «Песня горных вершин», «Фью-фью-фью», «На Евдоху», «Бог Един»;
2. Стих-идол:
«Ворон» Эдгара Алана По
3. Песня-идол:
«Я сам из тех…» Константина Никольского
4. Книга-идол:
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
5. Картина-идол:
«Отрочество Мадонны» (автора не помню), Эрмитаж
6. Образование:
1-е: Ростовское государственное среднее профессионально-техническое (кулинарное) училище № 79 – повар 4 разряда;
2-е: Ростовский филиал Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств; факультет: Социально-культурная деятельность; отделение: Педагогика и менеджмент;
7. Моя дипломная работа на тему:
«Социокультурная деятельность любительских творческих клубов и объединений».
ОКРАИНА
Стихи Н. Никитиной
Музыка М. Кострикина
1.
«Окраина» на краешке Ростова
запряталась в укромный уголок…
Поэт, мне абсолютно незнакомый,
приветливо позвал «на огонёк».
ПРИПЕВ:
Ростовская окраина –
уютный уголок.
Приветливо «Окраина»
зовёт «на огонёк».
Прекрасный клуб «Окраина»
объединяет нас.
Спешим мы на «Окраину»
в субботний час.
2.
«Окраина» – отдушина для многих
поэтов, композиторов, певцов.
Услышите куплеты бардов модных
и афоризмы здешних мудрецов.
ПРИПЕВ.
3.
Поток стихотворений щедро льётся
из сáмой глубины Донской души!
Где скажется строка, а где – споётся…
Пиши, поэт, твори в ночной тиши!..
ПРИПЕВ.
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Стихи Виктора Тихонова
Музыка М. Кострикина
1.
Вот и Пасха опять – день забытых чудес!
Разлетается весть, что Спаситель воскрес.
Целованье в толпе, ликованье в душе,
И к бутылке рука потянулась уже.
ПРИПЕВ:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Слава! Слава Христу!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Слава! Слава Христу!
2.
Что ж, давайте и мы этим праздничным днём
Всех, лежащих в земле, лишь добром помянём…
Как светла наша грусть! Как сладки куличи!
Даже водка – и та в этот день не горчит…
ПРИПЕВ.
3.
Всюду радость царит… Отчего же, скажи,
Обдало холодком закоулки души? –
От сырой ли земли, от родных ли гробниц?
От людских ли пустых, хоть и радостных лиц?
ПРИПЕВ.
Речитатив:
И терзает вопрос посреди кутерьмы:
Иисус-то воскрес, а воскреснем ли мы?..
ПРИПЕВ.
МОЛИТВА
Стихи М. Пехтеревой
Музыка М. Кострикина
1.
Господи, воля твоя!
Убереги от отчаянья,
Душу верни к изначальному,
Светлую дверь отворя!
2.
Ради детей, ради ближнего –
Жаждую света Всевышнего,
Чтобы любить и гореть,
Тех, кто со мной, обогреть.
3.
Убереги от неверного
Шага иль слова запретного.
В эту нелёгкую жизнь
Светом надежды явись!
4.
Боже, молю тебя я,
Не откажи во спасении,
Стань для меня откровением –
Господи, воля твоя!
ДАЧНАЯ
Стихи и музыка М. Кострикина
1.
Хорошо сидеть на даче,
Если дача не своя.
Не грустить, что крыша плачет,
Что житья нет от жулья,
Что не мазаны черешни
И не резан виноград.
Здесь так чуден воздух вешний,
Ах, как этому я рад!
А-ах, как этому я рад!
2.
Здесь добры к вам повсеместно,
Льются тосты-соловьи,
Здесь в кругу поются тесном
Песни только о любви.
Потому я рад компашке
Замечательных друзей,
Где пою я по бумажке
С шестиструночкой моей,
Ах, с шестиструночкой моей.
3.
И к чему нам быть в печали,
Мой дружище-старичок,
Если чудно на мангале
Брызжет соком шашлычок?
Здесь душа от счастья плачет,
И скажу вам, не тая:
Хорошо сидеть на даче,
Если дача не своя,
Ах, если дача не своя!
БЕЛЫЙ ЛАЙНЕР
Стихи и музыка М. Кострикина
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Белый лайнер, белый лайнер
На донских волнах качался.
Я с тобою ненадолго
У причала расставался.
Белый лайнер, белый лайнер
След волны оставил млечный…
Но, прощаясь ненадолго, (2 раза) *
Расставались мы навечно.
1.
Снег на набережной Дона,
Он такой, как этот город, –
С перламутровым отливом,
И как будто невесом.
Я гитары струны трону,
Я сыграю переборы,
О часах спою счастливых,
Вдруг растаявших, как сон.
ПРИПЕВ:
Белый лайнер, белый лайнер…
(и т. д. на слова вступительного раздела)
2.
Вспоминаю смех твой звонкий
В пустоте январской ночи,
Поцелуи и объятья,
Взгляд игривый, озорной.
Эта ночь – совсем девчонка:
И кружится, и хохочет…
Как могу ей дать понять я
То, что нет тебя со мной?!..
ПРИПЕВ.
3.
Я гитару снова трону
С первой порванной струною,
Я не стану петь тоскливо
С бедным сердцем в унисон.
Снег на набережной Дона –
Очень схож он с тишиною:
С перламутровым отливом
И как будто невесом.
ПРИПЕВ.
* В припеве этого повторения нет.
СПАСИБО ОСЕНЬ
Стихи В. Остапиной
Музыка М. Кострикина
1.
Спасибо, Осень, за грусть дождей, за рокот гроз,
За тихий вальс желтоглазых дней в ветвях берёз,
За безграничность ночи седой, за листопад,
За твой таинственный и простой печальный взгляд.
2.
Сгораю с радостью я в огне осенних снов.
Тебе, волшебница, как и мне, – не нужно слов.
То ввысь взлетаешь ты, то без сил вдруг – камнем вниз…
Тот, Осень, кто тебя не оценил, – не ценит жизнь.
3.
Как важно знать, как важно думать на бегу,
Что кто-то ждёт тебя на дальнем берегу.
Я растворяюсь в этом небе вновь и вновь.
Спасибо, Осень, тебе за жизнь и за любовь.
4.
Спасибо, Осень, за грусть дождей, за рокот гроз,
За тихий вальс желтоглазых дней в ветвях берёз,
За безграничность ночи седой, за листопад,
За твой таинственный и простой печальный взгляд.
За твой печальный взгляд – спасибо, Осень…
ПЕСЕНКА О ЧУДАКЕ
Стихи и музыка М. Кострикина
1.
На маленьком ослике верхом
Чудак перевозил свой тесный дом.
И мне, отвесив вежливый поклон,
Сказал, что едет жить на небосклон.
2.
Там ярче звёзды, ближе облака,
Видны оттуда сёла и река,
Леса, поля, дороги, гладь лугов.
А на земле не видно ничего.
3.
Я засмеялся, а чудак в ответ
Мне улыбнулся и пошёл на свет
Большой звезды; держа в ручонке зонт,
Ушёл пешком, везя свой дом за горизонт.
4.
А утром я увидел чудака –
Поставил домик в белых облаках
И сверху помахал он мне рукой,
А я подумал: «Во чудак какой!»
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Стихи Викт. Калашникова
Музыка М. Кострикина
1.
Гуси-лебеди,
Ой, гуси-лебеди
На крылах весну принесли.
То ли въяве мне,
То ли в неведи
Сердце пламенем подожгли.
2.
Вы из века в век
Из-за гор и рек
Прилетаете вновь и вновь,
В край родимый свой,
В край заветный мой
Нас зовут судьба и любовь.
3.
Там живёт моя
Ненаглядная,
Верность юности сохраня,
Моя любушка,
Моя долюшка
Много лет и зим ждёт меня.
4.
Был бы птицей я –
Не прожил бы дня
И на крыльях к ней прилетел.
Я б глаза её
Целовал взахлёб,
Рассказал бы всё, что хотел.
5.
Прошу лебедей:
Подскажите ей,
Не впускает пусть в сердце грусть.
Скоро час пробьёт,
Службы срок пройдёт,
Белым лебедем я вернусь.
ПЕРЕВОД БОЛГАРСКИХ
НАРОДНЫХ ПЕСЕН
ГОРЕ МИЛОЙ – ДО ВОСХОДА
Сорвались с крутой горы-да
Пастуха-два-друга бедных,
Их засыпало камнями
Пастухов-друзей двух верных.
Стали у горы проситься,
Начали домой проситься.
Молвил первый: «Отпусти же,
Первая любовь меня ждёт!»
Говорит второй: «Пусти же,
Мать-старушка ждёт сыночка!»
А гора им отвечает:
«Ой же пастухи-друзья вы!
Горе милой – до восхода,
Горе матери – до гроба!»
РОДОПСКАЯ
Для кого же эти, Дана,
Глаза-то?
Для кого же эта, Дана,
Фигура?
Эта стройная фигура
Престройная,
Эта русая коса-то
Плетёная.
Не сходи с ума по мне ты,
Дурачок,
Не губи задаром юность,
Дурачок,
Продала меня мамаша
Старику,
Старику меня мамаша,
Горбуну.
Покарай же, Боже, мамок
И отцов,
Тех, кто деток бедных старым
Продают.
У кого в глазах богатства
Мёртвый блеск,
Кто несчастных деток гробит
За гроши.
КОНЬ СТУДЕНЧЕСКИЙ
Однокурсникам из РФ СПбГУКИ посвящается
Вчера целый день я пытался узнать, удастся ли мне выполнить отеческий наказ ректора: каждый день – по сто страниц свободного чтения. Делал я это достаточно прилежно и с учётом того, что завтра в вузе будет самый важный экзамен. Но ведь кроме учёных книг ректор благосклонно дал нам, студентам, добро на чтение всевозможной иной литературы. Только вот парадокс: с иной-то литературой у меня проблем не возникало, а вот с учёными книгами… Если «Металл-Хамер» я прочёл с удовольствием весь от корки до корки за полчаса, затем «Плейбой», который дался мне ещё легче, после которого я кое-как осилил за пару часов «Юный Техник», то монография на тему: «Социальные функции культурологии и особенности развития у личности пр…щихся способностей» не давалась ни в какую! И вообще я заметил, что в учёных книгах комбинация букв, слов и фраз такова, что после прочтения, с горем пополам, первой страницы сразу же хочется спать и как можно дольше. Никак, как я ни пытался осилить эту нужную кому-то вещь, я не мог этого сделать. А ведь завтра экзамен! Это тебе не хухры-мухры!..
Вставив в глаза спички, как это делают наверное студенты всего мира, я кое-как осилил вторую страницу. То есть, если учесть, что кроме монографии я прочёл семьдесят страниц печатного текста плюс две страницы самой монографии, мне осталось совсем немного: каких-то двадцать восемь страниц научного текста.
Я на мгновение закрыл глаза и задумался: Надо было утром ехать не на автобусе через центр, а на троллейбусе через проспект. Надо было сегодня на первую пару не ходить – никто бы не узнал, что я не готов к семинару. Надо было на обед не брать эти пирожки в столовке – полдня из-за них… Надо было… Ах да, что это я? Так, завтра экзамен, а у меня ни одной шпоры не готово! Может Светка принесёт? А если не принесёт? Ну тогда не только я попадаю, но и Вован тоже! Нет, Светка принесёт – она нас никогда ещё не подводила! А вдруг списать не получится? Заартачится отче наш и – пропал студент: будьте добры выучить и через неделю на пересдачу! Об чём это я вообще! Дальше читать надо! Страница третья: «… исходя из этого, нужно отметить, что именно в данный период важно не допустить распространения в социальной среде…» Нет, никак не читается! Тьфу ты, чёрт! На-те вам кого в вечер-то помянул! Заучился совсем! Может, на сегодня хватит с меня? Если что – утричком повторю! Нет – СТОП! Утричком, до самого выезда в вуз дрыхнуть буду! Не в первый раз уже – знаем мы ваши обещания, товарищ студент! Блин, спичка не туда пошла, поправить надо! Кроме того, я ведь не курил, кто знает сколько! Так, где мой «Пэл-Мэл»? –
Я взял первую же попавшуюся сигарету и с удовольствием затянулся.
- Итак, соберёмся с силами и – продолжим…
Когда кое-как была осилена третья страница, в углу комнаты раздалось слабое конское ржание, как будто из-за стенки, от соседей.
Я, не придав этому значения, перевернул страницу и боковым зрением определил на полу какую-то странную по своей форме тень. Оторвав от книги глаза, я увидел перед собой небольшого лопоухого жеребца с полупрозрачными крыльями. «Что, уже?» – почему-то подумалось мне.
Дальше была мысль о том, что я, видимо, от чтения, от перенагрева спятил. Откуда у меня в комнате конь, да ещё с крыльями?
Конь же, меж тем, сел совсем не по-конски, а скорее, по-собачьи, зевнул эдак лениво, и (о ужас!) промолвил:
- Здорово, говорю, студент! Чё вылупился? Коня что ли никогда не видел?
- Не то, чтобы не видел, но чтобы конь разговаривал!..
- А чё тут такого – щас все грамотные пошли, так отчего же мне, коню не поговорить с хорошим человеком?
- Да, но мне как-то не по себе!..
- Слышь, тебе завтра не по себе будет, когда ты ректору на экзамене лапшу на уши повесить попытаешься! Ну, ладно, я чё тут к тебе зашёл! Ты это, вижу, со страницами никак не сладишь, так я помогу!
- Чем ты мне поможешь: почитаешь что ли на сон грядущий?
- А, я кстати, не представился: Конёк-Везунок, ну или – Конь Студенческий. Моим далёким предком Конёк-Горбунок знаменитый был. Я ведь помочь тебе смогу не чтением, а как ректора провести.
- Это мы, друг ты мой, и сами – с усами!
- Нет, ты не понял! Читать – это не моё дело! Моё дело – валяться! Всегда и везде! Да ты этого не поймёшь сегодня, наверное… Ты лучше вот что: спать ложись: утро вечера мудренее. А я тут покумекаю, как тебе помочь!
- Иди ты к дьяволу прямо в пекло! –почему-то вот так особенно послал я конька и пошёл выполнить желаемое.
Приятная нега одеяла и подушки сделала своё дело. Царство сна быстро приняло меня в свои объятья и я улетел. Мне снилось, что я плыву на корабле, а вокруг акулы, готовые отправить меня прямо сейчас себе в желудки. Но тут появился Конёк-Везунок и расправился своими копытами с кровожадными морскими хищниками. Затем мне снилось небо. Я лечу, а вокруг меня – орлы кружат, клюют меня в голову, ноги, руки. Тут снова Конёк мой появляется и давай супостатов крыльями бить. Разметал всех орлов по небу. А после мне приснилось, что уже утро наступило и вставать пора, на экзамен собираться, лежу, Конька жду, а его всё нет. Понял я тогда, что действительно утро наступило. Встал я, умылся, все процедуры выполнил. Потом кофейка заварил. И только тогда понял, что забыл начисто всё: и то, что успел прочитать, и то, что ещё не успел, но уже и не успею. С ужасом думая о предстоящем экзамене и с ветром в голове, я отправился в свой вуз.
Внутри него было полно народу и, вглядываясь в лица каждого из студентов, можно было и без утомительной и напряжённой процедуры опроса, сразу же выставлять оценки за сдачу экзамена.
Вот стоит студентка с полной готовностью отвечать на все вопросы, что бы её ни спросили.
Вот студент с опущенной вниз головой. Он явно поник не потому, что ему наступили в автобусе на ногу, и не потому, что сегодня ему снова не удастся посмотреть по телеку утреннее повторение сериала «Бригада».
А вот пара студентов, которым всё до фени, лишь бы поскорее всё закончилось и – снова в пивнуху, отметить сдачу экзамена, какой бы она ни была. Я же не мог определить своего состояния и увидеть себя со стороны, но по взглядам окружающих, я понимал, что нахожусь не в лучшей форме.
Мне делалось ещё более тоскливо и страшно, когда дверь аудитории то резко распахивалась и в коридоре появлялся сияющий лик однокурсника явно получившего за свой ответ на экзамене не ниже «пятёрки», то открывалась в гордом спокойствии и оттуда выходил студент с чувством сохранённого собственного достоинства и не плохо выполненного долга, то едва отворялась, скрипя, и через неё буквально просачивался чёрный лицом этакий горе-студент, который, тяжко вздохнув, молча скрывался за входной дверью вуза.
Когда же наступила моя очередь сдавать, я робко, сам не зная зачем, постучал в дверь, и, услышав ректоровское «Входи, студент!», вошёл и сделал движение в сторону стола, на котором лежали раскиданные кверху «рубашкой» экзаменационные билеты. Взяв первый попавшийся под руку билет, я перевернул его лицевой стороной и назвал ректору свой номер. Тема билета была такой далёкой для моего понимания: «Фокусировка внимания у индивидуума в период тр…щивания пл…сти». Затем я сел и стал чего-то ждать.
Заметив моё замешательство, ректор как-то странно улыбнулся и тут я на миг увидел в его чертах вчерашнего Конька-Везунка. Мне сразу же вспомнился весь вчерашний вечер, всё то, что я учил и то, что только собирался выучить, и сразу на душе стало так легко. Я взял зачётку и вышел к месту сдачи экзамена. Ректор задал мне первый вопрос:
- Итак, кто изображено на обложке журнала «Металл-Хамер» за прошлый месяц?
От такого поворота событий я опешил, у меня спёрло дыхание и, ещё не веря своему счастью, я поведал ректору, что на обложке изображён лидер группы «Акцепт» Удо Диркшнайдер.
- Вопрос второй – с удовольствием промолвил ректор – У какой фотомодели журнала «Плебой» самый большой бюст?
- У Памелы Андерсон – не веря своему счастью, выпалил я.
- Ну и третий вопрос: Какого чёрта ты вчера этому Копытному дал мой домашний адрес? Я же тебя просил, не давай его никому! Он мне всю душу вымотал: поставьте завтра тройку, поставьте! Хотя бы тройку!»
И тут я вспомнил, что перед сном послал Конька к дьяволу. Так получается, что наш ректор… Мысли путались и мне не хотелось в это верить.
- Ну, это случайно так получилось! Я не специально, я к слову это сказал, в сердцах. Этот Конёк-Везунок появился так внезапно, а тем более крылья его полупрозрачные вообще… ещё и разговаривает по-нашему…
- Студент, ты что, бредишь? Перечитал вчера, видно!.. Какого Конька-Везунка? Игорь Копытный, сокурсник твой у меня вчера в гостях был. Коробку конфет принёс, кофе мы с ним выпили по чашечке…
Ладно, задам тебе пару дополнительных вопросов, но сначала давай-ка покурим, а то я уже пару часов точно с этими экзаменами не курил.
Ректор открыл окно, достал из кармана пачку сигарет, вынул одну – протянул мне, вынул вторую, запалил и сладко затянулся.
Тут прямо из моей зачётки раздалось слабое, едва уловимое конское ржание.
Что это было? – ректор удивился и закашлялся – И вообще: что это за сигареты такие? До боли знакомый вкус, как будто из молодости…
И тут я понял, что сигаретами-то этими меня вчера мой сокурсник Игорь Копытный и угостил. Видно и ректора тоже. Да и не сигареты это, а так – трава какая-то. Копытень-травой, что ли, называется.
- Ладно – вдруг промолвил ректор – давай зачётку.
Я молча протянул ему свой самый важный студенческий документ, он взял его и раскрыл. На страницах гордо валялся мой вчерашний знакомый Конёк-Везунок во всей своей красе и славе и, вскочив, вдруг прямо на зачётке начал отбивать копытами чечётку.
- Вот, у всех студентов бы так, как у тебя, конь валялся, тогда бы мы, может быть, и коммунизм с Надеждой Кинситиновной построить смогли.
Он протянул мне зачётку почему-то с «шестёркой» в нужной строке и я вышел из аудитории с гордо поднятой головой. И все, стоящие в коридоре поняли, что у меня сегодня как никогда валялся конь, тем более, что из зачётки продолжало доноситься всё затихающее конское ржание.
2006 г.
ОБОРОТЕНЬ
Был у меня когда-то необыкновенно красивый, но теперь довольно старый служивый пёс восточно-европейской породы, по кличке – Шайтан. Назвал я его так потому, что со щенячьих своих лет был он вертлявым, непоседливым и проказничающим псом, к тому же абсолютно чёрной масти. И, не смотря на свой нынешний преклонный возраст, Шайтан оставался прежним шалуном, а с годами у него ещё и развилось такое качество как любопытство, из-за которого, он чуть было не поплатился жизнью.
В тот вечер, о котором здесь пойдёт речь, я как обычно выпустил Шайтана со двора на улицу: побегать, погулять, травки пощипать. Пёс с огромной радостью на не менее огромной морде перескочил через порог калитки и в мгновение ока скрылся из виду. я не стал ждать гулёну на улице, а, оставив открытой нараспашку калитку и проскочив на одной единственно обутой ноге через весь двор, влетел в глубину дома. Через полчаса я снова вышел на улицу, дабы призвать разгулявшегося пса к дисциплине, загнать его во двор, но тот так и не появился в поле зрения парня. Это было очень не похоже на Шайтана, я заволновался и понял, что с ним что-то случилось.
Оставив открытой нараспашку калитку, я пошёл по переулку в ту сторону, куда полчаса назад побежал мой пёс, и, пройдя весь его до конца, свернул по улице на соседний. Так я дошёл до остановки «выполненной в стиле» «а-ля совок», обратив внимание на толпу выпивох у грязной и вонючей пивнушки, что находилась через дорогу от остановки и живописно дополняла идиллическую картину тёплого летнего вечера.
И тут мне послышалось некое шуршание позади варварски искорёженной железной брони остановки. Я зашёл за остановку и увидел очень глубокий, котлован метра полтора-два диаметром в форме небрежно-круглого перевёрнутого конуса. Я присел на корточки и, посветив фонариком вниз, увидал пса в котловане, вырытом явно для аварийно-водопроводных работ. В нём валялись большие кучи всевозможного бытового мусора, сваливаемого обитателями соседних частных домов. Там было всё: от объедков до строительного мусора и только нигде не было видно остатков совести и другой человеческой добродетели. Вот в этом-то котловане, в куче затхлого мусора барахтался, безуспешно пытаясь выбраться мой чрезмерно любопытный пёс Шайтан.
Едва завидев меня, то ли от обиды, мол где тебя носило, то ли от ощущения наконец-то пришедшего спасения, пёс глубоко вобрав в свои лёгкие воздух, протяжно, даже где-то по-волчьи, завыл.
Я чуть отпрянул от неожиданности от котлована, моментально выпрямился, а затем резко сиганул вниз, в кучу мусора: спасать своего друга.
Но что я только ни предпринимал, а всё напрасно: пса невозможно было никак заставить выскочить наверх. Во-первых, было достаточно высоко; во-вторых, Шайтан не был учёным псом и не умел ходить по доске, с помощью которой я пытался его вытащить.
Из последних сил поднял я над своей головой тридцатикилограммового пса и просто выкинул его из котлована. Дело было сделано: друг на свободе! Сверху донеслись радостное ликование пса, тревожный мат со стороны пивнухи и звуки отъезжающих автомашин.
Я же кое-как выбрался из котлована и, удивившись внезапной пустоте, пошёл со своим четвероногим другом в сторону дома.
На том история бы и закончилась, если бы по посёлку не поползли невероятные слухи. Один из слухов вскоре я и услышал, совершенно случайно проходя мимо захмелевшей компании местных забулдыг. Возле небольшого деревца сидели мужики и один из них, по имени Шурян, активно жестикулируя руками, рассказывал остальным свою историю.
Шуряну правда никто из друзей-собутыльников сразу не поверил, когда он рассказал об оборотне. Но впоследствии нашёлся не один человек, который подтвердил достоверность его рассказа. Так в «пивных кругах» родилась легенда о ростовском оборотне, которого видело в тот вечер множество корешей.
«Дело было так, – рассказывал корешам Шурян, – мы с Павлухой тогда с работы решили на часик в тошниловку заглянуть, ну ту, что на углу Нерусской и переулка Твердыцкого. Взяли по кружке «Очакова», честно заплатили, ну конечно «старочкой» развели, всё как положено: чин-чинарём. Рыбка на газеточке аккуратненько разложена. Мужики вокруг суетятся – алкаши алкашами. Ну, только мы, значит, с Павлухой-то кружки ко рту поднесли, гляжу – мужик к яме глубокой, что за остановкой, подходит, а сам подозрительно на нас через дорогу смотрит, как-то так необычно, что у меня холодок по спине пробежал. Да мы к тому же недавно перед сном с моей ужастиков по видику насмотрелись. Мужик этот, значит, вдруг ни с того ни с сего как завоет, прямо так: по-волчьи; как выгнется, и в яму-то, по-звериному, сиганул. Ну, думаю, допился! Уже и черти кажутся! Пора, думаю, бросать пить, пока в алкоголика не превратился! Потом фильм вспомнил, так вообще мне жутко сделалось. И тут подумалось: во дурак! Сам уже накрутил Бог знает чо! Какой такой мужик? Привиделось что ли? Но тут раздались из ямы резкие звуки и тяжело так выскочил оттуда огромный пёс, каких и в природе-то не бывает. Выскочил это он, значит, заверещал дико и давай бежать в нашу сторону. Ну мы с Павлухой в машину кое-как прыгнули, за нами ещё мужики попрыгали в свои машины. Кто-то в чужие пытался влезть, а когда понял, что безрезультатно, бросился бежать по улице с не естественными криками, размахивая руками и видимо сразу же протрезвев. Может кого и догнал оборотень – не знаю, только я больше в эту тошниловку – ни ногой! Да и вообще пора завязывать с пьянкой-то: гнилое это дело, мужики!»
2006 г.